В проекте есть оговорка о том, что в расходах на содержание органов госвласти не учитываются траты на материальное стимулирование госслужащих, «внесших существенный вклад в достижение наилучших результатов по социально-экономическому развитию субъекта» (поощрять их будут за счет трансфертов из федерального бюджета). Поэтому сумма, формально сэкономленная на госаппарате за счет изменения методики, «в конечном счете вернется в регионы, но уже как материальное поощрение за достигнутые успехи», считает старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александр Шураков.
«Соответственно, если успехов в каком-либо регионе не будет, то, возможно, федеральный центр не простимулирует местных чиновников», — указывает аналитик. «Другими словами, расходы на региональных чиновников будут состоять из двух частей: «постоянной», которая рассчитывается по измененной методике, и «переменной» — материальное стимулирование со стороны федерального центра», — говорит Шураков. Сильнее всего гарантированная составляющая уменьшится у регионов с большой долей дотаций, доходов от акцизов и транспортного налога.
Норматив по аппаратным расходам для каждого региона свой. Сейчас правительство при его определении делит субъекты на несколько групп и подгрупп по таким критериям, как индекс бюджетных расходов (размер трат относительно среднего по России), средняя зарплата, плотность населения.
Минус 44 млрд
Сделать однозначный вывод о том, как изменятся расходы на содержание органов власти в регионах, пока нельзя, сказал РБК министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын. У каждого региона свой процент, на который умножают базу для расчетов: если он не изменится, то траты и правда сократятся, но возможно, что «расходы останутся прежними за счет увеличения этого процента», объясняет он. Пока же Минфин конкретные показатели регионам не называл, добавляет Пшеницын.
Пресс-служба федерального Минфина не ответила на запрос РБК. В пояснительной записке к проекту говорится, что изменения, которые он предлагает, «обусловлены волатильностью поступлений» дотаций на выравнивание обеспеченности и доходов, формирующих дорожный фонд. Это «приводит к несопоставимости нормативов на протяжении ряда лет», объясняют в ведомстве.
По расчетам Шуракова, по действующей методике предельный объем расходов на содержание органов госвласти в регионах в целом составляет 306,5 млрд руб. (оценка за 2016 год). А при новой методике (при прочных равных) постоянная часть в 2016 году оказалась бы на 44,3 млрд руб. (14,4%) меньше, оценил он: «Соответственно, у федерального центра возникло бы 44 млрд руб. «стимулирующих» денег».
Самое масштабное потенциальное сокращение может произойти в Ингушетии (-75%), Туве (-74%), на Алтае (-69%), в Дагестане (-68%) и Чечне (-64%). Меньше всего, по расчетам АКРА, пострадают Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Сахалин, Москва, ХМАО и Санкт-Петербург.
Впрочем, изменение методики будет носить скорее «технический характер», считает ведущий аналитик Moody's по российским регионам Владлен Кузнецов. В любом случае Минфин «проводит политику стимулирования регионов к оптимизации расходов с целью улучшения ситуации со сбалансированностью бюджета и ограничения роста долговой нагрузки». Модельный бюджет, ограничения по долгу и дефициту при предоставлении бюджетных кредитов уже помогли сократить дефицит по сектору с 7% от совокупных доходов в 2013 году до сбалансированного бюджета в 2016 году, сбалансированности можно ожидать и в этом году тоже, добавляет Кузнецов.
Регионы в части расходов на аппарат могут пострадать, возражает завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. Предельные нормативы зачастую «сковывают» регионы в действиях, которых от них требует федеральный центр, указывает он. «Появляется новый функционал, а регионы не могут развернуться, потому что у них уже существуют предельные значения», — подчеркивает Климанов.
Правительство и Минфин стараются оптимизировать региональные органы управления в преддверии помощи, которую Москва окажет субъектам с долгами, полагает эксперт. Как писал РБК, программа реструктуризации бюджетных кредитов запускается с 1 января. Она рассчитана на семь лет, в первые два года по ней будут предоставляться «максимально льготные условия», когда регионам нужно будет выплачивать каждый год только 5% своего долга. Это позволит им за два года «вызволить» 438 млрд руб., говорил президент Владимир Путин. Позже он объявил и о предоставлении целевого кредита из федерального бюджета и регионам с большими долгами по рыночным кредитам.