Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Под конец 2020 года россияне купили валюту почти на $5 млрд Финансы, 16:57 Bloomberg узнал о схеме поставки венесуэльской нефти в Китай Бизнес, 16:51 Как Байден и другие президенты меняли Овальный кабинет. Фотогалерея Общество, 16:50  Алексей Березуцкий присоединился к брату в тренерском штабе ЦСКА Спорт, 16:49 Каким будет стадион на месте рухнувшего в Петербурге спорткомплекса Недвижимость, 16:40 Александр Логинов выиграл гонку на этапе Кубка мира по биатлону Спорт, 16:40 Группа Прохорова с конфликтом консолидировала «Ренессанс Кредит» Финансы, 16:37 Лукашенко исключил возможность Белоруссии «рухнуть на колени» Политика, 16:36 Каких ошибок стоит избегать при внедрении искусственного интеллекта Pro, 16:34 В Нижневартовске пассажирский самолет совершил внеплановую посадку Общество, 16:29 Главу «Водоканала» Буйнакска арестовали после заражения 240 детей Общество, 16:27 Генпрокуратура исключила выдачу россиян по делу о взрыве в Бейруте Общество, 16:20 «Севилья» обошла «Реал» и «Барселону» в европейском рейтинге IFFHS Спорт, 16:16 «Главное — не паниковать». Биткоин подешевел на 25% за две недели Крипто, 16:00
Экономика ,  
0 

Депутаты обложат малый бизнес ежеквартальными взносами до 6 млн руб.

В Госдуму внесены поправки в Налоговый кодекс, дающие муниципалитетам право вводить региональные сборы с предпринимателей. Владельцы прачечных, парикмахерских и даже платных туалетов – всего более 20 видов услуг – начиная с 2015 года раз в квартал будут платить от 6 до 600 тыс. руб., причем ставки могут быть повышены до 10 раз. Деловые организации намерены обращаться в правительство и к депутатам с возражениями
Новые налоги затронут в том числе владельцев платных туалетов
Новые налоги затронут в том числе владельцев платных туалетов (Фото: Lori)

Бюджетный комитет Госдумы 5 ноября взял за основу пакет поправок в Налоговй кодекс. Сборы предполагается взимать каждый квартал, их объектом признается использование движимого и недвижимого имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Размер сбора будет зависеть от вида деятельности и, например, размера помещения. Так, за каждый квадратный метр торгового зала или кафе площадью свыше 50 кв. м придется выложить по 6 тыс. руб. Если зал меньше или его нет, торговец (или ресторатор) заплатит 600 тыс. руб. в квартал.

Муниципалитеты по закону смогут изменять ставку: уменьшать вплоть до нуля или увеличивать до 10 раз. Таким образом, сбор для малого бизнеса с базовой ставкой в 600 тыс. руб. может составить максимально 6 млн рублей в квартал, а для рестораторов и торговцев с помещениями большой площади и более.

Базовые сборы от 60 тыс. до 300 тыс. рублей предлагаются для перевозок грузов в зависимости от грузоподъемности, услуг такси, а также ремонта, техобслуживания и мойки автомобилей, за парикмахерские и косметические услуги в зависимости от площади салона. Базовая ставка составит 300 тыс. руб. для услуг химчисток, ремонта и пошива одежды, фотоателье и даже платных туалетов.

В Минфине, который прорабатывал ранее собственный вариант законопроекта о муниципальных сборах, не смогли в среду вечером оперативно сообщить, как они относятся к инициативе депутатов и в чем их подходы могут различаться. В октябре министр финансов Антон Силуанов говорил РБК: «Сейчас мы готовим с депутатами предложения в законодательство [касающиеся сборов]». Ссылаясь на «разные оценки», он отмечал, что сборы могут принести в бюджеты муниципалитетов от 20 до 30 млрд руб. в год, при этом «федерация ни в коем случае не будет сокращать объемы трансфертов регионам».

Размер сборов адекватным назвать нельзя, уверена эксперт Экономической экспертной группы Александра Суслина, которая даже переспросила у корреспондента РБК, верно ли расслышала сумму. Для малого бизнеса ставки, превышающие 1–2 млн руб. в год – это так много, что проект выглядит неправдоподобным, заметила она. «Парикмахерские и химчистки – это не крупные гиганты, это в лучшем случае средний бизнес. Либо они закроются сразу, либо будут такие цены, что не подступишься, и все равно они закроются», – говорит Суслина.

С бизнесом проект не обсуждался, сообщили РБК в «Опоре России» и «Деловой России», но обе организации его не поддерживают. Сборы дублируют патентную систему налогообложения, установленную законом для малого бизнеса, замечает глава Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опора России» Иван Ефременков. Этот режим нужен, чтобы предприниматель мог один раз заплатить сумму налога, установленную регионом, и больше ничего не платить. «Если не нравится сумма налога – региональные власти могут ее увеличить», – замечает он. Ведь сборы за патенты идут в те же местные бюджеты, добавляет он: вводить новые сборы совершенно нецелесообразно.

«Опора» уже обращалась с возражениями против сборов в Минфин после того, как инициативу озвучил на инвестиционном форуме Сочи-2014 премьер-министр Дмитрий Медведев, напоминает Ефременков. «Тогда было еще не очень понятно, какие виды деятельности [подпадут по обложение сборами], но то, что это двойное налогообложение, было понятно», – говорит он. Теперь бизнесмены не исключают, что будут писать и в Госдуму, чтобы и депутаты ознакомились с позицией малого бизнеса.

«Деловая Россия» законопроекта не видела, но она бы его точно не согласовала, сказала РБК глава налогового комитета организации Марина Зайкова. «Мнение у нас прежнее: налоги должны устанавливаться централизованно, не нужно давать возможность для законотворчества на местном уровне», – говорит она. Чиновники на местах «дальше следующего года ни о чем не думают», в частности, о том, как развивать малый бизнес: «Все будут пытаться как-то выжить, заглушат даже то, что еще толком не выросло», – опасается Зайкова.

О своих опасениях деловороссы напишут лично Дмитрию Медведеву, поскольку он инициатор сборов, сообщила Зайкова, не исключив и обращение в Госдуму после обсуждения «по поводу местного законотворчества», которое в «Деловой России» пройдет 19 ноября. «Но против сборов мы были всегда: эти ползущие поборы, которые не регулируются никаким законом – очень серьезная нагрузка на бизнес», – говорит она.

Не исключено, что бизнес не успеет донести свое мнение до чиновников: Госдума принимает законопроект о сборах по ускоренной процедуре. Минуя стадии нулевого и первого чтения, он внесен в виде поправок ко второму чтению другого законопроекта – о налоговом маневре в нефтяной сфере. «Не очень понятно, почему это вносится в рамках налогового маневра – это никаким боком к нему не относится. По логике это не должно пройти», – возмущается Суслина из ЭЭГ, но не исключает, что законопроект будет принят.