В России появится от 4 до 10 особых экономических зон
Вместе с тем чиновник не стал уточнять, какой объем финансирования понадобится на создание ОЭЗ, отметив лишь, что часть расходов может быть профинансирована за счет инвестиционного фонда и федеральных адресных целевых программ.
Ранее А. Шаронов сообщил, что Государственная дума рассмотрит во втором и третьем чтениях законопроект "Об особых экономических зонах" 8 июля. При этом он отметил, что на заседание профильного комитета Госдумы рассмотрение данного законопроекта будет вынесено завтра, 6 июля.
Замглавы МЭРТ напомнил, что, согласно законопроекту, в России предусматривается создание двух типов особых экономических зон (ОЭЗ): промышленно-производственные и технико-внедренческие. Инициатором создания той или иной зоны будет выступать субъект РФ, который будет подавать заявку в правительство, после чего Кабинет министров на конкурсной основе будет определять создание таких зон.
"В особой экономической зоне на момент ее создания не должны находиться объекты, принадлежащие частным лицам, кроме инфраструктуры, а именно: линии связи, электричество, водоснабжение и дороги", - подчеркнул замминистра.
Также он сообщил, что, видимо, законодательные функции в отношении ОЭЗ будут возложены на МЭРТ, а функции управления - на специальное вновь созданное агентство. А. Шаронов подчеркнул, что создание ОЭЗ "рассчитано на тех инвесторов, которые не хотят прийти в Россию на существующих условиях".
В настоящее время, по его словам, в российское правительство поступило порядка 30 запросов от регионов на создание ОЭЗ, в частности от Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Томска. А. Шаронов подчеркнул при этом, что подавляющее большинство заявок касается создания технико-внедренческих зон.
Как уже отмечалось выше, согласно законопроекту "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", на территории России планируется создать два типа ОЭЗ: промышленно-производственные и технико-внедренческие. Законопроект предусматривает создание промышленно-производственных зон на территории площадью не более 10 кв. км, технико-внедренческих - на территории площадью не более 2 кв. км. ОЭЗ создаются на 20 лет, их срок существования продлению не подлежит.
На территории ОЭЗ предпринимательскую деятельность могут осуществлять как ее резиденты, так и нерезиденты. Особенности налогообложения резидентов ОЭЗ закрепляются в Налоговом кодексе РФ. Для налогоплательщиков-организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, в соответствии с законопроектом, устанавливается ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; снимается 30-процентное ограничение на перенос убытков на последующие налоговые периоды.
Для резидентов технико-внедренческих зон законопроект предусматривает пониженную ставку единого социального налога (14% вместо 26%). На федеральном уровне планируется освобождение резидентов ОЭЗ в течение первых 5 лет от уплаты налога на имущество и земельного налога.
Также в них будет действовать режим свободной таможенной зоны, то есть товары иностранных производителей могут быть ввезены без уплаты импортной пошлины, а товары российских производителей вывезены без уплаты экспортной пошлины.
На территории промышленно-производственных зон предполагается создать производство товаров с высокой степенью переработки. Также предполагается, что при заключении договора на работу в зоне данного типа инвестиции в первый год должны составить не менее 1 млн евро, в течение 10 лет (максимальный срок действия договора) - не менее 10 млн евро. На территории технико-внедренческой зоны намечено создать производство по стимулированию и внедрению разработок продуктов научной деятельности, ограничений по инвестициям не предусматривается.
Первой областью, наделенной статусом особой экономической зоны (ОЭЗ), стала Калининградская. Законопроект "Об особой экономической зоне в Калининградской области" создает благоприятные условия для ликвидации экономического отставания области и повышения ее инвестиционной привлекательности. Документ определяет условия создания и функционирования ОЭЗ с учетом специфического географического положения области, в том числе введение на ее территории таможенного режима свободной таможенной зоны.