Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

ФАС хочет распространить антимонопольный закон на бренды и товарные знаки

ФАС внесла в правительство новый вариант четвертого антимонопольного пакета. Ведомство хочет больше полномочий для борьбы с недобросовестной конкуренцией через ноу-хау и бренды. Бизнес отнесся к поправкам настороженно
ФАС хочет распространить на бренды антимонопольное законодательство, а вместе с ним – и штрафы в 1–15% оборота
ФАС хочет распространить на бренды антимонопольное законодательство, а вместе с ним – и штрафы в 1–15% оборота (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Пакетное наступление

Федеральная антимонопольная служба внесла в правительство проект поправок ко второму чтению в так называемый четвертый антимонопольный пакет (изменения в закон «О защите конкуренции»). Часть изменений направлена на реализацию антикризисного плана правительства, указывает глава ФАС Игорь Артемьев в письме в правительство (копия самих поправок и письма есть у РБК).

Дискуссия вокруг поправок в закон «О защите конкуренции» идет уже больше года. В конце 2013 года ФАС внесла в правительство несогласованный с бизнесом вариант проекта, против тогда выступили Минэкономразвития, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) и Минюст. Ведомство Игоря Артемьева доработало проект к лету 2014 года, но и этот вариант не устроил крупный бизнес. Предприниматели увидели в предложениях ФАС угрозу отхода от рыночной экономики, отрицательное заключение на проект подготовили и в Кремле.

Несмотря на это, в сентябре четвертый антимонопольный пакет поступил в Госдуму и прошел первое чтение. Сейчас идет работа над поправками к ключевому второму чтению. Предложения ФАС поступили в Минэкономразвития и сейчас проходят процедуру оценки регулирующего воздействия, сообщил РБК представитель ведомства. ФАС направила проект на ОРВ 10 февраля, но пока не получила ответ, указывает Артемьев в письме в правительство, датированном концом февраля.

Главное в четвертом антимонопольном пакете

  • Создание новых государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП) будет согласовываться с ФАС.
  • Вводится недискриминационный доступ для рынков с высокой концентрацией. Это позволит правительству устанавливать правила на рынках, где доля одного поставщика превышает 70%.
  • Предварительное согласование сделок субъектов естественных монополий внутри группы лиц отменяется.
  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС) больше не будет вести реестр компаний, чья доля на рынке выше 35%.
  • Исключается возможность двойной ответственности (наложение оборотного штрафа и изъятие незаконно полученного дохода).
  • Появится возможность обжаловать решения территориальных органов в центральном аппарате ФАС в досудебном порядке.

Война брендов

Поправки поступили в правительство во исполнение антикризисного плана, но, по сути, не имеют к нему отношения, удивляется директор центра мониторинга законодательства РСПП Ирина Котелевская. «Мы видим расширение полномочий ФАС по недобросовестной конкуренции, порядку рассмотрения дел, появляется десять новых штрафов по торгам», – отмечает она.

Так, ФАС хочет распространить действие антимонопольного законодательства на бренды. В поправках предлагается запретить покупку и использование товарных знаков, если конкурент «приступил к использованию обозначения, тождественного или сходного (с ним) до степени смешения» раньше.

Недобросовестной конкуренцией может быть признано использование права на товарный знак, «который приводит или может привести к использованию или ослаблению коммерческой ценности» конкурирующего бренда, работающего на другом товарном рынке, которые приобрели известность в России.

Представитель ФАС не смог предоставить оперативный комментарий. Ранее замначальника правового управления ФАС Денис Гаврилов приводил пример такой недобросовестной конкуренции: «Появилась компания, зарегистрировавшая товарный знак Vacheron Constantin на класс одежды, открыла магазин. То есть товарный знак применительно к часам имеет достаточно узнаваемое значение, и вот компания, которая выходит на рынок, думает, как обратить внимание потребителя и при этом сэкономить на раскрутке. Решение – назвать себя известным именем и повысить вероятность, что потребители обратят внимание. Суд признал, что действия компании – производителя одежды являются недобросовестной конкуренцией», – объяснял он (цитата по ТАСС).

Торговую марку, копирующую визуальное и словесное содержание существующего бренда, зарегистрировать в России не удастся и сейчас, говорит главный куратор исследовательского центра бренд-технологий RCB&B Николас Коро. По его словам, если компания частично копирует чужую интеллектуальную собственность, она будет оштрафована. ФАС хочет ввести для таких компаний оборотные штрафы в размере 1–15% от размера выручки – это разумное наказание, но неясно, почему одни заплатят 1%, а другие – 15%, говорит Коро.

Участники рынка опасаются, что нововведение будет трактоваться шире. Поправками ФАС пытается ввести такую новую норму недобросовестной конкуренции, как нанесение ущерба старым брендам из-за вывода на рынок нового бренда, но ведь суть конкуренции и заключается в соперничестве брендов, а ФАС фактически его устраняет, указывает антимонопольный эксперт «Деловой России» Алексей Ульянов. Непонятно, как можно будет конкурировать в России, если вывод новых брендов на рынок будет признан нарушением, добавляет он.

Конкуренция за креатив

ФАС также предлагает расширить ст. 14 закона «Запрет на недобросовестную конкуренцию» девятью новыми составами. В частности, под запрет попадет продажа товара, при изготовлении которого использовали ноу-хау конкурентов (новая ст. 14.2 – «Недобросовестная конкуренция с использованием результатов интеллектуальной деятельности»).

Другая статья вводит в антимонопольное законодательство такое нарушение, как «дезорганизация деятельности компании (его работников)» – ст. 14.8. Сейчас этот термин используется только в уголовном праве и не относится к хозяйственной практике, отмечает Ульянов. Недобросовестной конкуренций будут признаваться действия компании, побуждающие третьих лиц отказаться от работы с компанией из-за неточной или искаженной информации.

Автор предложения, начальник отдела ФАС Яна Склярова говорила ранее РБК, что под этой формулировкой понимается в том числе переманивание заказчика недобросовестным способом, давление на сотрудников компании-конкурента или покупка целой команды специалистов. «Если одна сторона предлагает работнику перейти, в этом нет никакой работы против конкурента. А вот если при этом будет сказано: твоя контора через неделю закроется, попадет под санкции по Крыму, что является неправдой, – такие формы следует признавать нарушением конкуренции», – поясняла она.

Хантинг целой команды – это риски не только для той компании, из которой ушли работники, но и для той, куда они пришли, рассуждает управляющий партнер хедхантинговой компании «Агентство Контакт» Марина Тарнопольская. «Вспоминается случай, когда на рынке fashion-ретейла переманенная когда-то компания вновь уходила от собственника бизнеса к следующим конкурентам, подобные случаи очень часто можно увидеть и в банковском секторе».


Что еще предлагает ФАС

1. Ведомство готово частично разрешить компаниям заключать «вертикальные» соглашения, ранее запрещенные статьей 12 закона «О защите конкуренции», если совокупная доля товара (предмета соглашения) на рынке не превышает 5%. Это позволит исключить необоснованное применение антимонопольного законодательства к субъектам малого предпринимательства, ранее говорил РБК начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский.

2. Предлагается исключить из закона «О защите конкуренции» норму, позволяющую признавать доминирующим хозяйствующий субъект с долей менее 35% (это предложение реализуется в рамках четвертого антимонопольного пакета). Изменение позволит исключить обвинение в злоупотреблении доминирующим положением небольших компаний, не обладающих рыночной властью.

3. Предлагается привлекать материалы оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательства. «Эта норма не соответствует положениям закона «Об оперативно-розыскной деятельности», не предусматривающим передачу [этих] материалов в антимонопольный орган», – указывает президент РСПП Александр Шохин в письме на имя Игоря Артемьева (копия есть у РБК). Использование материалов ОРД в рамках административного контроля «может привести к серьезным нарушениям законных прав и интересов предпринимателей», опасается он.


Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 6 ноября
EUR ЦБ: 106,89 (+0,75)
Инвестиции, 05 ноя, 17:59
Курс доллара на 6 ноября
USD ЦБ: 98,06 (+0,51)
Инвестиции, 05 ноя, 17:59
Выборы президента США — 2024. ГлавноеПолитика, 05:41
Появились первые данные подсчетов и экзит-полов в спорной ПенсильванииПолитика, 05:34
Ученые спрогнозировали магнитную бурю, которая накроет Землю 7 ноябряОбщество, 05:30
Трамп получил более 100 голосов выборщиковПолитика, 05:15
В России внедрят оформление налогового вычета на «Госуслугах»Экономика, 05:09
Нынешние выборы президента США стали самыми дорогими в историиПолитика, 05:03
В Аризоне заявили об угрозах взрыва на избирательных участкахПолитика, 04:45
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Появились первые результаты подсчетов голосов на выборах президента СШАПолитика, 04:28
Посольство назвало «пустышкой» обвинения во вмешательстве в выборы в СШАПолитика, 04:21
Итоги выборов президента США. Интерактивная картаПолитика, 04:20
NYT узнала, что Маск проведет предвыборную ночь в поместье ТрампаПолитика, 04:10
Харрис обошла Трампа на Гуаме, который считается «пророческим регионом»Политика, 03:29
AP спрогнозировал победу Трампа в Индиане и Кентукки, Харрис — в ВермонтеПолитика, 03:22
В Киев приехал глава представительства НАТО на УкраинеПолитика, 02:58