Дан старт модернизации Панамского канала
"Мы присутствуем при необыкновенном и уникальном событии", - заявил президент Панамы Мартин Торрихос. На церемонии присутствовали также бывший президент США Джимми Картер и несколько лидеров центральноамериканских стран. Проект стоимостью 5,25 млрд долл. предполагает удвоение пропускной способности транспортной артерии.
Для реализации проекта администрация Панамского канала намерена в 2009-2011гг. привлечь кредит в размере 2,3 млрд долл. Завершение проекта запланировано на 2014г.
Решение о расширении Панамского канала было одобрено гражданами Панамы на всенародном референдуме в октябре 2006г. Тогда почти 66% жителей государства проголосовали за принятие мер, которые позволят пропускать через территорию страны современные крупнотоннажные суда, что к 2025г. должно значительно повысить доходность канала, являющегося главным источником доходов республики. Однако до завершения реконструкции на нее будут выделяться средства, которые ранее предназначались для борьбы с бедностью.
Кроме того, власти Панамы планируют увеличить на треть сборы за проход грузовых судов через канал и использовать их на его модернизацию. С 1 мая с.г. транзитный сбор был повышен с 49 долл. до 54 долл. с одного грузового контейнера. В мае 2008г. он возрастет до 63 долл., а в 2009г. - до 72 долл. за провоз одного грузового контейнера.
Отметим, что противники модернизации обращали внимание на высокую стоимость ремонта канала и на возможный ущерб экологии.
Строительство Панамского канала, который является кратчайшим судоходным путем между Атлантическим и Тихим океанами, было начато французами в 1880г. Завершали его сооружение американцы, выкупившие эту землю. Первый корабль прошел через канал в 1914г., незадолго до Первой мировой войны. В 1977г. администрация президента Д.Картера согласилась передать зону Панамского канала властям Панамы. В 1999г. морской путь между двумя океанами окончательно перешел под юрисдикцию центральноамериканской республики, начавшей получать плату за транзит судов через свою территорию. Для управления каналом создана специальная администрация Панамского канала.
Длина водного пути составляет болоее 70 км. Ежегодно через перешеек проходит более 4% мировых грузоперевозок и проводится порядка 15 тыс. судов, плата за проход которых составляет около 500 млн долл. в год, или 60% бюджета страны. Авторы проекта реконструкции считают, что в результате расширения канал принесет доход до 6 млрд долл. в год. Две трети перевозок по Панамскому каналу осуществляют США, вторым крупнейшим пользователем канала является Китай.