Правительство потратит триллион рублей на оборону
Начиная с 2016 года доходы бюджета будут снижаться — более чем на 400 млрд руб. Возможностей для увеличения доходной части бюджета не так много с учетом внешнеэкономической ситуации, а также внутренних параметров нашей экономики, признал вчера премьер Дмитрий Медведев на заседании правительства, на котором рассматривался проект бюджета на 2015-й и плановый период 2015—2017 годов.
Предыдущий бюджет принимался в более оптимистичном макроэкономическом сценарии. Поэтому правительству приходится изыскивать дополнительные ресурсы, чтобы выполнить принятые ранее обязательства, сказал глава Минфина Антон Силуанов. Приоритеты обозначил Медведев — это социальная поддержка граждан, оказание социально значимых услуг в сфере здравоохранения, образования, в области культуры.
Расходы на социальную политику занимают большую часть бюджета: в 2014 году на них приходилась четверть от всех расходов (3,5 трлн руб.), в то время как на оборону — 17,7%, а на экономику — 15,9%. Со следующего года расходы на социальную сферу вырастут до 27,3% (до 4,2 трлн руб.), а затем начинают снижаться в процентном соотношении (до 26,5% к 2017 году). В абсолютном выражении, впрочем, они вырастут в ближайшие три года чуть более чем на 950 млрд.
Со следующего года начинают увеличиваться и расходы на оборону, к 2017 году они достигнут 20,9% от общего объема. В абсолютном выражении рост составит более 1 трлн руб. Это связано с принятым ранее решением увеличить расходы в рамках гособоронзаказа. «Сейчас активно обсуждается перенос части расходов на более поздние периоды. Возможно, потому, что окончательные цифры будут скорректированы», — рассуждает старший научный сотрудник лаборатории бюджетного федерализма Института Гайдара Арсений Мамедов.
Зато государство больше не будет увеличивать расходы на национальную безопасность. В ближайшие годы заканчивается цикл реорганизации и модернизации государственной границы, объясняет гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. Эта программа съедала очень много средств, направленных на нацбезопасность. В дальнейшем обустройство границ будет носить более спокойный и менее расточительный характер.
Главная же жертва — экономика. Расходы по экономическим статьям начинают со следующего года сокращаться — к 2017 году они снизятся до 12,1 с 15,9% в 2014 году, в абсолютном выражении — на 180 млрд руб. По статье «национальная экономика» проходят взносы в уставные капиталы, и все траты на дорожное строительство и прочие инфраструктурные проекты.
При снижении расходов на экономику должны быть предприняты меры по повышению их эффективности, особенно по финансированию инфраструктурных проектов. Резервы для этого есть — эффективность госрасходов, как правило, достаточно низкая, говорит главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. «В противном случае возможны негативные последствия для экономического роста», — опасается он.
В следующем году планируется более чем в два раза сократить дефицит федерального бюджета — с 1 до 0,4%, в 2016—2017 годах планируется держать его на уровне 0,6%. В качестве основного источника финансирования дефицита финансовый блок правительства в следующем году рассматривает займы на внутреннем рынке. Их планируется увеличить более чем в два раза — с 450 млрд в этом году до 1—1,1 трлн руб. ежегодно в ближайшую трехлетку. Объем займов на внешнем рынке будет определяться исходя из конъюнктуры, сказал Силуанов. В следующие три года планируется пополнение Резервного фонда — «подушки безопасности» — в пределах 300—400 млрд руб.
Яна Милюкова, при участии Ивана Петрова