Минфин пытается снять экономику с нефтяной иглы
Для сокращения расходов федерального бюджета Минфин предлагает рассчитывать базовую цену на нефть в 2013г. как среднюю за 5 лет, в 2014г. - среднюю за 6 лет, в 2015г. - среднюю за 7 лет, а с 2018г. рассчитывать на основе 10 лет. Данная инициатива содержится в законопроекте "О внесении изменений в Бюджетный кодекс и отдельные законодательные акты в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета".
Отметим, в мае 2012г. правительство внесло в Госдуму поправки в бюджет на 2012г. и плановый период 2013-2014гг. В частности, прогноз по среднегодовой цене на нефть марки Urals повышен со 100 до 115 долл./барр.
В связи с этим был улучшен прогноз по дефициту федерального бюджета на текущий год с 1,5% до 0,1% ВВП. Согласно поправкам, в абсолютном выражении дефицит федерального бюджета составит 68,1 млрд руб. против заложенных в закон о бюджете 876,6 млрд руб. Предполагается, что доходы федерального бюджета составят 12,677 трлн руб. (или 20,9% к ВВП) против ранее запланированных 11,78 трлн руб. При этом нефтегазовые доходы запланированы в размере 6,383 трлн руб. (против 5,575 трлн руб. в законе о бюджете), ненефтегазовые доходы - 6,294 трлн руб. (6,205 трлн руб.).
Уже тогда первый зампред Госдумы Александр Жуков отмечал, что предложенные правительством изменения выглядят достаточно рискованно. "Уже сегодня цена на нефть ниже, чем 115 долл. за баррель, и как она будет складываться в течение года, конечно, будет предсказать достаточно трудно", - заявил первый вице-спикер. Впрочем, по его словам, даже если доходы окажутся меньше ожидаемого, ничего страшного не случится, а недостача будет покрыта за счет средств, направляемых в Резервный фонд.
Между тем в апреле 2012г. Эльвира Набиуллина, будучи главой Министерства экономического развития РФ, отмечала, что темпы роста российской экономики снизятся до 2-3% в год при условии сохранения сырьевой структуры и инвестклимата.
Ранее специалисты Всемирного банка также отмечали, что федеральный бюджет РФ слишком зависим от высоких цен на нефть, что подтверждается тремя показателями: превалированием нефтегазовых доходов, планированием бюджета с более высокими ценами на нефть, чем ранее, динамичным ростом стоимости нефти, при которой балансируется федеральный бюджет (с менее 30 долл. в 2007г. приблизительно до 100 долл. или более).