Рынок США: у инвесторов расшатались нервы
Динамика фондовых торгов в США 3 июня отразила реакцию инвесторов на множество событий, из которых самым интересным было выступление председателя ФРС Бена Бернанке (Ben Bernanke) на финансовой конференции. В своей речи Бернанке выразил серьезную озабоченность в отношении высокой инфляции и слабого доллара и дал понять, что цикл понижений базовой ставки в Америке закончен (см. Бен Бернанке: ФРС следит за влиянием курса доллара на инфляцию). В ответ на выступление главы ФРС курс доллара к евро повысился примерно на 1 цент, а фьючерсные цены на нефть в Лондоне и Нью-Йорке упали более чем на 3 доллара. Однако решающее влияние на фондовые торги в США оказали не эти события, а слухи о том, что инвестиционный банк Lehman Brothers испытывает проблемы с ликвидностью.
Сначала, ранним утром во вторник, газета The Wall Street Journal сообщила, что Lehman Brothers собирается привлечь новый капитал в размере 3 млрд – 4 млрд долл. Газета сослалась на выводы аналитиков и представителей компаний Уолл-стрит. Как было сказано в публикации, планы Lehman Brothers свидетельствуют о том, что во II финансовом квартале, который закончился для компании в мае, она понесла более значительные убытки, чем это ожидалось аналитиками. Публикация в WSJ вызвала падение акций Lehman Brothers на ранних внебиржевых торгах. Однако открытие биржевой сессии прошло для фондового рынка спокойно. Акции Lehman Brothers торговались с умеренным понижением, а главные фондовые индексы США находились с утра в положительной области. Бурные изменения произошли во второй половине дня, когда на рынке появились слухи, что компания Lehman Brothers, из-за проблем с ликвидностью, прибегла к заимствованию через дисконтное окно ФРС, открытое с середины марта для инвестиционных банков.
Слухи вызвали обвал акций Lehman Brothers и резкое падение широкого рынка. Вскоре пресс-служба Lehman Brothers выступила с опровержением слухов, заявив, что в последний раз компания пользовалась дисконтным окном 16 апреля и что она закончила II финансовый квартал с ликвидностью в объеме свыше 40 млрд долл. Это заявление смягчило ситуацию на рынке. Акции Lehman Brothers развернулись вверх и сократили дневные потери – правда, в незначительной степени. По итогам торгов они упали на 9,52%.
Главные биржевые индексы отыграли существенную часть потерь, понесенных в связи со слухами о Lehman Brothers. Индекс "голубых фишек" Dow Jones Industrial Average, который после появления слухов упал на 160 пунктов, по итогам дня опустился на 100,97 пункта до 12402,85, или на 0,81%. Индекс широкого рынка Standard & Poor"s 500 понизился по итогам торгов на 8,02 пункта до 1377,65, или на 0,58%. На дневном минимуме потери S&P 500 были почти вдвое больше. Индекс Nasdaq Composite, в котором доминируют технологические компании, понизился по итогам сессии на 11,05 пункта до 2480,48, или на 0,44%. Его потери в ходе торгов были почти втрое больше.
Важным событием дня стала публикация данных крупнейших автомобильных компаний мира об их продажах в США за май. Полученные цифры подтвердили, что на автомобильном рынке Америки произошла "революция" – высокие цены на бензин заставили американцев отказаться от своего пристрастия к легким грузовикам (внедорожникам и пикапам) и отдать предпочтение легковым автомобилям, более экономичным по расходу топлива.
По подсчетам Reuters, основанным на данных автомобильных компаний, в мае продажи автомашин на американском рынке составили 1393008 единиц. Это было на 10,9% меньше, чем в мае 2007 г. С учетом разницы в количестве рабочих дней, падение продаж составило 14,2%. Продажи внедорожников и пикапов упали в мае на 26,7%, а продажи легковых автомобилей понизились на 2,0%. В годовом исчислении продажи автомашин в США составили в мае 14,25 млн единиц, против 16,31 млн в том же месяце 2007 г.
Продажи General Motors, с поправкой на число рабочих дней, упали в мае на 30,2% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Продажи Ford Motor упали на 18,8%, продажи Chrysler – на 28,2%. У японской корпорации Toyota продажи в США упали в мае на 7,9%, но у других крупнейших азиатских автопроизводителей продажи повысились. В частности, продажи Honda в США выросли в мае на 11,3%, а продажи Nissan – на 4,4%.
В мае, впервые за много лет, пикап F-Series компании Ford перестал быть самой популярной машиной на американском рынке. Этот пикап удерживал первое место по популярности с 1991 г., но в мае его оттеснили на пятое место. В лидеры вышли экономичные автомашины Honda (Civic и Accord) и седаны Toyota (Camry и Corolla).
"Май стал месяцем водораздела. Это знак времени", - сказал в комментариях глава отдела маркетинга Ford Джим Фарли (Jim Farley). У Ford продажи легких грузовиков упали в мае на 26%, а продажи легковых автомашин повысились на 3%. По словам Фарли, в мае небольшие машины и машины среднего размера составили 47% продаж компании, против 34% не далее чем в феврале. В конце мая Ford объявила, что, ввиду сдвига в предпочтениях американцев в пользу легковых автомашин, она сократит производство пикапов и внедорожников.
Во вторник корпорация General Motors сообщила, что в связи с переменами на американском рынке она планирует закрыть четыре завода в США, выпускающих внедорожники и пикапы. Кроме того, GM сообщила, что, возможно, продаст марку Hummer, ввиду драматического падения продаж этого тяжелого внедорожника. В мае продажи Hummer в Америке упали на 60%.
Елена Зотова
Quote.rbc.ru