Рекомендация экспортировать всю нефть Восточной Сибири обоснованна
Вся добываемая в Восточной Сибири нефть будет отправляться на экспорт. Об этом сообщил 2 декабря министр энергетики Сергей Шматко. "Она будет отправляться на экспорт - 100%", - отметил он.
Напомним, с 1 декабря правительство обнулило вывозные экспортные пошлины на сырую нефть с 13 месторождений Восточной Сибири. В июле правительство РФ ввело для добываемой там нефти специальный таможенный код. В список включены: Ванкорское, Юрубчено-Тохомское, Талаканское (в том числе Восточный блок), Алинское, Среднеботуобинское, Дулисьминское, Верхнечонское, Куюмбинское, Северо- Талаканское, Восточно-Алинское, Пилюдинское, Станахское, Верхнепеледуйское месторождения. Такое решение было принято для стимулирования притока инвестиций в нефтедобычу в восточносибирском регионе.
Нефть, добываемую в восточносибирской нефтяной провинции, планируется поставлять в нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), по которому сырье будут транспортировать из Восточной Сибири в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и на побережье Тихого океана до спецнефтепорта Козьмино. Параллельно строится ответвление на Китай - Сковородино-Дацин - с вводом в 2010г., ветка прокладывается совместно с КНР. В настоящее время транспортировка нефти "сорта ВСТО" осуществляется по мощностям введенной в строй в ноябре 2009г. первой очереди магистрального нефтепровода ВСТО до станции Сковородино и далее железнодорожным транспортом в порт Козьмино. Планируется, что первый танкер из порта Козьмино выйдет в конце декабря 2009г.- начале января 2010г.
Рекомендация экспортировать всю добываемую в Восточной Сибири нефть представляется логически обоснованной. В настоящее время крупные нефтяные компании отправляют на экспорт порядка 40% от общего объема добываемой нефти, а квота экспорта определяется для каждой пропорционально объему добычи. По словам С.Шматко, нефтяники все же будут должны обеспечить общий баланс объемов производства. Получается, что экспорт восточносибирской нефти компании будут осуществлять за счет снижения поставок с традиционных месторождений, и причины на это есть - девать новую нефть особо больше некуда. У России в восточном направлении нет достаточных мощностей, которые позволили бы сохранить пропорции экспорта и переработки нефти. За Уралом находятся семь из 23 российских нефтеперерабатывающих заводов, в самой Восточной Сибири их и вовсе два - в Ангарске и Ачинске. Однако в регионе и уровень потребления сравнительно низкий, а значит проблем с недостатком нефти для нужд внутреннего рынка возникнуть не должно. Во всяком случае до тех пор, пока не будут введены в строй обещанные правительством мощности по переработке нефти, что должно будет привести к росту на 50% производства высокооктанового бензина и двукратному - дизельного топлива.
Интерес России сейчас состоит в том, чтобы укрепить позиции на азиатско-тихоокеанском рынке. Китай стремительно развивается, спрос с его стороны будет расти, а значит, добычу в Восточной Сибири необходимо форсировать, что, видимо, происходит достаточно успешно. Отмена экспортных пошлин на 9 месяцев (а в дальнейшем скорее всего будет установлен льготный налоговый режим) позволит нефтяникам увеличить выручку в 1,5 раза, и именно в их интересах стопроцентный экспорт. Основным выгодоприобретателем здесь станет "Роснефть", имеющая лицензии на разработку наиболее крупных месторождений.
ВСТО открывает дорогу к увеличению объемов транспортировки российской нефти прежде всего в Китай, куда сейчас она поступает только по железной дороге. Негатив может со временем проявиться в том, что более выгодный экспорт сырой нефти отобьет у нефтяников и без того небольшое желание заниматься нефтепереработкой, и потребителям придется закупать продукцию у иностранных производителей, в том числе и у Китая. Для нефтяных компаний это вряд ли явится весомым аргументом. Они, благодаря доходам от беспошлинного экспорта нефти, улучшат финансовые показатели за 2010г., особенно за его первые 9 месяцев.
Что касается нового сорта восточносибирской нефти, то она, видимо, будет стоить дорого по сравнению с прочими российскими сортами, поскольку при условии стопроцентного экспорта не будет смешиваться с менее качественными углеводородами более старых месторождений. Глава международного ценового агентства Argus Эдриан Бинкс считает, что российская нефть имеет все шансы стать ценовым эталоном в АТР, если "сорт ВСТО" будет активно продаваться на прозрачном спотовом рынке. Влияния на российский рынок появление нового сорта не окажет, поскольку он его не увидит, по крайней мере до тех пор, пока месторождения Восточной Сибири не удастся вывести на мощности, превышающие возможности экспорта.
Нефтепроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) строится для транспортировки нефти на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и, в перспективе, на российский Дальний Восток. Система будет технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами "Транснефти" и позволит создать единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях. Планируемая пропускная способность ВСТО - 80 млн т нефти в год, протяженность трассы - свыше 4 тыс. 770 км.
Quote.ru