ЦБ оценил ущерб российской экономике от падения цен на нефть до $45
Ущерб российской экономике при падении цены на нефть до 45 долл./барр. составил $160 млрд, считает глава Банка России Эльвира Набиуллина.
«Снижение цены нефть до $45 ведет к падению доходов от экспорта примерно на $160 млрд в годовом выражении», – так оценивает ситуацию глава Центробанка.
Еще в сентябре в ЦБ не ожидали такого «драматичного падения цен на нефть». «И если бы курс отпускали бы [в свободное плавание] тогда, то волатильность все равно могла бы быть существенной», – сказал глава регулятора журналистам во вторник.
«Нам пришлось принимать непопулярные, болезненные решения, но мы считали их абсолютно необходимыми», – сказала журналистам Набиуллина, объясняя принятые Банком России решения о повышении ставки и свободном плавании рубля. По ее словам, ЦБ решал три задачи: удержание инфляции под контролем, стабилизация валютного рынка и недопущение остановки кредитования экономики.
На валютный рынок, по словам Набиуллиной, действовали мощные факторы, в том числе третье по мощности за последние 40 лет снижение цен на нефть, из-за чего страна и потеряла $160 млрд доходов от экспорта по сравнению с тем, как если бы цена целый год держалась на уровне 100 долл./барр. Всего доходы от экспорта, по ее словам, составляют около $500 млрд.
Также негативное влияние оказали выплаты по внешнему долгу и связанные с этим действия экспортеров, которые накапливали валютную выручку. «В 2015 году давление с этой стороны будет чуть меньше», – сказала Набиуллина. Третий и четвертый факторы, оказавшие давление на валютный курс, по словам председателя ЦБ, – это политика ФРС и состояние российской экономики. По словам Набиуллиной, все это привело к формированию односторонне направленных ожиданий абсолютно всех участников рынка.
«Наша политика в тот момент [валютный коридор и интервенции на его границах] с одной стороны сдерживала ослабление курса, с другой – провоцировала спрос на валюту, потому что в стране был хотя бы один, но продавец валюты», – сказала Набиуллина, добавив, что решение отказаться от валютного коридора было принято для того, чтобы не сдерживать накопившийся пар и перейти к плавающему курсу чуть раньше, чем ожидали не все, но многие участники рынка.
Она уточнила, что ЦБ ранее говорил, что перейдет к плавающему курсу не в ночь с 31 декабря на 1 января, а до конца 2014 года, несмотря на это среди участников рынка укоренились ожидания, что это произойдет именно с 1 января. «Накопленное давление на курс было достаточно большим, поэтому для того чтобы купировать риски финансовой стабильности, которые в тот момент были, мы стали выходить на рынок с интервенциями достаточно часто», – сказала она.
По словам Набиуллиной, участники рынки привыкли к этим интервенциям, а реальный переход к плавающему курсу случился 16 декабря. «Мы пошли на это, чтобы разрешить ту ситуацию, которая была», – сказала она. Тогда Банк России повысил ставку до 17%. Набиуллина считает, что ставка сыграла свою роль в укреплении курса в декабре и январе.
Стабилизация девальвационных и инфляционных ожиданий позволила Банку России, по словам его председателя, снизить ставку 30 января. «Это понижение ставки не происходило в ущерб нашей цели по снижению инфляции – сказала она, объяснив, что Банк России руководствовался не текущим значением инфляции, а прогнозом и факторами, которые повлияют на ее динамику.
В Банке России считают, что в первой половине 2015 года инфляция будет повышенной, а затем начнет снижаться. «Факторы, которые привели к ее всплеску, сильные, но одноразовые», – сказала она, заметив, что такого движения цены на нефть уже «чисто математически невозможно представить».
Кроме того, по ее словам, фактор девальвации национальной валюты будет влиять на инфляцию еще какое-то время, но «по затухающей», потому что основное падение цены на нефть уже случилось. Также, по мнению ЦБ, не будет давления со стороны внешнего долга и совокупного спроса, который будет снижаться.
«При этом наша политика остается жесткой – это область положительных процентных ставок», – сказала Набиуллина.
При этом она отметила, что инфляционное таргетирование не подразумевает снижения инфляции любой ценой – не ценой чрезмерного охлаждения экономики. «Поэтому мы приняли решение снизить ставку, хотя она и остается высокой», – сказала председатель ЦБ.
В середине января первый зампред Банка России Ксения Юдаева в кулуарах Гайдаровского форума рассказала, что регулятор разрабатывает очередной стрессовый сценарий развития экономики при снижении цены барреля нефти до $40, ситуация уже достаточно близка к этому».
10 ноября 2014 года были обнародованы Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов. В документе базовым сценарием признавался тот, при котором цена на нефть российской марки Urals (рассчитывается на основе цен на Brent) к середине 2015 года вырастет до $94–96 за баррель. Стрессовый сценарий предполагал снижение цен на нефть до $60 за баррель, вероятность которого регулятор расценивал как низкую.
29 января министр экономического развития Алексей Улюкаев сообщил, что уточненный макроэкономический прогноз на 2015 год будет рассчитан исходя из $50 за баррель. Как ранее писал РБК, по прогнозу Центра развития НИУ ВШЭ, представленному в конце декабря 2014 года, при цене на нефть $50 экономика России упадет на 6,5% в 2015 году, инвестиции сократятся на 21,8%, оборот розничной торговли – на 9,6%, чистый отток капитала составит $135 млрд.
23 января международное рейтинговое агентство Fitch ухудшило ожидания по цене на нефть марки Brent до стрессового уровня $55. Ожидания по нефти WTI понижены до $50/барр. На 2016 год допущения по цене на нефть в базовом сценарии понижены до $60/барр. для WTI и $65/барр. для Brent. Свое решение Fitch объяснило «возможностью продолжительного спада цен и после 2015 года».
В тот же день первый вице-премьер Игорь Шувалов на форуме в Давосе заявил, что цена на нефть $100 за баррель избаловала россиян. «Эта цифра испортила нас. Люди рассчитывали на увеличение государственных расходов, а не работали над эффективностью труда. Теперь мы будем это делать, потому что вынуждены», – сказал он, добавив, что правительство рассматривает сценарий, при котором рост российской экономики будет около нуля.
Тогда он сказал, что это означает заморозку российской экономики. «Половина наших нефтяных доходов исчезнет, но в то же время мы понимаем необходимость искать новые рынки для наших экспортных товаров», – добавил он.
Стремительно падение цен на нефть началось в июне 2014 года – с отметки $115/барр. С тех пор стоимость нефти упала более чем в 2 раза. Одним из факторов, который ускорил падение цен, стало ноябрьское решение ОПЕК не сокращать квоты на нефтедобычу.
Во вторник цена Brent превысила отметку $57. Это произошло впервые с начала января 2015 года.