Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
СМИ узнали о планах «Реала» купить перешедшего в «Боруссию» Холанда Спорт, 10:28 Уайлдер объявил о решении воспользовался правом на реванш с Фьюри Спорт, 10:22 Курс рубля упал до минимума с 10 октября на фоне вспышки коронавируса Quote, 10:14 Последнего маршала СССР похоронят на военном мемориальном кладбище Общество, 10:14 Бывшего главу ФСИН освободили по УДО Общество, 10:14 Российский рынок акций начал торги резким снижением Quote, 10:11 Путин напомнил о выступавшем против строительства мостов и дорог Кудрине Политика, 10:09 Целевая не поймет: почему рекламщики держатся за гендерные стереотипы Pro, 10:09 Путин заявил о необходимости держать «под напряжением» своих подчиненных Общество, 10:08 СМИ узнали о разработке новой стратегии по утилизации товаров Общество, 10:07 Уоррен Баффет заявил о нулевой ценности цифровых денег Крипто, 10:05 Delivery Club начнет продавать рекламу Технологии и медиа, 10:00 ВЭБ попросил 70 млрд руб. из бюджета на поставку Superjet для «Аэрофлота» Бизнес, 10:00 Во Вьетнаме впервые в мире провели пересадку кисти от живого донора Общество, 09:55
Обвал рубля ,  
0 

Счетная палата предупредила правительство о риске низких цен на нефть

Цены на нефть в 2016–2018 годах могут оказаться ниже тех, что прогнозирует правительство, заявила Счетная палата. В условиях высокой зависимости бюджета от нефтегазовых доходов это риск, который нельзя недооценивать
Добыча нефти (Фото: REUTERS 2015)

Цены на нефть в 2016–2018 годах могут оказаться ниже тех, что прогнозирует правительство ($50–55 за баррель в базовом варианте прогноза), предупредила Счетная палата в заключении на проект федерального бюджета на 2016 год. «Риски снижения цен на нефть марки Urals, по мнению Счетной палаты, более значимы, чем возможность их повышения», — говорится в документе, размещенном в понедельник на сайте Госдумы. Снижение цен на российскую экспортную нефть ниже прогнозных уровней может ухудшить платежный баланс, способствовать ослаблению рубля и усилению инфляционных тенденций, предупреждает Счетная палата.

Более низкие цены на нефть, нефтепродукты и природный газ — основной риск для федерального бюджета на 2016 год, который по-прежнему сильно зависит от нефтегазовых доходов. Они прогнозируются в 2016 году на уровне 7,7% ВВП и 44% в общем объеме бюджетных доходов.

Одним из факторов снижения цен на нефть может стать возможное возвращение Ирана на международный нефтяной рынок в результате снятия с него экономических санкций, отмечает Счетная палата. Кроме того, она указывает на перевод некоторых нефтеперерабатывающих мощностей в европейских странах (например, в Польше) на нефть, поступающую из Саудовской Аравии — это может привести к сокращению закупок европейцами сырой нефти из России.

Правительство предусмотрело консервативный вариант прогноза — $40 за баррель в 2016, 2017 и 2018 годах, признает Счетная палата. Но по этому варианту прогноза «в 2016–2018 годах помесячные значения цен на нефть марки Urals не меняются и зафиксированы на уровне $40 за баррель, что представляется недостаточно обоснованным». Если нефть в отдельные месяцы будет падать ниже $40, это может потребовать реализации «комплекса экстренных мер (включая финансово-бюджетные) по стабилизации ситуации».

В целом Счетная палата критикует правительство за недостаточный количественный анализ рисков для базового прогноза. Например, в качестве одного из рисков обозначено возможное повышение процентных ставок ФРС США, но влияние этого на устойчивость российской финансовой системы не отражено. Замедление экономического роста в Китае и снятие санкций с Ирана также упомянуты в качестве факторов риска в материалах прогноза, но количественные оценки этих рисков не представлены. По данным Счетной палаты, динамика основных макроэкономических показателей в последние годы «показывает их существенное отклонение от прогнозируемых значений», и «это может свидетельствовать о недостаточной степени реалистичности и надежности разрабатываемых прогнозов».

Упасть на 30%: как Россия будет жить после обвала цен на нефть
Фотогалерея 

Проблемы модернизации и импортозамещения

Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП в 2016 году на 0,7% (базовый прогноз), прежде всего делая ставку на восстановление запасов материальных оборотных средств, сократившихся в 2014–2015 годах. Запасы, по оценке Минэкономразвития, внесут самый значительный вклад в рост ВВП — 1,2 процентного пункта. Но Счетная палата считает этот прогноз «недостаточно обоснованным», отмечая, что «при сохраняющейся неопределенности геополитической ситуации и внешних финансово-экономических условий […] наращивание запасов становится экономически невыгодно в связи с отсутствием перспектив окупаемости расходов». Вызывает у нее сомнение и ожидаемое восстановление потребительского спроса, учитывая, что реальная заработная плата в 2016 году, по прогнозу, сократится на 0,2%, а реальные располагаемые доходы населения — на 0,7%.

Счетная палата говорит о необходимости «существенного увеличения инвестиций в основной капитал, направляемых на цели обновления и модернизации материально-технической базы российской экономики». По ее данным, анализ текущего состояния основных производственных фондов показал их «неудовлетворительное состояние»: практически половина основных фондов не только устарела, но и физически изношена. «На физически и морально устаревшем оборудовании практически невозможно выпускать конкурентоспособную продукцию и продвигать ее на международных рынках», — говорится в заключении, а процесс обновления фондов идет «крайне медленно».

Не нашли должного отражения в прогнозе, по мнению Счетной палаты, и проблемы, которые могут возникнуть в процессе импортозамещения. Потребительский спрос, ориентированный в последние годы на высококачественную продукцию, не может быть удовлетворен за счет потребления российских аналогов с пониженными потребительскими характеристиками, отмечает она: в случае качественного ухудшения отечественной продукции не стоит ждать «голосования рублем» за нее.

Кроме того, высокая доля импортной составляющей в технологиях, оборудовании и комплектующих модернизированных производств, выпускающих отечественную продукцию, «может отрицательно повлиять на своевременность обслуживания/ремонта производственного оборудования, привести к росту цен готовой продукции» и снизить потенциал обновления производственных мощностей в целом.​