Экологи обеспокоены ситуацией вокруг БЦБК
В воскресенье БЦБК произвел пробную партию вискозной беленой целлюлозы в рамках разомкнутого водооборота. По словам Р.Важенкова, Гринпис в ближайшее время намерен проверить информацию о том, что Ростехнадзор выдал БЦБК необходимые разрешительные документы на сброс сточных вод, а также провести отбор проб в стоках. "У нас нет уверенности, что БЦКБ имеет разрешительные документы", - уточнил Роман Важенков.
Он также рассказал, что БКЦБ уже отказал Лимонологическому институту РАН РФ в заборе проб воды для анализа. "В связи с этим представители института уже обратились в прокуратуру, и им там обещали помочь", - отметил Р.Важенков.
Напомним, 27 мая прошло заседание Госсовета под председательством президента Дмитрия Медведева, которое полностью было посвящено вопросам экологии и окружающей среды. Губернатор Кировской области Никита Белых затронул самую болезненную экологическую тему последних лет - о судьбе озера Байкал в связи с деятельностью Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК).
Напомним, что ранее вопреки протестам экологов, было принято решение о возобновлении работы предприятия, хотя уже доказана его угроза для экосистемы крупнейшего в мире пресноводного озера. По мнению многих экспертов, такое решение могло быть принято под давлением одного из владельцев БЦБК Олега Дерипаски.
Вместе с тем президент России Дмитрий Медведев заявил, что ранее принятое решение правительства не является окончательным. "Не знаю, почему у кого-то здесь родилось ощущение, что Байкал относится к числу тем, исключенных из публичного обсуждения. Кто это сказал?" - задался вопросом глава государства. Он отметил, что у правительства, которое в начале года разрешило возобновить деятельность Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, может быть свой взгляд на эту тему, однако она не является закрытой. Этим заявлением президент обнадежил экологов, что проблема БЦБК может быть решена в скором будущем.
Однако уже в ближайшее время может разгореться новый громкий экологический скандал. Речь идет о строительстве кремниевого завода в столице Хакасии Абакане. Строительством этого завода занимается компания "Русский кремний", входящая в холдинг En+Group (владелец - Олег Дерипаска). Против этого строительства уже выступили жители города и абаканские депутаты. А более половины депутатов хакасского парламента подписались под обращениями к главному санитарному врачу России Геннадию Онищенко, главе Росприроднадзора Владимиру Кириллову и министру природных ресурсов РФ Юрию Трутневу, в которых они требуют остановить строительство завода полупроводниковых материалов в Абакане.
Парадоксальность ситуации заключается в том, что жители Хакасии и депутаты местного парламента не возражают против самой идеи строительства предприятия на территории республики. Их главное требование - не строить завод в черте города, чтобы не подвергать экологической опасности его жителей.
В самой компании "Русский кремний" при этом подчеркивают, что решения о строительстве кремниевого завода в Абакане не принималось. Там отмечают, что рассматриваются различные площадки, в том числе за пределами как Абакана, так и республики Хакассия. Одновременно в "Русском кремнии" говорят о желании создать производство, отвечающее самым высоким экологическим стандартам.
Стоит отметить, что предприятия, контролируемые О.Дерипаской, традиционно мало внимания уделяют вопросам экологии. Ярким примером является "Русал" - крупнейшая компания бизнес-империи олигарха. Несмотря на гигантские масштабы производства (только в России больше десятка крупных предприятий), расходы "Русала" на экологию в 2009 году, согласно опубликованному отчету компании, составили всего лишь $17,1 млн. При этом только личный бонус Олега Дерипаски за проведение IPO компании в Гонконге составил $62 млн.
Байкальский ЦБК длительное время контролировался холдингом "Базовый Элемент" (БазЭл) Олега Дерипаски, которому принадлежал 51% комбината. Однако весной этого года БазЭл сократил долю в БЦБК до 25,2%, продав 25,07% предприятия инвестиционной компании "Континентальинвест", подконтрольной Николаю Макарову. Оставшаяся доля - 49% - принадлежит государству.