Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Экономика ,  
0 

Судьба AirUnion: системный кризис отрасли

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) приняло решение об изменении срока приостановления сертификата эксплуатанта авиакомпаний альянса AirUnion - "Красноярские авиалинии" (KrasAir) и "Домодедовские авиалинии" - с 30 сентября на 28 октября 2008г. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.
Судьба AirUnion: системный кризис отрасли

Одновременно Росавиация с 30 сентября 2008г. приостановила действие сертификата эксплуатанта N231 авиакомпании "Самара", с 5 октября с.г. сертификат эксплуатанта будет приостановлен у авиакомпании "Омскавиа" и Сибирской авиатранспортной компании, также входивших в авиаальянс AirUnion. "Данное решение Росавиации продиктовано необходимостью завершения указанными авиакомпаниями выполнения программ полетов по летнему расписанию, а также во избежание массовых срывов авиаперевозок и нарушения прав пассажиров", - говорится в сообщении ведомства.

Банкротство AirUnion связывают с ошибками менеджмента, однако мало кто говорит о системных проблемах отрасли. Тем не менее, они очевидны.

Роковую роль для альянса сыграл очередной скачок цен на топливо – на 67% с октября 2007 года по июнь 2008. В то же время средний тариф перевозок повышен только на 23%, что привело к дополнительным издержкам в 1,6 млрд руб. Выйти из положения взятием очередного кредита в условиях финансового кризиса оказалось невозможным.

Рост цен на топливо так ударил по AirUnion из-за его самолетного парка. Российские самолеты "поедают" на 30-50% больше топлива, чем новые импортные. В AirUnion эффективных самолетов всего 20%. Заменить парк за счет собственных средств быстро невозможно: на это нужны инвестиции. Расходы альянса на обновление парка составили в 2005-2007 годах 5,7 млрд руб., но этого оказалось недостаточно.

"Все обновление флота проводилось за счет собственных оборотных средств. Для их пополнения приходится прибегать к коротким дорогим кредитам. В итоге получается перманентная спираль рефинансирования: кредитный портфель растет, это требует постоянно наращивать объем выручки даже ценой новых убытков", - объясняет вице-президент AirUnion Андрей Егоров. Такая финансовая модель свойственна всем российским перевозчикам. Она работает до тех пор, пока банки идут на рефинансирование своих давних постоянных клиентов.

Некоторым исключением являются лишь "Аэрофлот" и "Трансаэро", которые имеют преференции, понижающие их издержки. Так, "Аэрофлот" еще с советских времен получает 300 млн долл. в год за пролет иностранных авиакомпаний над Сибирью, а у "Трансаэро" полностью импортный парк. Кроме того, обе компании имели таможенные льготы на ввоз иностранных авиалайнеров. Получается, государство влияет на финансовое состояние авиакомпаний, устанавливая правила игры.

Еще один просчет AirUnion – слишком медленное создание укрупненной компании, что не позволило вовремя снизить издержки. Для эффективного развития KrasAir было необходимо укрупнение. Создание альянса подразумевало присоединение к компании ряда авиакомпаний, активы которых находились в очень тяжелом финансовом состоянии. По планам Минтранса, до конца 2007 года компании AirUnion должны были стать одним юридическим лицом, что дало бы сокращение издержек в размере 6-7% расходов компании, или 1,5 млрд руб. в год. Однако разногласия с Росимуществом затянули создание единой компании. Затем государство приняло решение передать свои пакеты госкорпорации "Ростехнологии". Там также не смогли быстро выработать план действий. По оценкам AirUnion, за 2006-2008 годы можно было сэкономить 4 млрд руб., которые пошли бы на обновление парка самолетов и снижение издержек. Однако кризис поставил точку.

"Если бы не кризис, при возможности рефинансирования долга мы могли бы выстроить единую компанию, договориться с кредиторами о длинном финансировании", - отметил Андрей Егоров. Но государство решило по-другому. Теперь "Ростехнологии" на базе остатков AirUnion и других авиакомпаний собираются создавать новый авиахолдинг.

Напомним, в конце августа 2008г. авиакомпании альянса AirUnion столкнулись с серьезными трудностями. Из-за большой задолженности перед аэродромными службами, в частности топливно-заправочными комплексами, во многих аэропортах страны было прекращено обслуживание рейсов авиакомпаний альянса. Дело было взято на особый контроль правительства РФ. 4 сентября 2008г. государственная корпорация "Ростехнологии", правительство Москвы и администрация Красноярского края заявили о намерении совместно создать новую объединенную авиационную компанию. Основой для ее формирования станут маршрутные сети и воздушный парк авиакомпаний "Атлант-Союз", альянса AirUnion, ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Саратовские авиалинии" и "Владивосток-авиа". Контрольный пакет акций авиакомпании будет закреплен за ГК "Ростехнологии", на баланс которой в соответствии с указами президента РФ передаются государственные пакеты акций ряда авиакомпаний.

Видеокадры с места пожара у аэропорта Минвод

Зеленский подписал закон об увеличении штрафов за нарушения воинского учета

Путин на вопрос о мирных переговорах ответил словами «нас не приглашают»

Пол Маккартни первым среди британских музыкантлв вошел в список миллиардеров

Терминалы Starlink, которые применяют ВСУ, вышли из строя

Минобороны опубликовало видеокадры с уничтожением безэкипажных катеров ВСУ

Как в России и других странах потребляют и производят вино. Инфографика

Чемезов оценил сравнение сегодняшней ситуации с серединой 1980-х. Видео

Боррель пообещал, что ЕС не признает независимость Тайваня

Президент Сербии Вучич процитировал маршала Жукова

Во что инвестирует герой «Игры на понижение»? Сделки Майкла Бьюрри

Российский автомобиль «Атом» вывели на открытые тесты. Фото

В Москве не будут строить слишком маленькое жилье. Что это значит

Какая обувь опасна для здоровья. Карточки

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Сотрудник МЧС умер на соревнованиях по поднятию тяжестей в Тюмени Общество, 15:12
РПЦ поддержала белгородскую епархию в споре о молитвах для защиты от атак Общество, 15:10
Теннисистку обвинили в краже мебели и ковров с виллы под Флоренцией Спорт, 14:45
В Москве нашли тело пропавшей 13-летней девочки Общество, 14:40
Лондон счел причиной отказа Берлина передать Киеву Taurus Крым Политика, 14:39
Купить и продать или купить и сдавать: как подобрать жилье с выгодой РБК и ПИК, 14:30
«Оренбург» и «Урал» забили друг другу по три мяча Спорт, 14:04
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
МИД выразил соболезнования в связи со смертью посла Гондураса Политика, 13:57
В Екатеринбурге пассажирский самолет наехал на работника авиакомпании Общество, 13:57
Хиросима и Нагасаки направили протест США из-за «ядерного эксперимента» Политика, 13:51
Минобороны доложило об отражении пяти контратак ВСУ около Волчанска Политика, 13:40
«До величайшего боксера Усику далековато». Что говорят о победе над Фьюри Спорт, 13:33
Медведев раскритиковал нейросеть «Яндекса» за уход от ответов про Бандеру Политика, 13:23
Уходящий из «Спартака» Джикия будет капитаном в матче с «Рубином» Спорт, 13:21