Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Пандемия обвалила продажи шуб в России

С 2018 года спрос на меховые изделия в стране снизился более чем на 80%. Россияне отказываются от шуб и дубленок из-за моды на экологичность, теплых зим, недостатка денег и пандемии коронавируса
Фото: Антон Подгайко / ТАСС
Фото: Антон Подгайко / ТАСС

Продажи шуб в России снижаются в последние несколько лет, высокий сезон осени 2021 года не стал исключением, следует из подготовленных для РБК данных системы маркировки «Честный знак». Если в сентябре—октябре 2020 года было продано 128 тыс. шуб, то за аналогичный период 2021-го (по состоянию на 27 октября) — почти на 10% меньше, только 116,4 тыс. По сравнению с допандемийными высокими сезонами продаж 2019 и 2018 годов падение составило почти 85 и 94% соответственно.

За десять месяцев этого года продажи меховых изделий были чуть больше, чем за аналогичный прошлогодний период (401 тыс. против 398 тыс.), но на 74% меньше, чем за те же месяцы допандемийного 2019-го, когда было продано 699 тыс. шуб.

Как и почему считают продажи шуб

Обязательная маркировка меховых изделий специальными чипами на территории Евразийского экономического союза была введена в августе 2016 года с целью борьбы с контрафактом, на который приходилось до 70% рынка.

Необходимость маркировать меховые изделия касается всех участников товарооборота — производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов и комиссионеров. Участвовать в системе обязаны и юрлица, и индивидуальные предприниматели.

Маркировка наносится на вещи полностью из натурального меха либо на изделия с меховой подкладкой или если мех нашит на лицевой стороне. В системе не учитываются шубы, сшитые на заказ, изделия с меховой отделкой, меховые сумки и головные уборы.

В 2019 году Федеральная налоговая служба передала систему маркировки меховых изделий Центру развития перспективных технологий, оператору системы «Честного знака». Как отмечал Михаил Дубин, председатель совета директоров центра, после введения маркировки «количество проданных шуб увеличилось более чем в десять раз, выведя заметную часть рынка из тени».

ФНС передаст маркировку шуб структуре Усманова
Бизнес

Почему меняется спрос на шубы

Опрошенные РБК эксперты называют несколько причин отказа от шуб. Во многом это этичный подход к одежде: торговля шубами из пушнины уже запрещена в Бельгии, Германии, Ирландии, Норвегии, Словакии, Великобритании и Израиле. Аналогичные правила в 2025 году планируют ввести Нидерланды, Дания и Франция.

Многие модные дома, включая люксовые бренды Versace, Gucci, Chanel, Burberry, уже несколько лет практически не используют натуральных мехов в производстве. В сентябре после акции организации по борьбе за права животных PETA (People for the Ethical Treatment of Animals) об этом заявили также Saint Laurent и Brioni.

«Машина мирового антимехового маркетинга захватила и торговые компании, продукцию из натурального меха перестали продавать американские универмаги Macy's Inc. и Yoox Net-A-Porter Group», — напоминает гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. Такая международная агитация оказывает влияние и на российских, прежде всего молодых, покупателей, считает эксперт. Кроме того, потребители все чаще из-за ускоряющегося ритма жизни выбирают более функциональную одежду из современных материалов.

С заботой о норках и нутриях

В сентябре—октябре 2021 года спрос на норковые шубы по сравнению с аналогичными месяцами 2019-го упал почти в два раза, до 37,6 тыс. изделий, на шубы из нутрии — в 2,5 раза, до 2,5 тыс., из овчины — на 52%, до 63,4 тыс.

Еще один фактор, влияющий на потребительский спрос, — погода. Резкое падание продаж шуб в 2019 году эксперты объясняли аномально теплыми осенью и зимой. Холодный январь 2021-го, наоборот, спровоцировал всплеск продаж примерно на 20%. Согласно последнему прогнозу научного руководителя Гидрометцентра Романа Вильфанда, этой зимой россиян ждут и частые оттепели, и периоды сильного похолодания.

Вильфанд посоветовал москвичам пока не вострить «ни уши, ни лыжи»
Общество
Фото:Александр Авилов / АГН «Москва»

Негативно сказывается на продажах и пандемия, отмечает президент Российского пушно-мехового союза Сергей Столбов. По его словам, в прошлом году ограничения в связи с пандемией и простой предприятий в течение пяти месяцев не могли не снизить продаж. Новый локдаун также повлияет на спрос, но, как говорит Столбов, бизнес готов к этим трудностям: компании, в частности, надеются на суровую зиму, которая поможет в первом квартале 2022 года отыграть позиции.

На снижение спроса также влияет и финансовое положение россиян. В этом году пушнина, по данным Fashion Consulting Group, подорожала до 40–50%, что неизбежно ведет к росту цен на изделия из натурального меха. «У более старшего поколения, которое остается лояльным к традиционным мехам, а также у людей, живущих вне скоростей мегаполисов, просто стало меньше денег», — говорит Лебсак-Клейманс. В прошлогодних сентябре—октябре больше всего шуб приобрели жители Московского региона, Ставропольского края, Челябинской и Кировской областей, Санкт-Петербурга, следует из данных системы «Честный знак».

В структуре потребительских расходов, по данным Росстата, доля всей категории «Одежда и обувь» с 2012 по 2021 год стабильно снижается, с 10,5 до 7,7%. Если же рассматривать отдельно шубы (пальто женские меховые и дубленки), это соответственно 0,6 и 0,3%. В то же время доля затрат на продукты питания и безалкогольные напитки увеличилась с 29,5 до 31%.

РБК обратился за комментариями к производителю кожаных и меховых изделий Elena Furs, сетям магазинов «Каляев», «Снежная королева», «Мир кожи и меха» и в магазин меховой фабрики «Династия».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 16:51
Зверев проиграл 106-й ракетке мира на турнире ATP в Мюнхене Спорт, 17:05
Польский премьер сообщил о задержании заказчика нападения на Волкова Политика, 17:04
Умер сыгравший в сериале «Слуга народа» актер Петр Никитин Общество, 17:02
Экс-кандидата на пост президента Украины внесли в реестр экстремистов Политика, 16:57
Почему карьера в IТ все больше зависит от умения разговаривать Pro, 16:55
Обладатель Кубка Стэнли и экс-игрок «Трактора» завершил карьеру в 33 года Спорт, 16:50
Мужчина проник в школу в Люберцах, его задержали Общество, 16:48
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Американские фигуристы получили шоколадные золотые медали за Олимпиаду Спорт, 16:31
Адвокат Стрелкова заявил о пропаже из дела «ключевого документа» Политика, 16:28
Одесские власти сообщили о повреждении припортовой инфраструктуры Политика, 16:27
Дуров анонсировал токенизацию стикеров в Telegram Технологии и медиа, 16:25
Путин обсудил с членами Совбеза состояние госрезервов Политика, 16:23
В МИДе заявили о большом объеме западных средств на случай конфискации Политика, 16:20
Алиев приедет в Москву на переговоры с Путиным 22 апреля Политика, 16:20