Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Экс-банкир Лебедев попросил поддержать запуск речных трамваев в регионах

Александр Лебедев попросил Минпромторг поддержать запуск речных трамваев в 18 регионах
Бизнесмен Александр Лебедев предложил властям поддержать развитие водного транспорта в регионах. Он хочет поставить 80 речных трамваев и построить инфраструктуру на общую сумму ₽30 млрд, но проект нуждается в господдержке
Александр Лебедев
Александр Лебедев (Фото: Алена Кондюрина для РБК)

Владелец Национальной резервной корпорации (НРК) и бывший банкир Александр Лебедев обратился в Минпромторг с предложением ускорить развитие речного пассажирского сообщения в регионах. Для обновления парка водного транспорта нужно использовать механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессионных соглашений, говорится в письме бизнесмена, которое он отправил главе министерства Денису Мантурову в феврале 2022 года, еще до начала военной спецоперации на Украине и ввода жестких западных санкций.

У РБК есть копия письма, его показал представитель НРК. Получение такого обращения подтвердили в пресс-службе Минпромторга. Сейчас Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) прорабатывает с регионами возможность использования ГЧП и концессий для реализации проектов верфи Emperium (Лебедев — один из ее инвесторов), отметили там. Это нужно для определения необходимого количества судов и требуемого объема финансирования. «После уточнения потребностей и возможностей регионов будет проработана возможная форма финансирования, в том числе и ГЧП», — сообщил представитель ведомства.

Целесообразность реализации таких проектов зависит прежде всего от работоспособности экономической модели, наличия спроса, а также готовности бизнеса участвовать в проектах, добавили в пресс-службе Минтранса, в ведение которого входит ГТЛК.

Почему бизнесмен обратился в Минпромторг

Лебедев — один из совладельцев и инвесторов верфи Emperium в Санкт-Петербурге, которая производит электрические речные трамваи. Их использование должно начаться в Москве летом 2022 года. Лебедев инвестировал в проект около 1 млрд руб., говорил ранее РБК источник в компании. По его словам, к январю 2022 года портфель заказов Emperium достиг почти 30 судов на общую сумму около 6 млрд руб.

НРК хочет поставлять электросуда еще в 18 регионов, говорит ее представитель. В этом случае ее портфель заказов увеличится на 30 млрд руб.

По оценке Лебедева, Россия нуждается в замене как минимум 18 тыс. дизельных судов возрастом 25–60 лет. Для того чтобы обновлять хотя бы 100 судов ежегодно, нужно более 45 млрд руб., но в стране пока нет механизмов финансирования для этого, следует из письма бизнесмена. Просто банковских кредитов и даже субсидий процентных ставок недостаточно (сейчас ключевая ставка ЦБ равна 20%) — весь проект Emperium может оказаться под угрозой, указывает он.

Верфь экс-банкира Лебедева поставит Москве электрические речные трамваи
Бизнес
Первый круглогодичный электрический речной городской трамвай для Москвы

Лебедев предложил Минпромторгу рассмотреть возможность применения механизмов ГЧП и концессий для модернизации речных пассажирских перевозок по аналогии с проектами Минтруда и Минспорта, например региональных проектов по созданию или реконструкции объектов социального обслуживания. «Сегодня имеется несколько государственных программ, софинансирующих социальные проекты, аналогичную программу необходимо предусмотреть для водного транспорта», — поясняет представитель НРК.

В законодательстве нет никаких ограничений в части заключения концессий на речном пассажирском транспорте, передал РБК через представителя гендиректор Национального центра ГЧП Павел Селезнев. Но для того чтобы такие проекты запускать массово в регионах, необходимо федеральное софинансирование, специально разработанная госпрограмма, которая бы предусматривала выделение федеральных средств, добавляет Селезнев.

Как НРК собирается реализовать проекты

Из 30 млрд руб., которые нужны для реализации проектов в регионах, 20 млрд руб. приходится непосредственно на закупку электросудов, около 10 млрд руб. — на создание сопутствующей инфраструктуры (прежде всего остановок и зарядных станций), говорит представитель НРК. «В структурировании проектов мы будем придерживаться стандартной для концессионных проектов схемы финансирования на базе своего акционерного участия и банковского долга», — обещает он, но не раскрывает, сколько компания намерена вложить собственных или кредитных средств.

Западные санкции, в том числе на поставку технического оборудования в Россию, введенные в ответ на продолжающуюся военную спецоперацию на Украине, не должны помешать производству судов на верфи Emperium, утверждает представитель НРК. По его словам, уровень локализации производства электросудов превышает 75%. Необходимые комплектующие, поставки которых в Россию сейчас невозможны, судостроители замещают комплектующими российского производства или закупают в тех странах, которые не присоединились к этим ограничениям, добавляет гендиректор «ИнфраВЭБ» Денис Ноздрачев.

В России реализованы проекты с использованием механизмов ГЧП и концессии на общественном транспорте, говорит руководитель InfraOne Research Александра Галактионова. Поставка электросудов и строительство инфраструктуры для их эксплуатации в регионах в рамках таких механизмов намного разумнее, чем использование инструментов лизинга из-за высоких ставок по кредитам, замечает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.

Но пассажирский речной транспорт является низкорентабельным или вообще убыточным, учитывая большие капвложения, значительные операционные затраты, сезонность и долгие сроки окупаемости, отмечает руководитель отдела аналитики медиагруппы PortNews Виталий Чернов. Поэтому, по его мнению, привлекательность концессионных соглашений в этом сегменте выглядит неоднозначной. Чернов считает, что для реализации такого проекта необходима господдержка и субсидии.

Глава ГТЛК заявил о необходимости закупить 5 тыс. вагонов электричек
Бизнес
Фото:Артем Житенев / ТАСС

В России уже работает программа льготного лизинга водного транспорта, напоминает представитель ГТЛК. В 2022 году в рамках этой программы компания законтрактовала семь электросудов производства Emperium. «Мы готовы помочь регионам в осуществлении их планов [по развитию речного транспорта] за счет применения доказавшего свою эффективность инструмента лизинга», — добавил он.

Нужны ли регионам новые речные трамваи

Всего в регионы планируется поставить около 80 речных электрических трамваев, говорит представитель НРК: «Мы пока не ставим задачу заменить весь дизельный флот в России». Наиболее перспективными регионами для поставки электросудов в компании считают Санкт-Петербург, Иркутскую, Самарскую, Саратовскую и Астраханскую области, Краснодарский и Красноярский края, Республику Крым и Бурятию. Ни в одном из этих регионов РБК не подтвердили интерес к проекту. Представители правительств Петербурга, Краснодарского края, Бурятии и Иркутской области сообщили, что им вообще неизвестно о предложениях НРК. В пресс-службах остальных регионов, за исключением Красноярского края, не ответили на запросы РБК.

Губернатор Красноярского края Александр Усс в 2021 году сообщал, что компания «ВодоходЪ» запустит одно новое электросудно на Енисее. Поставка первого речного электрического трамвая запланирована на июль 2022 года, говорит представитель регионального агентства по туризму. Конкретная потребность в увеличении парка судов станет понятна после запуска проекта, добавил он.

Счетная палата назвала основную причину низкой загрузки российских рек
Бизнес
Фото:Сергей Пивоваров / РИА Новости

Однако при ограничении международных поездок из-за закрытия неба Европы и других стран для российских авиакомпаний внутренний туризм, включая речной, будет развиваться повышенными темпами, считает Бурмистров.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 июля
EUR ЦБ: 93,26 (+0,09)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Курс доллара на 27 июля
USD ЦБ: 85,57 (+0,16)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Песков заявил, что «о мобилизации вообще никто не разговаривает»Политика, 05:08
В Госдуме анонсировали повышение размера детских пособий в 2025 годуОбщество, 04:58
Более 20 человек отравились хлором в бассейне в ВаршавеОбщество, 04:37
Bloomberg узнал, какой вопрос спас Ferrari от мошенничества с дипфейкомБизнес, 04:29
Глава Минюста допустил повышение предельного возраста нотариусовПолитика, 03:58
Американский банк наказали за «вопиющее» нарушение санкций против РоссииПолитика, 03:36
Уровень воды в реке снизился после прорыва дамбы в Челябинской областиОбщество, 03:34
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Зеленский назвал самое сложное направление для ВСУПолитика, 02:58
На церемонии открытия Игр в Париже повесили перевернутый олимпийский флагСпорт, 02:56
Курский губернатор сообщил об «очень сложной ночи» и сбитых дронахПолитика, 02:23
От кентавров до Джеймса Бонда. Самые яркие церемонии открытия ОлимпиадСпорт, 02:19
Как в Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. ФоторепортажСпорт, 02:17
WSJ рассказала, как вице-президент Трампа стал из милитариста пацифистомПолитика, 02:08
Cловакия предложила Киеву «техническое решение» по нефти ЛУКОЙЛаПолитика, 01:57