Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Военная операция на Украине. Главное Политика, 18:31
Угроза жизни за 500 руб.: как эффективно бороться с нарушениями ПДД Партнерский проект, 18:26
Минфин смягчил требование об обязательной продаже валютной выручки Экономика, 18:25
Le Parisien узнала о решении ПСЖ продать Неймара ради игрока «Барселоны» Спорт, 18:18
Лукашенко заявил о шагах Запада для «расчленения» Украины Политика, 18:06
Н — номофобия: без смартфона как без рук Экономика образования, 18:00
Первый теннисист отказался ехать на Уимблдон без рейтинговых очков Спорт, 17:56
Суд разрешил арестовать Януковича за соглашение по флоту России в Крыму Политика, 17:54
Вышел трейлер «Миссия невыполнима 7» с Томом Крузом и Ребеккой Фергюсон Стиль, 17:50
Зачем вещам «особый» интернет РБК и МегаФон, 17:38
Бывший тренер фигуристки Шевченко ответил на обвинения в засуживании Спорт, 17:30
В Ингушетии похоронили погибшего на Украине племянника Евкурова Политика, 17:30
Сеть кофеен Starbucks объявила об уходе из России Бизнес, 17:25
Совет директоров «Татнефти» рекомендовал финальные дивиденды за 2021 год Инвестиции, 17:23
Арест миллиардера ,  
0 

Аэропорт частного значения: на каких условиях передали Шереметьево

Владимир Путин подписал указ о приватизации аэропорта Шереметьево. Его крупнейшими акционерами станут предприниматели Аркадий Ротенберг и Александр Пономаренко. РБК разбирался, что и на каких условиях они получат
Аэропорт Шереметьево
Аэропорт Шереметьево (Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

Приход инвестора

В пятницу стало известно, что Владимир Путин подписал указ о создании новой компании «Аэропорт Шереметьево», в которой будут консолидированы активы, подконтрольные сейчас государству и частным инвесторам из ООО «Шереметьево Холдинг». В соответствии с указом, опубликованным на портале правовой информации, государство вложит в капитал новой компании 83,038% акций АО «Международный аэропорт Шереметьево», находящихся сейчас в федеральной собственности. Доля государства в капитале новой компании должна составить не менее 30%. Предполагается, что контроль над аэропортом будет передан группе «ТПС Авиа» бизнесменов Аркадия Ротенберга и Александра Пономаренко. 

Идея приватизации Шереметьево впервые возникла в 2010 году, когда под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова начал обсуждаться вопрос об объединении трех аэропортов Московского авиаузла —Шереметьево, Домодедово и Внуково. Государство по закону владеет аэродромной инфраструктурой всех трех аэропортов через ФГУП «Администрация гражданских аэродромов» (АГА). Кроме того, в собственности РФ 83,04% акций АО «Международный аэропорт Шереметьево» и 74,7% акций АО «Аэропорт Внуково», владеющего старым терминалом А аэропорта Внуково (новый пассажирский терминал B принадлежит ОАО «Международный аэропорт Внуково», 75% акций которого у частных акционеров — Виталия Ванцева и совладельца USM Group Владимира Скоча). Пассажирскими терминалами аэропорта Домодедово полностью владеют частные акционеры аэропорта во главе с его председателем совета директоров Дмитрием Каменщиком.

Решение о схеме консолидации Шереметьево было принято на совещании у президента Владимира Путина в июле 2013 года. К тому времени холдингу TPS Avia, подконтрольному бывшим акционерам Новороссийского морского торгового порта (НМТП) Александру Пономаренко и Александру Скоробогатько, а также предпринимателю Аркадию Ротенбергу, уже принадлежал целый ряд компаний в Шереметьево. На совещании было принято решение о создании АО «Аэропорт Шереметьево», в которое государство внесет свой пакет акций АО «Международный аэропорт Шереметьево», а в обмен получит не менее 30% акций новой компании. Согласно указу Владимира Путина, точное соотношение долей будущих акционеров будет определено до конца осени.

Аэропорт Шереметьево в цифрах

47 млрд руб.

— оценка долга аэропорта Шереметьево

$635 млн

инвестирует «ТПС Авиа» в развитие Северного терминального комплекса Шереметьево до 2017 года

31 млн 568 тыс. человек

- пассажиропоток Шереметьево по итогам 2014 года

На 7,9%

(2,3 млн человек) вырос пассажиропоток Шереметьево в 2014 году по сравнению с 2013 годом

8 млрд руб.

– EBITDA Международного аэропорта Шереметьево за 2014 год

40,5%

- доля Шереметьево в структуре пассажиропотока аэропортов Московского авиаузла

Источник: данные компании

Аэропортовые активы «ТПС Авиа» собирались несколько лет. В конце 2011 года компания «Трансстроймеханизация» (структура «Мостотреста», акционером которого тогда являлся Аркадий Ротенберг) выиграла конкурс на выполнение первой очереди реконструкции аэродрома Шереметьево за 5,3 млрд руб. Позже «ТПС Авиа» стала контролировать в аэропорту парковки, обслуживание VIP-пассажиров (ЗАО «В.И.П. Интернешнл» — эксклюзивный оператор VIP-залов) и продажу рекламы в терминале D. В июне 2013 года «ТПС Авиа» приобрела у «Интерпорта» (СП «Интерроса» и группы «Кратос») доли в ООО «Грузовой комплекс Шереметьево» (ГКШ), ООО «Руспорт» (операторе грузового терминала в Шереметьево площадью 9 тыс. кв. м) и ООО «Аэропорт Москва» (обслуживает авиационные грузы и почту в этом терминале).

В сентябре 2013 года «ТПС Авиа» уже выиграла конкурс по развитию северной зоны аэропорта (бывшее Шереметьево-1 и соседние терминалы). Как сообщал тогда гендиректор ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» Михаил Василенко, компания предложила вложить $635 млн собственных средств в строительство нового терминала B на 15 млн пассажиров в год, а также грузового терминала, третьего топливно-заправочного комплекса (ТЗК) вместе с ЛУКОЙЛом и тоннеля, который соединит северную и южную (терминалы D, E и F) зоны аэропорта. ОАО «Аэропорт Кольцово» (структура «Реновы» Виктора Вексельберга) предлагало вложить почти втрое больше. «Ренова» хотела стать акционером почти всего аэропорта, а «ТПС Авиа» претендовала только на доли в новых СП в рамках самой северной зоны, писал тогда «Коммерсантъ».

Pro
Фото: Paz Arando/Unsplash На рынке продовольствия паника. Сможет ли мир избежать голода
Pro
Фото: Jeff J Mitchell / Getty Images Как вернуть себе и сотрудникам спокойствие и веру в будущее — 5 шагов
Pro
Фото: Shutterstock Поставки газа в ЕС падают. Что будет с акциями «Газпрома»
Pro
Фото: Chris McGrath / Getty Images Почему фрилансеры все-таки не заменят компании ключевых сотрудников
Pro
Фото: Shutterstock Чекиньтесь в другом месте: что стало с соцсетью-хитом Foursquare
Pro
Фото: Justin Sullivan / Getty Images Эпоха iPod: как Apple создала самый популярный плеер в истории
Pro
Зачем главы крупнейших компаний чистят туалеты и едят собачий корм
Pro
Фото: Shutterstock Услуги консалтинга востребованы как никогда: чего хотят компании

Что передают

В список предприятий, которые должны влиться в аэропорт, вошли в основном активы, контролируемые «ТПС Авиа Холдинг Лтд»: ООО «Грузовой комплекс Шереметьево», ООО «Аэропорт Москва», ООО «Автопарк-М», ООО «МАШ реклама», ОАО «Империал дьюти фри», ООО «Терминал В Шереметьево», ООО «Межтерминальный переход Шереметьево», ОАО «Аэро-Шереметьево», сообщали в 2014 году «Ведомости» со ссылкой на гендиректора аэропорта Михаила Василенко. Эти компании контролируют основные активы аэропорта.

«Аэро-Шереметьево» отвечает за заправку топливом самолетов, должно спроектировать, построить и ввести в эксплуатацию топливо-заправочный комплекс, говорится в информации компании. Это единственная компания, в которой есть значительная доля у частной компании, не связанной с Ротенбергами, — 50% у ООО «ЛУКОЙЛ-Аэро», подконтрольного одноименной нефтяной компании. «Империал дьюти фри» (у «ТПС Авиа Холдинг Лтд» доля в 51%) развивает беспошлинную торговлю товарами и алкоголем. «МАШ реклама» — продает рекламные площади в Шереметьево, в 2014 года она заработала 53,2 млн руб.

«Межтерминальный переход Шереметьево», «Грузовой комплекс Шереметьево», «Аэропорт Москва», «Терминал В Шереметьево», «Автопарк-М» управляют и сдают в наем недвижимость в Шереметьево — в прошлом году они вместе заработали не менее 6 млрд руб. Эти пять компаний контролируются одной структурой — ООО «Шереметьево холдинг», ее доля в перечисленных компаниях от 75 до 100%, а основным собственником с долей в уставном капитале 90,56% выступает кипрская «ТПС Авиа Холдинг Лтд». ​Несмотря на то что все дочерние компании «Шереметьево холдинг» прибыльны, в 2014 году она задекларировала убыток в 9,4 млрд руб. Генеральный директор компании — Роман Зиновьев, он также входит в совет директоров «Аэро-Шереметьево».

Сделка в рост

По оценке топ-менеджера одной из компании отрасли, годовой показатель EBITDA всего аэропорта Шереметьево — около 8 млрд руб. При этом долг компании достигает 51 млрд руб. Основной плюс бизнеса Шереметьево — это то, что аэропорт является базовым для крупнейшего российского авиаперевозчика, «Аэрофлота», который технологически не может уйти в другой аэропорт, говорит источник, знакомый с бизнесом Шереметьево. Сейчас рыночная ситуация такова, что «Аэрофлот» — единственный перевозчик, пассажиропоток которого гарантированно будет как минимум не падать, добавляет он. По словам представителя «Аэрофлота», платежи перевозчика аэропорту составляют около 70% всех авиационных доходов Шереметьево.

Один из членов совета директоров аэропорта отмечает, что присоединение терминала D, введенного в 2010 году, увеличило долг ОАО «МАШ» на 900 млн евро (около 40 млрд руб. по среднему курсу 2010 года). Операционно компания имеет прибыль, говорит собеседник РБК, но дальше компании с таким долгом трудно развиваться, хотя она и имеет рыночные перспективы. Сделка для государства выгодная, считает он. Один из консультантов аэропортовой отрасли добавляет, что при нынешнем уровне долга доля государства в аэропорту стоит $300-400 млн, а при условии достройки третьей ВПП к 2017 году и реализации проекта развития северной зоны доходы аэропорта могут увеличиться примерно в два раза, и оценка доли государства может составить около $1 млрд.

При участии Анатолия Темкина

Материалы к статье
Авторы
Теги