Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Цукерберг ответил на предложение Сандерса избавиться от миллиардеров Бизнес, 20:19 Советник Трампа обвинил Порошенко и его окружение в краже $1,5 млрд Политика, 20:10 Евросоюз выразил соболезнования после прорыва дамбы под Красноярском Общество, 20:01 МЧС России показало видео поисковых работ с места прорыва дамбы Общество, 19:59 «Новая газета» сообщила о нападении на своих журналистов в Подмосковье Общество, 19:39 Меркель обсудила с Путиным подготовку к саммиту «нормандской четверки» Политика, 19:30 В Новосибирске из-за пожара в больнице эвакуировали 160 человек Общество, 19:29 Россия передаст Сербии лист из Евангелия в обмен на картины Рериха Общество, 19:08 «Зенит» и «Ростов» играют за лидерство в чемпионате России. Онлайн Спорт, 19:00 В РПЦ предложили следить за маньяками в социальных сетях Общество, 18:49 СК показал видео обысков по делу о прорыве дамбы в Красноярском крае Общество, 18:43 «Спартак» прервал серию поражений в первом матче под руководством Тедеско Спорт, 18:41 Парламент Британии перенес голосование по новой сделке с ЕС о Brexit Политика, 18:29 Медведев пообещал Сербии помощь в защите суверенитета Политика, 18:25
Война санкций ,  
0 
«Газпром» урезал траты на европейских лоббистов
«Газпром экспорт» потратил меньше денег на европейских лоббистов в 2014 году. Компания продолжает работать с брюссельской фирмой GPlus, несмотря на разрыв отношений с американской Ketchum в прошлом году
Фото: Oliver Bunic/Bloomberg

​«Газпром экспорт» снизил расходы на своих европейских лоббистов в 2014 году, следует из раскрытия лоббистской фирмы GPlus в едином реестре лоббистов Евросоюза. Если в 2013 году фирма получила за представление интересов российской корпорации €300–350 тыс. (сумма указывалась в диапазоне), то в 2014 году — не более €300 тыс. Впрочем, это только задекларированные расходы, реальные могут отличаться.

В своем лоббистском отчете за 2014 год GPlus отразила поступления средств от «Газпрома» в размере €50–100 тыс. (через британскую коммуникационную фирму Diversified Energy Communications) и €100–200 тыс. непосредственно от «Газпром экспорта». Таким образом, общие расходы «Газпрома» на услуги GPlus составили от €150 до 300 тыс. (точная цифра неизвестна, поскольку суммы указываются в диапазоне).

Коммуникационная фирма GPlus Europe считается одним из самых влиятельных лоббистов в Брюсселе: по данным портала Lobbyfacts.eu, она занимает шестую строчку по числу аккредитованных в Европарламент лоббистов (25 человек). Ее оборот, по данным того же сайта, составляет около €3,5 млн в год, у нее четыре офиса — помимо брюссельского головного офиса, также в Лондоне, Берлине и Париже. На сайте фирмы говорится, что она представляет своим клиентам широкий спектр коммуникационных услуг по взаимодействию с европейскими регуляторами, в том числе по антимонопольным вопросам и вопросам деловой репутации.

С «Газпромом» GPlus сотрудничает с 2007 года. По информации Jamestown Foundation, GPlus занимается связями концерна со СМИ, чтобы создать образ «абсолютно прозрачной» компании среди европейских партнеров. ​Старший партнер GPlus Тим Прайс (в его профиле на сайте фирмы говорится, что он является главным советником по коммуникациям «Газпром экспорта») подтвердил РБК выплаты со стороны компании. Он также ответил, что фирма продолжает оказывать «Газпрому» консультационные услуги.

Помимо этого, из отчета GPlus следует, что фирма представляла интересы South Stream Transport BV — СП «Газпрома» и его европейских партнеров (итальянской Eni, немецкой Wintershall и французской EDF), которое занималось строительством подводной части газопровода «Южный поток». В декабре 2014 года, когда Россия отказалась от проекта в связи с отсутствием разрешения Болгарии на строительство сухопутного участка газопровода, «Газпром» выкупил доли в СП у своих партнеров — им принадлежало в совокупности 50%. Стоимость сделки составила €833 млн, говорится в отчете «Газпрома» за 2014 год. South Stream Transport заплатила за услуги GPlus в 2014 году €25–50 тыс. Партнер GPlus Тим Прайс сказал РБК, что контракт South Stream Transport BV с GPlus не был расторгнут в декабре 2014 года и продолжает действовать в 2015 году.

В пресс-службе «Газпрома» не стали комментировать взаимоотношения с GPlus.

С Ketchum было дороже​

Впрочем, европейские расценки на услуги лоббистов не идут ни в какое сравнение со стоимостью PR-услуг американской компании Ketchum, с которой примерно до середины прошлого года работал и газовый концерн, и до недавнего времени — правительство России. Ketchum трудилась на газовый концерн почти семь лет и получила за свою работу более $32 млн (более $4,5 млн в год). Только за первые шесть месяцев 2014 года PR-агентство получило $2,46 млн за продвижение интересов «Газпрома».

О том, что «Газпром» не стал продлевать контракт с Ketchum, в сентябре 2014 года газете The New York Times рассказала вашингтонский партнер Ketchum Кэти Дживонс, курирующая отношения фирмы с Россией. По ее словам, «Газпром» решил «сфокусироваться на Европе».

В марте 2015 года от Ketchum отказалась и Российская Федерация, о чем заявила головная компания Omnicom Group (в этот коммуникационный холдинг входят и Ketchum, и GPlus). «Ketchum больше не представляет Российскую Федерацию в США и Европе, за исключением нашего офиса в Москве. Наш партнер в консорциуме [дочерняя компания Omnicom] GPlus продолжает работу в соответствии с условиями контракта», — сообщалось в заявлении компании. С середины 2006 года за услуги для Российской Федерации, в которую входило в том числе и медийное сопровождение саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в 2006 году, сочинской Олимпиады, Ketchum заработала почти $30 млн.

GPlus также представляла интересы Российской Федерации: в раскрытии говорится, что в 2014 году фирма получила от Ketchum за услуги для России €100–200 тыс. Столько же фирма заработала и за представление интересов сербской «дочки» «Газпром нефти» NIS (Naftna industrija Srbije a.d. Novi Sad). Российской компании в ней принадлежит 56,15%, около 30% контролирует правительство Сербии.

Непрозрачная Европа

Новая Еврокомиссия, которая приняла на себя полномочия в ноябре прошлого года, активно борется за прозрачность государственных структур — с 1 декабря 2014 года регистрация лоббистов в едином реестре стала обязательной, тогда как раньше контакты членов Еврокомиссии и парламента с представителями бизнеса раскрывались на добровольной основе. Тем не менее европейский регистр по-прежнему, в отличие от американских аналогов по раскрытию лоббистской деятельности, не позволяет понять, за какие конкретно услуги компании платят своим представителям в Брюсселе, какие вопросы лоббируются в европейских органах власти от их лица.

Юридические и коммуникационные фирмы, подобные GPlus, лишь перечисляют аккредитованных в Европарламент сотрудников, а также указывают клиентов, интересы которых лоббируют, и сколько они получили от них денег (причем в довольно широком диапазоне).

Одна из проблем реестра ЕС в том виде, в котором он существует, — компании довольно свободны в том, какой размер денежных средств, потраченных на лоббизм, они отражают в своих раскрытиях. Некоммерческая организация Alter-EU (ратует за создание исчерпывающего реестра лоббистов в ЕС) утверждает, что зачастую цифры серьезно занижаются. В качестве одного из примеров Alter-EU приводит банк Goldman Sachs, который впервые зарегистрировался в реестре в ноябре 2014 года, указав, что в 2013 году потратил на лоббирование всего €50 тыс. НКО обратили внимание на несоответствие между задекларированными банком расходами на лоббистов и средствами, которые отражали в своих раскрытиях фирмы, представлявшие его интересы, и направили властям ЕС в связи с этим официальную жалобу. В раскрытии за 2014 год декларируемые расходы Goldman Sachs на лоббистов выросли в 14 раз, до €700–800 тыс.

А Trasparency International в своем недавнем докладе приводила в пример фармацевтическую отрасль, которая, если верить раскрытиям в реестре, потратила на лоббирование в Европе в 2012 году около €40 млн, хотя, по оценкам самой организации, эта сумма могла в действительности достигать €91 млн.

В феврале 2009 года издание EUObserver писало, что хотя сама GPlus заявляет, что ее российские контракты на тот момент приносили ей около €200 тыс. в год, конкурирующие с GPlus компании оценивали поступления в €3–5 млн в год — и это без учета расходов на пресс-конференции и ланчи с политиками.

По оценкам Corporate Europe Observatory (общественная организация, которая занимается контролем за лоббистской деятельностью в Европе), около 75% законодательных актов и инициатив на общеевропейском уровне принимаются под воздействием заинтересованных лиц. Это не значит, что корпорации заставляют политиков принимать «нужные» решения, но они могут, например, предоставлять законодателям весомые аргументы при обсуждении законов, от которых зависит их коммерческая деятельность. А Совет ЕС — главный исполнительный орган власти Европы — считается самой непрозрачной структурой в Брюсселе. Transparency International в докладе замечала, что Совет ЕС вообще не покрывается требованиями по раскрытию в едином реестре.


Кто еще из русских лоббирует в Брюсселе

«Газпром» — не единственная российская компания, которая лоббирует свои интересы в Европе. Согласно раскрытиям в реестре, на постоянной основе этим также занимается ЛУКОЙЛ: в 2014 году компания потратила на лоббизм €400–500 тыс., годом ранее — €450–500 тыс. Какие вопросы обсуждает компания с европейскими политиками, из документа неясно, однако представитель ЛУКОЙЛа в сентябре пояснял РБК, что взаимодействие компании с институтами ЕС касается ряда инициатив Брюсселя, «которые затрагивают вопросы работы компании», — в первую очередь это директива по качеству топлива и директива по квотам на выбросы. ЛУКОЙЛ занимается представительством своих интересов в Брюсселе с 2008 года, говорится в документе, однако сколько в общей сложности компания потратила за эти годы, не отражено.

Также лоббированием занимается «Лаборатория Касперского» (потратила в 2014 году менее €10 тыс.), «Интер РАО» (через свой бельгийский офис)  — компания также потратила на лоббизм незначительные €10 тыс., хотя бюджет ее представительства составляет €600 тыс., говорится в документе.

Предположительно в связи с реформой европейского реестра впервые в нем появилась информация о лоббировании со стороны ОАО «РЖД» (дата регистрации — 19 марта 2015 года). Из него следует, что в 2013 году РЖД потратили €100–200 тыс.

«Ассоциация европейского бизнеса» (некоммерческая организация, объединяющая более 630 компаний из стран Евросоюза и России) в 2014 году потратила около €10 тыс. на обсуждение вопросов, связанных с европейскими санкциями против России.


Магазин исследований: аналитика по теме "Газ"