Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Нефтяники доплатят государству за проданный в январе бензин

Нефтяным компаниям придется поделиться с государством 10 млрд руб. — это часть премии, которую нефтяники формально получили на внутреннем рынке при продаже бензина в январе. Но на самом деле они продавали топливо с дисконтом
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

31 января истекает первый месяц использования механизма субсидии для сдерживания цен на бензин и дизель, который российское правительство запустило в прошлом году на фоне скачка цен на топливо. Это так называемая демпфирующая надбавка. Механизм работает так: если цены на нефть на мировых рынках подскочат и на внутреннем рынке снова образуется дисконт к экспортной цене топлива, государство доплатит нефтяникам из бюджета, который получит дополнительные нефтегазовые доходы. Если внутренний рынок, наоборот, окажется премиальным (и премия вырастет выше расчетных значений), в бюджет будут доплачивать нефтяники.

Работает ли схема?

В январе схема сработала неожиданным образом: нефтяники продавали бензин на внутреннем рынке с дисконтом к экспортной цене, но им все равно придется доплатить в бюджет.

Дело в том, что премия или дисконт к экспортному нетбэку (экспортная цена топлива минус транспортные расходы и экспортная пошлина) считается не от текущих биржевых цен, а от расчетных, установленных правительством, — 56 тыс. руб. за бензин и 50 тыс. руб. за дизель. Исходя из этих цен, получилось, что нефтяники получали условную премию при продаже бензина на внутреннем рынке и им придется доплатить в бюджет 3,6 тыс. руб. за каждую тонну, подсчитал главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Фактически премии к цене не было.

В случае с бензином расчетные цены правительства (56 тыс. руб.) оказались выше и экспортного нетбэка (44,4 тыс. руб.), и реальной цены продажи топлива на бирже.

Например, 29 января тонна АИ-92 на бирже стоила 40,8 тыс. руб., это ниже нетбэка на 3,6 тыс. руб. Значит, нефтяники продавали на внутреннем рынке бензин с дисконтом к нетбэку, но все равно должны доплатить государству, заключает Ежов. При этом за дизель нефтяники, наоборот, получат по 4,3 тыс. руб. за тонну. В целом компании доплатят в бюджет 10 млрд руб., а получат за проданный с дисконтом дизель 10,5 млрд руб., подсчитал Ежов.

Разница между ценой на бензин и ценой на нефть в Европе сейчас намного меньше, чем на дизель, в результате и цена топлива низкая, объясняет директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Это объясняется снижением спроса на европейском рынке на бензин, он падает под действием фактора сезонности и продолжающегося роста топливной эффективности двигателей (в том числе вследствие ужесточения экологических требований к топливу), говорит он.

Готовы ли нефтяники доплачивать в бюджет?

Нефтяники недовольны тем, что за бензин приходится доплачивать, и предлагают Минэнерго и правительству или отказаться от демпфера, или заменить его плавающим акцизом, рассказывают два человека, близких к участникам заседаний на эту тему у вице-премьера Дмитрия Козака. Демпфер работает не так, как было задумано: никто не предполагал, что цены на бензин в Европе окажутся настолько низкими, несмотря на относительно высокие цены на нефть, при расчете демпфера образуется условная премия, и нефтяникам придется доплачивать в бюджет, говорит один из них. Маржа некоторых заводов оказалась ниже расчетной 2–5 руб. на литр, поэтому механизм демпфера нужно менять, с этим все согласны, вопрос — как именно, указывает он.

Заменить демпфер плавающим акцизом еще в прошлом году предлагали нефтяники, за это предложение выступала и ФАС. Механизм плавающего акциза похож на демпфер: Минэнерго предлагало увязать его с ценой нетбэка так, чтобы при формировании дисконта на внутреннем рынке акцизы для компаний снижались, а в случае если образуется премия — росли. Но Минфин выступал против перехода на плавающие акцизы: в этом случае пострадали бы дорожные фонды, для которых акцизы служат источником финансирования. Позиция Минфина по этому вопросу не изменилась, сказал РБК представитель министерства. Минэнерго в целом пока считает обе конструкции — демпфер и плавающий акциз — работоспособными, хотя в январе демпфер и сработал неправильно, говорит человек, близкий к министерству. Представитель Минэнерго пока не ответил на запрос РБК.

Вице-премьер Дмитрий Козак в среду заявил, что возвращаться к теме плавающих акцизов на топливо нецелесообразно — пока есть решение о работе демпфирующего механизма. Представители «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Татнефти», «Сургутнефтегаза» и ННК пока не ответили на запросы РБК.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Бензин"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 июля
EUR ЦБ: 93,26 (+0,09)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Курс доллара на 27 июля
USD ЦБ: 85,57 (+0,16)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Над Рязанской областью сбили семь беспилотниковПолитика, 07:45
Экс-руководителя «Оборонэнерго» задержали по делу о хищенияхОбщество, 07:40
Минобороны сообщило о 14 сбитых дронах в пяти регионах РоссииПолитика, 07:27
Силы РЭБ уничтожили два дрона на севере Ростовской областиПолитика, 07:14
Четыре ключевых тренда года на маркетплейсахРБК и МТС Банк, 07:10
Эксперты оценили риски лихорадки Оропуш для россиянОбщество, 07:07
Власти Белоруссии изменили механизм выплат по спорным евробондамФинансы, 07:00
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Украинский дрон упал рядом с жилым домом в Липецкой областиПолитика, 06:53
Трамп анонсировал большой митинг в городе, где произошло покушениеПолитика, 06:33
Новостройка с собственным пляжем: жилой район City BayРБК и City Bay, 05:54
Напарник Трампа вызвал недовольство однопартийцев словами о «кошатницах»Политика, 05:52
В Липецкой области ввели режим воздушной опасностиПолитика, 05:49
Подорвавшего железную дорогу под Рязанью обвинили в девяти преступленияхОбщество, 05:33
Песков заявил, что «о мобилизации вообще никто не разговаривает»Политика, 05:08