Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
415 330 

Число брошенных вагонов с нефтепродуктами достигло пятилетнего максимума

На железной дороге оказались брошенными 9 тыс. цистерн с мазутом и бензином
На сети РЖД скопилось 9 тыс. вагонов с нефтеналивными грузами, достигнув пятилетнего максимума. Компания объясняет это первыми серьезными холодами и проблемами с выгрузкой цистерн в портах, но портовики с этим не согласны
РЖД RU000A0JXN05 ₽998,3 -0,14% Купить
Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg
Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg

К концу декабря 2021 года среднесуточное количество груженых нефтебензиновых цистерн, брошенных на сети РЖД, достигло 9 тыс. и продолжает расти. Это в 2,4 раза больше, чем в конце 2020 года, и максимум за пять лет (2017–2021 годы), рассказали РБК три источника, близких к железнодорожным операторам.

Но с перевозкой других грузов тоже периодически возникают проблемы, сказал РБК исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет операторов с суммарным парком 189 тыс. цистерн) Алексей Дружинин. По данным СОЖТ на 27 декабря, на сети РЖД было брошено 1125 поездов — почти 79 тыс. вагонов со всеми грузами. Данные за прошлый год в союзе не раскрыли.

Дружинин называет эту ситуацию «неуникальной» и «рабочей». По его словам, одной из причин скапливания такого количества вагонов стала индексация грузовых тарифов РЖД на 6,8% с 2022 года. «Сейчас идет большой объем предъявления грузов с целью вывоза до 1 января. При этом РЖД уже выполнили план по погрузке на 2021 год», — пояснил он.

Власти одобрят новые тарифы и инвестиции РЖД на ₽3 трлн
Бизнес
Фото:Иван Шаповалов / ТАСС

У «Трансойла», одного из крупнейших железнодорожных операторов по перевозке нефтяных грузов, оставлены без движения более 3 тыс. цистерн, сказал РБК представитель компании. «Например, вблизи Комсомольска-на-Амуре груз стоит несколько дней при температуре минус 45 градусов. Порядка 40% нашего брошенного парка с грузом — в адрес портов Северо-Запада, остальной груз ждут на Дальнем Востоке», — сказал он. Руководитель железнодорожных грузоперевозок компании RailGo Дмитрий Ратушный называет наиболее проблемными четыре железных дороги: Куйбышевскую, Октябрьскую, Свердловскую и Северо-Кавказскую.

У этой проблемы эффект домино: каждая цистерна с промерзшим грузом становится причиной замерзания идущих под выгрузку вагонов, объясняет представитель «Трансойл». «Проблема носит системный характер, и в последнее время мы отмечаем тенденцию к ухудшению ситуации. Чтобы компенсировать застрявший в пути парк, мы вынуждены посылать дополнительные вагоны и нести финансовые потери», — добавляет Ратушный (его слова передала пресс-служба). По его словам, к этой ситуации привел целый ряд факторов: окончание речной навигации, ухудшение погодных условий, сезонный спрос на уголь, рост цен на нефть и нефтепродукты, из-за чего НПЗ увеличили переработку. «Локально вынужденные простои возникают из-за нехватки локомотивов, многочасовых задержек с выгрузкой в портах и других обстоятельств», — отмечает он.

Два региона заявили о риске закрытия предприятий из-за дефицита вагонов
Бизнес
Фото:Евгений Епанчинцев / РИА Новости

Скопление вагонов с нефтеналивными грузами возникло на припортовых станциях с первыми серьезными холодами из-за проблем с выгрузкой цистерн в портах, сказал РБК представитель РЖД. Особенно это касается вязких грузов, вроде мазута, которые «дубеют» при минусовых температурах. В отдельных терминалах выгрузка цистерны мазута при нормативе десять часов занимает до 70 часов. Для того, чтобы ситуация не усугублялась, монополия создала оперативный штаб, в котором участвуют грузоотправители, нефтебазы и портовые терминалы, операторы цистерн. «Штаб работает в ежедневном режиме и уже позволил снять основные проблемные вопросы. Разработаны дополнительные графики подвода поездов. Для сокращения очередей, по согласованию с морскими терминалами и клиентами, принято решение сначала подавать вагоны, которые можно выгрузить быстрее всего (например, светлые нефтепродукты)», — подчеркнули в пресс-службе РЖД.

Но в Ассоциации морских торговых портов (АСОП) заявляют об ухудшении организации работы по доставке грузов именно со стороны РЖД. «Подвод поездов на припортовые станции осуществляется ниже установленных норм», — сетует представитель АСОП. Он уверяет, что мощности портов значительно опережают провозную способность путей общего пользования. «Для обеспечения бесперебойной работы портов в зимних условиях операторами морских терминалов проведены все необходимые подготовительные мероприятия», — подчеркнул представитель АСОП. РБК направил запрос в пресс-службу Минтранса.

Порт или погранпереход — это стыкование графиков и ответственности разных игроков, говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. «Здесь часто искрит. Истории взаимоотношений «порт — железная дорога» много лет, и это игра в пинг-понг», — отметил он. По словам Дружинина, ситуация разрешится, когда закончится повышенный спрос на перевозки, в первую очередь угля. «Уверен, что уже в январе [2022 года] станет легче», — сказал он.

Визионерский взгляд

1 из 6

Особый взгляд

Герои проекта «РБК Визионеры» рассказывают, как связаны современные инновации и визионерство

2 из 6

Кристина Судеревская

О том, как вырастить из хобби бизнес-империю и почему самое
важное — это атмосфера

3 из 6

VOYAH DREAM

Узнайте о комфортабельном пространстве премиального гибридного минивэна, где ваши переговоры или отдых никто не потревожит

4 из 6

Алексей Буров

Об особенностях создания концепций, философии ресторанов и премиализации бизнеса 

5 из 6

VOYAH FREE

Узнайте о преимуществах гибридного кроссовера премиум-класса с дерзким характером, увеличенным запасом хода и господдержкой

6 из 6

Айрат Багаутдинов

О том, как малое становится большим, о сложностях делегирования и высокой планке качества

Перейти
Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Лента новостей
«Интерфакс» сообщил об опросе водителя фуры после атаки дронов в Сибири Политика, 17:28
Власти Усольского района объявили о розыске двух авто после атаки БПЛА Политика, 17:21
«Глазами инженера»: как экскурсионный хобби-проект вырос до экосистемы РБК и VOYAH, 17:20
ЦСКА и «Ростов» назвали составы на суперфинал Кубка России Спорт, 17:00
Еда в подробностях: из чего состоит корейская и японская кухня РБК и Перекрёсток, 16:59
Губернатор Кобзев назвал главные задачи после первой атаки БПЛА в Сибири Политика, 16:54
Богомаз сообщил, что обрушившийся при ЧП мост не подлежит восстановлению Общество, 16:51
Онлайн-курс Digital MBA от РБК и ProductStar
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Почему Павелецкая — новый район больших возможностей РБК и Pioneer, 16:41
Дзюба продлил контракт с «Акроном» Спорт, 16:35
Чибис опроверг взрывы в Североморске на фоне атаки дронов на регион Политика, 16:30
Клишас заявил, что ответ на сегодняшние атаки ВСУ будет Политика, 16:21
Командующий Сухопутными войсками ВСУ подал в отставку Политика, 16:19
Как сохранить свои данные. Гайд для компаний РБК и RuBackup, 16:15
В трех российских регионах усилили меры безопасности Общество, 16:07