Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0
Эксклюзив

Два региона заявили о риске закрытия предприятий из-за дефицита вагонов

Дефицит вагонов может стать причиной срыва отопительного сезона в Коми, сообщил региональный поставщик теплоснабжения. А в Татарстане с угрозой остановки работы столкнулся производитель бетонных конструкций для нефтяников
РЖД RU000A0JXN05 ₽9 942 +0,33% Купить
РЖД RU000A0ZZ9R4 ₽9 500 -1,14% Купить
Фото: Евгений Епанчинцев / РИА Новости
Фото: Евгений Епанчинцев / РИА Новости

Дефицит вагонов создает риски прекращения работы расположенного в Татарстане поставщика железобетонных конструкций для нефтяных компаний, следует из письма президента Татарстана Рустама Минниханова, которое он 16 ноября направил вице-премьеру Марату Хуснуллину.

В письме Минниханова речь идет об Апсалямовском комбинате стройконструкций и материалов, который поставляет железобетонные утяжелители нефтяным компаниям. Прекращение работы предприятия «негативно отразится на социально-экономической ситуации в Ютазинском муниципальном районе республики» (в нем проживают более 21 тыс. человек), указано в письме, которое поступило в аппарат вице-премьера. По нему «дано поручение Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Минтрансу совместно с РЖД рассмотреть и представить свои предложения», сообщили РБК представитель Хуснуллина и руководитель пресс-службы президента Татарстана Лилия Галимова.

О проблемах из-за «острого дефицита» вагонов также сообщила и Коми тепловая компания (КТК), которая получает уголь в основном от компании «Русский уголь», заявившей об отсутствии вагонного парка.

Региональный поставщик теплоснабжения предупредил РЖД о «возникающих рисках срыва отопительного сезона» в Коми. Об этом говорится в письме, которое замначальника Центра фирменного обслуживания (ЦФТО; филиал РЖД) Андрей Дреничев отправил 6 декабря исполнительному директору Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексею Дружинину.

У РБК есть копии этих писем — их подлинность подтвердил менеджер железнодорожного оператора.

«Надеемся, что «Русский уголь» и РЖД услышат нашу просьбу об организации своевременной поставки оплаченного топлива для котельных, расположенных на территории Коми», — заявил РБК руководитель КТК Николай Титов.

РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса, ФАС, администрации Коми и в «Русский уголь».

Власти одобрят новые тарифы и инвестиции РЖД на ₽3 трлн
Бизнес
Фото:Иван Шаповалов / ТАСС

Почему предприятиям не хватает вагонов

Рустам Минниханов указывает, что «крупнейшие собственники вагонов — Первая грузовая компания (ПГК), РЖД и Федеральная грузовая компания (ФГК) — не предоставляют полувагоны в достаточном количестве, мотивируя это необходимостью выполнения иных задач, поставленных государством». До конца 2021 года Апсалямовский комбинат должен отправить 440 вагонов железобетонных утяжелителей на станции Свердловской железной дороги. В октябре предприятие планировало «отгрузить 180 полувагонов, по факту отгружено шесть».

«Недопоставка по октябрьскому объему составляет 46 вагонов», — заявила РБК коммерческий директор Апсалямовского комбината Людмила Суркова. Чтобы решить проблему, предприятие стало отправлять часть грузов не полувагонами, а железнодорожными платформами. По словам Сурковой, комбинат заключил договора с несколькими организациями, поставляющими подвижной состав. «Но каждая организация может предоставить нам не более 10-15 вагонов, в то же время полувагоны предоставляются выше на 40%, чем было ранее», — отметила она.

У ПГК нет обязательств по предоставлению парка Апсалямовскому комбинату, парируют в пресс-службе этого оператора. При этом представитель ПГК согласен, что на железной дороге сложился дефицит вагонов, вызванный ростом погрузки на сети на 5–6% при общем сокращении рабочего парка вагонов. «У некоторых операторов вагоны отставлены от работы из-за непроведенных ремонтов, задействование которых могло бы компенсировать образовавшийся дефицит парка», — замечает он.

4 декабря замгендиректора РЖД Алексей Шило писал Алексею Дружинину, что ситуация с грузовыми вагонами для перевозок социально значимых грузов «вызывает особую тревогу». По его словам, «факты необеспечения вагонами перевозок строительных грузов, каменного угля, перевозимого в адрес предприятий ЖКХ и энергетики, химических и минеральных удобрений фиксируются систематически». Сейчас в состав СОЖТ входит 30 операторов железнодорожного подвижного состава.

После обращения РЖД в СОЖТ на состоявшемся 9 декабря заседании президиума союза принято решение о создании оперативного штаба для реагирования на ситуацию с предоставлением подвижного состава операторами. «Организовано взаимодействие с регионами и предприятиями, ведется мониторинг и оценка потребностей в подвижном составе», — говорит представитель РЖД.

По его словам, на рынке «наблюдается ситуация локальной нехватки вагонов». «В этих условиях дочерние общества РЖД, работающие наравне с остальными компаниями на рынке, берут на себя вывоз всех социально значимых, низкодоходных грузов», — продолжает он, подчеркивая, что доля ФГК в парке полувагонов на сети РЖД составляет всего 17%. «Обеспечить перевозки всего объема грузов таким парком невозможно», — сетует представитель РЖД. В ФГК отказались от комментариев.

РЖД запретили возить в Китай водку, пиво и печенье
Бизнес
Фото:VCG / Getty Images

Причины дефицита вагонов

По словам гендиректора «INFOLine-Аналитики» Михаила Бурмистрова, дефицит на рынке полувагонов наблюдается с весны 2021 года. Среди его причин он называет восстановление экономики России и рост спроса на внешних рынках, а также уровень эффективности работы системы диспетчеризации РЖД. Дополнительным фактором усиления дефицита стал запрет Китаем из-за коронавируса приема всех грузов, добавляет Бурмистров. В пресс-службе СОЖТ дефицит вагонов объясняют традиционно высокими объемами перевозок в третьем-четвертом кварталах, повышенным спросом вагонов под грузы ЖКХ к зиме и северный завоз. Но в 2021 году к этому добавилась «благоприятная конъюнктура мировых цен на уголь», добавил представитель союза.

Сложившаяся ситуация обусловлена желанием угольных компаний извлечь выгоду от экспортных отгрузок, говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. «Отгрузка на экспорт осуществляется в приоритете по отношению к внутренним перевозкам», — отмечает он. Иванкин также соглашается с Бурмистровым в том, что технологическое обеспечение перевозок снизилось.

По прогнозам Иванкина, ситуация с парком полувагонов не изменится ранее марта 2022 года. Бурмистров более пессимистичен: «Учитывая высокий спрос на российский уголь на экспортных рынках и сохранение проблем с диспетчеризацией, дефицит полувагонов сохранится как минимум до второй половины 2022 года».

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 25 декабря
EUR ЦБ: 92,47 (-0,34)
Инвестиции, 24 дек, 17:37
Курс доллара на 25 декабря
USD ЦБ: 78,44 (-0,15)
Инвестиции, 24 дек, 17:37
Путин поздравил Ким Чен Ына с Новым годом Политика, 01:23
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
Аэропорт Краснодара приостановил прием и выпуск рейсов Политика, 00:58
Посла Польши во Франции задержали по подозрению в торговле дипломами Политика, 00:45
Военные сбили летевший на Москву беспилотник Политика, 00:42
Reuters узнал о приказе Белого дома держать блокаду венесуэльской нефти Политика, 00:32
Силы ПВО уничтожили над Россией 29 дронов за три часа Политика, 00:14
Определите свой тип лидерства
Это займет всего 5 минут
Пройти тест
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы Бизнес, 00:01
Китай обошел Россию на $10 млрд по инвестициям в Евразийский регионПодписка на РБК, 00:01
Что изменится в личных финансах для россиян с 2026 года Инвестиции, 00:00
Обвиняемую в совращении учительницу отпустили под подписку о невыезде Общество, 24 дек, 23:59
Постпред США допустил урегулирование на Украине в течение 90 дней Политика, 24 дек, 23:48
Бренду «Москвич» — 80 лет. Топ-8 культовых моделей Авто, 24 дек, 23:43