Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Сколько заработали главные российские магазины продуктов. Инфографика

Основные выводы из отчетности публичных российских ретейлеров за третий квартал: росту выручки способствуют сделки M&A, из-за продовольственной инфляции увеличивается средний чек, по-прежнему активно развиваются онлайн-продажи
X5 Group FIVE ₽2 409 -0,6% Купить
«Магнит» MGNT ₽6 472 -2,46% Купить
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

На неделе по итогам третьего квартала отчитались сразу несколько российских ретейлеров: X5 Group (FIVE; сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магнит» (MGNT), «Лента» (LNTA) и Fix Price (FIXP).

Как покупки конкурентов отражаются на результатах

«Магнит» показал самую высокую динамику выручки в третьем квартале: рост на 27,7%, до 489,3 млрд руб. Для сравнения: в первом квартале продажи увеличились только на 5,8%, до 397,9 млрд руб., во втором — на 9,6%, до 424,3 млрд руб.

Отчасти это следствие покупки сети «Дикси», которую «Магнит» закрыл в конце июля 2021-го: за 87,6 млрд руб. были приобретены свыше 2,4 тыс. магазинов «Дикси», а также 39 суперсторов «Мегамарт». Однако, как отмечает аналитик Райффайзенбанка по потребительскому рынку Егор Макеев, значительный вклад в рост выручки внес и сам «Магнит»: ретейлер продемонстрировал сильные сопоставимые продажи (выручка сопоставимых точек без учета новых открытий) — рост на 8,6%. В расчет этого показателя магазины «Дикси» не входят. У других отчитавшихся компаний рост сопоставимых продаж не превысил 5%.

«Магнит» договорился о покупке «Дикси»
Бизнес
Фото:Екатерина Кузьмина / РБК

Улучшила благодаря сделкам M&A свои операционные показатели и «Лента», которая этим летом за €215 млн (около 19,5 млрд руб.) приобрела сеть супермаркетов «Билла». В третьем квартале продажи «Ленты» выросли год к году на 13,3% год, до 118,2 млрд руб. В апреле—июне выручка компании падала на 0,2%, до 110,8 млрд руб.

В четверг на момент закрытия торгов на Лондонской фондовой бирже «Магнит» вновь стал самым дорогим российским продовольственным ретейлером. Бумаги компании подорожали на 0,45%, до $18,95, а капитализация достигла почти $9,7 млрд. В то же время стоимость ГДР крупнейшего по обороту ретейлера X5 Group снизилась на 2,56%, к концу торгов бумаги стоили $34,28, а капитализация составила $9,3 млрд. «Магнит» обходит по капитализации своего конкурента второй раз за месяц: так, к закрытию торгов на Лондонской бирже 12 октября капитализация «Магнита» достигла $9,201 млрд, X5 — $9,149 млрд. До того как уступить лидерство по капитализации X5 Group в феврале 2018 года, краснодарский ретейлер удерживал его почти семь лет.

Что помогает наращивать продажи

Главным драйвером роста сопоставимых продаж стал увеличившийся средний чек, отмечает в своей отчетности лидер отрасли X5 Group. Сопоставимый средний чек ретейлеров растет значительно быстрее трафика, эти «паруса» надувает усиливающаяся инфляция, указывает руководитель департамента анализа рынка акций «Атон» Виктор Дима.

Продовольственная инфляция в третьем квартале 2021 года составила 8,1%, достигнув максимального значения 9,2% в сентябре в сравнении с 7,3% во втором квартале 2021 года. Ранее глава Минэкономразвития Максим Решетников пояснял, что разгону продовольственной инфляции способствовали два фактора: нетипичное удорожание овощей и фруктов, а также ускорение роста цен на мясо.

Инфляция в России вдвое превысила целевой показатель ЦБ
Экономика
Фото:Андрей Любимов / РБК

Снижение сопоставимого трафика из отчитавшихся ретейлеров зафиксировала «Лента». Как поясняет Дима, вероятнее всего, в этих данных нашла отражение нормализация потребительского поведения и конкуренция с онлайн-торговлей — в прошлом году меньше посещали магазины, но наращивали объем корзины, большой формат «Ленты» способствовал таким покупкам, сейчас же потребители вернулись к обычным паттернам потребления и чаще предпочитают магазины более мелких форматов.

Бурный рост онлайн-продаж

Продовольственные сети активно наращивают свои дистанционные продажи. В июле—сентябре X5 Group в 2,5 раза, до 11,6 млрд руб., увеличила совокупный товарооборот «Vprok.ru Перекресток» и сервисов экспресс-доставки. Доля онлайн-продаж в выручке компании приблизилась к 2%. «Магнит» начал свои онлайн-продажи только в третьем квартале 2020 года, спустя год товарооборот составил 2,9 млрд руб., но в общих продажах он пока еще не дотягивает до 1%. У «Ленты» этот показатель превышает 3%. Компания не указывает товарооборот в этом сегменте, но называет выручку: она в третьем квартале увеличилась более чем в три раза, до 4,4 млрд руб.

«Вкусвилл» назвал долю онлайн-продаж в преддверии IPO
Бизнес
Фото:Андрей Любимов / РБК

Внешняя среда в сегменте онлайн-торговли продуктами питания оставалась очень конкурентной, «многие технологические игроки продвигали свои услуги со значительными маркетинговыми бюджетами», признает в своей отчетности X5 Group.

Единственный ретейлер, не раскрывший свои показатели в онлайне, — Fix Price. Компания пока только «аккуратно изучает» инструменты онлайн-продаж, так как в сегменте магазинов фиксированных цен традиционно дистанционные продажи не занимают большую долю. Однако товары сети уже доставляет «Сбермаркет».

СберПро Исследование

Самые востребованные цифровые профессии
в России сегодня

СберПро Интересное

Трудности найма.
Как подбирают 
и удерживают производственный персонал

СберПро АПК

Как российские производители ищут путь к сердцу потребителя

СберПро Промышленность

Тренды производства 
и торговли минеральными удобрениями

СберПро Интересное

Технологии рекламы. Как за два года изменились цифровые коммуникации

СберПро Бизнес

На стороне бизнеса: дискуссионный проект о трендах и стратегиях развития в новой реальности

СберПро Промышленность

Живой организм. 
Кто и зачем развивает биотехнологии 
в России

СберПро Интересное

Четыре кита цифровизации. 
На что делают ставку компании-лидеры

СберПро Интересное

Фактор успеха. 
От чего зависят результаты цифровой трансформации

СберПро Главное

Кейсы лидеров бизнеса. Мнение ведущих экспертов. Актуальные тренды 
в отраслях экономики

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "FMCG"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 13 июля
EUR ЦБ: 95,76 (+0,08)
Инвестиции, 12 июл, 17:49
Курс доллара на 13 июля
USD ЦБ: 87,74 (-0,25)
Инвестиции, 12 июл, 17:49
Стрелявший в Трампа Крукс снимался в рекламе инвесткомпании BlackRock Политика, 11:41
В Ростове-на-Дону артист цирка умер после падения с высоты во время шоу Общество, 11:36
9 профессий для перехода в IT: с навыками кодинга и без Pro, 11:22
Без снижения комфорта: как экономить на командировках с нейросетями РБК и Millennium, 11:21
Покушение на Трампа. Главное Политика, 11:16
Гладков сообщил о двух пострадавших в результате атаки дронов Политика, 11:15
Аналитики оценили стоимость сотни самых дорогих квартир Москвы Недвижимость, 11:15
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Премьер Эстонии и правительство подали в отставку Политика, 11:06
В Северной Осетии ранили и задержали открывшего огонь по полиции мужчину Общество, 11:01
Инфляция в России ускоряется. Какие акции могут от нее защитить в 2024-м Pro, 11:00
ТАСС узнал о начале дешифровки «черных ящиков» упавшего Superjet Общество, 11:00
Рынки увеличили ставки на победу Трампа в выборах после покушения Инвестиции, 10:55
Делегация с муфтием Татарстана попала под обстрел в Донбассе Политика, 10:50
Глава Рособрнадзора призвал не брать в школу без знания русского языка Политика, 10:50