Недорогие марки в нестандартных пачках — по 25–30 штук в каждой (в обычной пачке — 20 сигарет) — это единственная категория сигарет, которая в этом году демонстрирует рост продаж в натуральном выражении, рассказали РБК представители четырех из пяти крупнейших табачных компаний на рынке. По данным компании JTI, ссылающейся на исследование компании Nielsen, совокупная доля продаж таких сигарет на рынке составляет 3,5% (ранее исследователи не выделяли такие сигареты в отдельную категорию) в натуральном выражении. Даже если по итогам года эта доля не увеличится, общие продажи в этом сегменте могут составить около 400 млн пачек, или 24 млрд руб. (расчет сделан на основании прогноза Philip Morris, который предусматривает падение рынка в 2015 году на 8-10%, до 290,5 млрд штук).
В экономсегменте на продажи сигарет в увеличенных пачках приходится уже почти 9,5%, свидетельствуют данные Nielsen. Доля самого экономсегмента в общих продажах сигарет в России в июне 2015 года составляла 30,13% (против 27,51% годом ранее).
Первенство по продажам сигарет в увеличенных пачках сейчас принадлежит марке Maxim компании Imperial Tobacco Group (ITG). По данным Nielsen на июнь 2015 года, сигареты этой марки в пачке 25 штук занимают почти половину от общего объема продаж в этой категории (1,58% от всего российского рынка сигарет). Maxim вышла на рынок раньше основных конкурентов: ITG начала продавать «увеличенные» пачки еще в 2013 году, опередив остальные табачные компании на год-два.
Но выпуск сигарет в пачках по 25–30 штук не является «ноу-хау» ITG: подобный формат давно существует во многих странах. В России в увеличенных пачках традиционно продавались папиросы. Компания «Донской табак» (ДТ) еще в 2003 году вывела на рынок пачку «Донской табак оригинальные» с 25 сигаретами внутри. Год спустя портфель ДТ пополнили две аналогичные по числу сигарет позиции под брендом Asmoloff.
Есть ли экономия?
По данным крупнейших табачных компаний, с начала 2015 года цена пачки сигарет в среднем выросла на 9 руб. (в отношении разных марок компании проводят разную ценовую политику, поэтому рост цен в зависимости от бренда неравномерный). Главной причиной роста цен стало увеличение табачных акцизов — с 1 января 2015 года акцизная нагрузка выросла в общей сложности на 30% (сейчас производители платят 960 руб. за 1000 произведенных сигарет, плюс 11% от зафиксированной в ФНС максимальной цены за пачку, но не менее 1330 руб. за 1000 штук). В процентном соотношении больше всего подорожали дешевые сигареты (в среднем — на 16%). Сейчас самые дешевые марки в стандартной пачке с 20 сигаретами продаются по 54–60 руб., год назад они были примерно на 10 руб. дешевле.
«Для потребителя покупать сигареты в пачках по 25 штук выгодно — в пересчете на одну сигарету получается дешевле», — говорит менеджер крупной табачной компании. Но у производителей прямой выгоды от запуска подобного формата нет, утверждает собеседник РБК: «Акциз для нас рассчитывается не с пачки, а с количества сигарет», — объясняет он.
«Экономия для производителей все-таки есть, — не согласен главный редактор информагентства «Русский табак» Максим Королев. — Выпуская пачки большего формата, табачные компании экономят расходные материалы — картон, пленку, непосредственно акцизные марки, закупаемые на Госзнаке. Все это копеечные расходы, но, учитывая гигантские масштабы производства, экономия может быть вполне существенной».
Сравнив цены на «обычные» и «увеличенные» пачки одинаковых марок, РБК убедился, что небольшая экономия для потребителя в стоимости одной сигареты действительно имеется. Пачка из 20 сигарет Alliance (производитель «БАТ Россия») стоит 59 руб., то есть стоимость одной сигареты составляет 2,95 руб. МРЦ на пачку той же марки с 30 сигаретами — 74 руб., соответственно, стоимость одной сигареты уменьшается до 2,47 руб., а экономия составляет 16,4%.
Для пачек по 25 штук она чуть меньше. Стоимость одной сигареты «Балканская звезда» (ITG) в пачке 20 штук — 3,2 руб., в пачке 25 штук — 2,8 руб., то есть экономия потребителя — 12,5%. Меньше всего — около 7% — можно сэкономить на лидирующих в этом сегменте сигаретах Maxim.
В крупнейших федеральных сетях увеличенных пачек можно не найти. Например, в магазинах сетей «Дикси» и X5 Retail Group такого товара не представлено, говорят их представители. Экономный формат рассчитан на небогатую провинцию и небольшие региональные сети либо специализированные дискаунтеры наподобие сетей «Красное & Белое» и «Бристоль».