Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Клик еды: как Alibaba начнет продавать в России продукты

Alibaba Group начнет продавать продукты питания в России. Пока речь идет только о продаже китайской продукции, но ассортимент может быть расширен и за счет российских производителей
Фото: Aly Song / Reuters
Фото: Aly Song / Reuters

Продуктовый тест

В субботу, 30 июня, компания Rural Taobao (входит в Alibaba Group, отвечает за взаимодействие с небольшими производителями и поставщиками продуктов в Китае) проведет в Москве презентацию. На ней компания представит ассортимент от китайских производителей, чьи товары вскоре будут доступны российским потребителям, рассказал источник РБК, знакомый с планами китайского холдинга, и следует из текста приглашения, с которым ознакомился РБК. Основу презентации составит категория морепродуктов. ​

«Планируется, что в ближайшее время в тестовом режиме на Tmall (интернет-магазин Alibaba Group, в России работает на домене AliExpress. — РБК) заработает специальный раздел с продуктами питания, который пока будет включать ассортимент Rural Taobao, — рассказывает собеседник РБК. — Но не исключено, что по аналогии с развитием Tmall в непродуктовой категории будут привлечены и локальные поставщики».

Россия стала первой страной за пределами Китая, где заработал Tmall. По данным Alexa, площадка занимает 14-е место среди самых популярных интернет-ресурсов в мире. Специально для России Tmall менял свою историческую концепцию и работает здесь по смешанной модели — и как маркетплейс ​ (проводя сделки между различными продавцами), и как самостоятельный ретейлер (реализует товары, в том числе от российских поставщиков, со своих складов). AliExpress останется основной площадкой для заграничных заказов, а Tmall будет специализироваться на собственных продажах и маркетплейсе с товарами с российского склада от крупных производителей, пояснял тогда РБК директор по развитию AliExpress ​в России Марк Завадский.

Презентация китайских продуктов, которые будут продаваться в интернет-магазине Alibaba
Презентация китайских продуктов, которые будут продаваться в интернет-магазине Alibaba

В Alibaba Group от комментариев отказались.

«Новый ретейл»

Alibaba Group стал развивать направление по продаже продуктов питания в соответствии с концепцией «нового рeтейла», о которой основатель компании Джек Ма заявил еще в 2016 году. Основной смысл этой стратегии — сочетание офлайн- и онлайн-продаж. Еще в 2015 году корпорация запустила в Китае сеть супермаркетов Hema, которая к началу 2018-го насчитывала уже 25 магазинов, до конца года компания планирует открыть еще 30 супермаркетов в Пекине. Приобрести продукты покупатель может как в самом магазине, так и через мобильное приложение. Оплата покупок происходит также через приложение с помощью другого продукта Alibaba Group — платежной системы Alipay. «Мы верим, что будущее «нового ретейла» — в гармоничном сочетании онлайн- и офлайн-инструментов, и Hema — яркий пример происходящей эволюции», — отмечал глава Alibaba Group Даниэль Чжан.

Небольшой, но с потенциалом

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем российского рынка интернет-торговли (включая трансграничные покупки) в 2017 году составил 1,04 трлн руб., или 3% от всей торговли в России. Прогноз ассоциации на 2018 год — 1,25 трлн руб. В иностранных магазинах российские покупатели потратили в прошлом году 374,3 млрд руб. Большая часть заказов — 91% — пришлась на интернет-покупки из Китая в натуральном выражении и 53% — в денежном.

В структуре рынка интернет-покупок россиян продукты питания занимают всего 2,2%, отмечали аналитики «РБК Исследования рынков». Категории-лидеры: авиабилеты (на них приходится 16,8% от оборота), обувь/одежда/аксессуары — 11,8%, цифровая и компьютерная техника — 8,7%. «Многие офлайн-ретейлеры сделали шаг в сторону развития интернет-продаж», — напоминают аналитики в отчете «Прогноз развития рынка интернет-торговли на 2017–2018 годы». В качестве примера они приводят X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), которая во втором квартале 2017 года официально начала тестирование интернет-магазина «Перекресток». Как сообщил РБК представитель X5 Retail Group, сейчас интернет-магазин обслуживает в среднем 800 заказов в день. При этом средний чек, состоящий из 24–25 позиций, в онлайне примерно в шесть раз выше, чем в московском супермаркете. По итогам 2018 года выручка онлайн-супермаркета может достичь около 1 млрд руб. и в «перспективе нескольких лет» занять порядка 2% выручки всей сети «Перекресток» (по итогам 2017 года составила 186,93 млрд руб.).

Работает над интернет-каналом продаж и основной конкурент X5 Retail Group — сеть «Магнит»: еще в 2015 году ретейлер начал тестировать онлайн-магазин с доставкой товаров на дом по Краснодару, но на полноценный режим работы проект так тогда и не вышел. Но от идеи использовать интернет компания не отказалась. У «Магнита» есть онлайн-проект, который «достаточно активно» развивается внутри компании, рассказал в мае гендиректор сети Хачатур Помбухчан (ушел с этого поста на прошлой неделе). «Мы будем запускать его тогда, когда будем точно понимать, что это принесет с точки зрения дохода для компании», — уточнял он. ​

Продажа продуктов онлайн сейчас перспективна как направление, особый импульс этому сегменту придаст легализация интернет-торговли алкоголем, считает представитель Ассоциации компаний розничной торговли Роман Черниговцев. «Любой новый игрок, готовый оплатить дорогой билет за вход в этот сегмент, может составить конкуренцию существующим участникам рынка, — замечает он. — А рост конкуренции, конечно, в интересах конечного потребителя».

Сейчас сегмент продуктов питания самый растущий и перспективный на рынке интернет-торговли, рассказывает президент АКИТ Артем Соколов. Его особенностью, по словам собеседника РБК, является то, что в этой категории клиент возвращается на сайт за покупками намного чаще, чем в других: в среднем это восемь раз за год против 1,5–2 в бытовой технике. «Для интернет-ретейлеров с большим количеством категорий это означает, что, когда продукты питания будут привлекать покуп​ателя, он купит что-нибудь еще: а это уже увеличение среднего чека, — говорит Соколов. — Если Alibaba будет выполнять все требования российского законодательства наравне с местными игроками, компания станет просто еще одним игроком растущего сегмента. Но если нет, то у Alibaba будет огромное конкурентное преимущество перед другими».

Товарный обмен

Одновременно с запуском торговли китайскими продуктами в России будет запущен аналогичный проект, также через Tmall, но уже по продаже российских товаров для китайских потребителей, утверждает источник РБК. «Сейчас идут переговоры с производителями кондитерских изделий и бакалейных товаров», — говорит собеседник РБК. По его информации, первый контракт на поставку «уже в стадии финализации» с ЗАО «Алейскзернопродукт имени С.Н.Старовойтова».

Фото: Aly Song / Reuters

Гендиректор пекинского представительства ЗАО Елена Щербинина подтвердила РБК переговоры с Alibaba. По ее словам, в Китае будут продаваться мука и макаронные изделия «Алейка» — на них уже есть предварительные заказы. Продажи будут идти сразу на двух площадках Alibaba — Tmall и Tmall International. Первая партия будет небольшой и составит до 30 т продукции, но в перспективе планируется довести поставки как минимум до 1 тыс. т в месяц.

Российско-китайский оборот

По данным Федеральной таможенной службы, в 2017 году в Россию было ввезено 1,5 млн т продовольственных товаров (включая алкоголь и корм для животных) на общую сумму $1,79 млрд. Основная категория как в натуральном, так и в денежном выражении (543,7 тыс. т и $488,1 млн соответственно) приходится на овощи и «съедобные корнеплоды». Россия, в свою очередь, в прошлом году поставила в Китай 2,1 млн т продовольственных товаров на $1,77 млрд: 61,4% экспорта в денежном выражении пришлось на категорию «рыба и ракообразные».

Для «Алейскзернопродукта» контракт с Alibaba — новый интересный опыт, говорит Щербинина. Компания работает в Китае почти 11 лет и продает свою продукцию через магазины китайских региональных дистрибьюторов на разных площадках, в том числе Alibaba. У компании есть и собственный магазин на Alibaba. Но прямой договор с Alibaba — «совершенно другой опыт», подчеркивает Щербинина: он дает возможность поставить товар непосредственно в магазин самой площадки, а «это первая страница». Alibaba ставит перед российскими производителями серьезные задачи «практически на грани выполнимого», отмечает она: например, по адаптации упаковки для китайского рынка. «Для всех российских производителей это дополнительная нагрузка и увеличение себестоимости», — указывает Щербинина.

В «Алейскзернопродукте» уверены, что в результате этого сотрудничества география мест в Китае, где продаются его продукты, значительно расширится. Мука не обладает никаким вкусом, из нее можно сделать любой продукт, а российская мука востребована в основном в северных провинциях Китая, отмечает Щербинина. «Те, кто живет южнее, меньше готовят и меньше используют муку, предпочитая рис. Люди, которые живут на севере, больше знают о России, знают, что это экологические продукты, и за счет этого идут продажи», — добавляет Щербинина. ​

«Российское продовольствие воспринимается [в Китае] как экологически чистое, что, несомненно, является весомым конкурентным преимуществом», — отмечает гендиректор Российского экспортного центра Андрей Слепнев, подчеркнувший, что рынок интернет-торговли в Китае является быстрорастущим и самым большим в мире по объему.

Чтобы облегчить доступ российским компаниям на интернет-рынок Китая, РЭЦ открыл три российских виртуальных павильона на площадках Tmall, JD и 1688, где уже размещено 30 российских брендов. «Например, самыми востребованными товарами на павильонах стали конфеты «Ронни», «Крокант», «Маленькое чудо» и мука «Беляевская», — рассказывает Слепнев. Согласно статистике РЭЦ за первый квартал 2018 года, основными позициями экспорта продовольствия в Китай являются мороженая рыба ($295 млн), соя ($100 млн), ракообразные ($44,9 млн), подсолнечное масло ($41,3 млн), шоколадные изделия ($17,3 млн), соевое масло ($16,4 млн). Также существенно выросли поставки рапсового масла ($8,4 млн; рост к аналогичному периоду прошлого года составил 531,7%) и пшеничной муки ($8,6 млн, +139,5%).

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
КНДР испытала новую зенитную ракету Политика, 02:00
США ввели санкции против МЗКТ и трех китайских фирм Политика, 01:46
Два человека погибли при атаке дронов на белгородское село Пороз Политика, 01:39
Власти Украины сообщили о повреждениях в порту Южный под Одессой Политика, 01:31
МВД назвало причины задержания латвийского рэпера Платины в Томске Общество, 01:11
Украинские военные назвали два тяжелых для ВСУ места боев Политика, 01:05
Дрон взорвался возле электроподстанции в Калужской области Политика, 00:52
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Дрон атаковал село Истобное в Белгородской области Политика, 00:36
Белый дом выразил готовность немедленно возобновить поставки оружия Киеву Политика, 00:26
Американца осудили за помощь в обходе санкций против украинского олигарха Общество, 00:08
ПВО уничтожила пять беспилотников над Курской областью Политика, 00:06
Русское звено и «волшебный сезон». Как россияне переписали историю НХЛ Спорт, 00:00
Аэропорт Владикавказа закрыли на полчаса из-за ямы после удара молнии Общество, 19 апр, 23:56
МВД Эстонии призвало православные приходы выйти из подчинения Москвы Общество, 19 апр, 23:52