Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Максим Ликсутов — РБК: «Запуск беспилотников — это не самоцель»

Вице-мэр Москвы Максим Ликсутов рассказал РБК о предложении снизить нештрафуемый порог скорости, способах разгрузить дороги до летнего уровня, причинах роста тарифов на парковку и выводах после замены маршрутов автобусов
Максим Ликсутов
Максим Ликсутов (Фото: Андрей Любимов / РБК)

Про способы разгрузить дороги от пробок

По данным дептранса, на Садовом кольце расположено около 30% всех рабочих мест, но при этом всего 7% жилья. «Эти маятниковые поездки — приехал утром, уехал вечером — будут сохраняться еще достаточно долгое время, пока мы не создадим необходимое количество рабочих мест между Садовым кольцом и МКАД или даже между ТТК и МКАД», — рассказал РБК вице-мэр Москвы, глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. При этом уже увеличивается количество поездок не только в центр, но и из центра, добавляет он: «Это большой плюс для всей транспортной системы. Но требуется еще достаточно продолжительное время».

Заммэра замечает, что в некоторых случаях экономия времени на городском транспорте настолько большая, что людям выгоднее его использовать, чем личную машину. «Люди эволюционно приходят на городской транспорт, особенно те, кто ценит свое время. В Москве доля таких людей постоянно растет», — подчеркивает он, но не называет конкретных цифр.

По словам Ликсутова, еще есть «задел» с точки зрения развития опережающими темпами транспортной инфраструктуры и городского транспорта, выделенных полос и пригородного железнодорожного транспорта, который занимает в столице второе место по провозной способности после метро. Строятся новые станции метро, Московские центральные диаметры (МЦД) и Большая кольцевая линия (БКЛ, первые девять станций были запущены 10 декабря), которая связана пересадками на семь других линий столичного метрополитена и двумя станциями МЦД, перечисляет он.

Открывшийся участок БКЛ в Москве связал семь линий и две станции МЦД
Общество
Фото:Сергей Киселев / АГН «Москва»


После открытия десяти станций БКЛ примерно 9 тыс. машин (в день) не выехали на дороги города, говорит чиновник. «Когда мы замкнем кольцо БКЛ, можно будет вычесть еще примерно 20 тыс. машин. Это нужно умножить на 2,5 поездки в день в среднем, которые делает машина. Получается достаточно большая цифра, которая позитивно скажется на разгрузке дорог», — добавляет он.

Для того чтобы движение в городе было свободным, как, например, в июле, надо снизить количество личных машин лишь на 150 тыс., подчеркивает Ликсутов. Это около 250 тыс. человек. «В день на городском транспорте осуществляется 14 млн поездок, поэтому из-за дополнительных 250 тыс. человек он не перегрузится. На самом деле это будет даже незаметно, так как такое количество новых пассажиров будет распределено по всему городу», — заключает он.

Про снижение нештрафуемого порога скорости

С учетом задачи по сокращению количества ДТП, поставленной президентом, нештрафуемый порог в городах 20 км/ч — «очень неправильная история», говорит Ликсутов. «Сами посудите, если МВД выставляет требования к точности измерения камеры фотовидеофиксации плюс/минус 3 км/ч, то обязательно надо снижать нештрафуемый порог скорости. Как только мы это сделаем, у нас количество ДТП снизится как минимум на 35%, а уровень смертности — в три-четыре раза», — обещает он.

К тому же это влияет на количество заторов: как только число ДТП в день переваливает за 2 тыс., сразу добавляется 2 балла загруженности дорог и для всех московских автомобилистов немедленно увеличивается время в пути и падает скорость, добавляет заммэра.

По словам чиновника, Москва не должна отличаться в худшую сторону от любого другого мегаполиса в мире, где нештрафуемый порог скорости от 0 до 5 км/ч.

Об идее снизить нештрафуемый порог до 10 км/ч (только в городах) Ликсутов говорил еще в феврале 2020 года. Теперь эти предложения переданы в правительство и МВД. «Находимся с коллегами в активной дискуссии. Рассчитываем, что правительственная комиссия по транспорту рассмотрит этот вопрос с учетом того, что человеческая жизнь дороже всего», — сказал он.

Но базовую скорость московские власти не видят необходимым снижать: «Мы считаем, что есть сугубо пешеходные улицы, где и 30 км/ч многовато, например на Дмитровке. А есть Садовое кольцо, где 50–60 км/ч вполне разумно ехать. Поэтому не получится на всю Москву накинуть шапку одинакового размера, надо действовать сегментированно, продуманно и взвешенно».

Максим Ликсутов
Максим Ликсутов

Про изменение 200 маршрутов автобусов и жалобы москвичей

С 20 ноября было изменено сразу около 200 маршрутов наземного транспорта в центре и на юге Москвы, что вызвало жалобы москвичей. «Любое изменение маршрутов делается для того, чтобы улучшить работу наземного транспорта и транспортную доступность. Перед запуском мы анализировали перемещения людей на протяжении последних четырех лет», — объясняет Ликсутов.

«Мы заранее сделали бесплатной пересадку и старались заранее максимально информировать жителей. Сейчас внимательно изучаем обращения горожан, оперативно стараемся реагировать и продолжать донастраивать сеть с учетом пожеланий жителей», — добавил он. В 2022 году изменения начнутся по всей Москве — это около 1 тыс. действующих маршрутов, говорилось ранее в сообщении департамента: «В планах — ЮЗАО и ЗАО, следите за новостями».

Дептранс ответил на жалобы москвичей об изменениях маршрутов транспорта
Общество
Фото:Сергей Киселев / АГН «Москва»

«Мы вводим десятки новых станций метрополитена ежегодно, запустили МЦД и МЦК, появляются новые жилые кварталы — в последние годы точки притяжения горожан меняются, что требует изменений работы наземного транспорта, создания новых магистральных маршрутов, которые довозят большое число людей к новым транспортным узлам», — отмечает чиновник.

Полное обновление парка вагонов метрополитена

«Мы покупаем в год примерно 330 вагонов метро. Это все, что связано с новым строительством и текущим обновлением. Если обновление — это полный уход от составов, произведенных еще во времена Советского Союза, то такие старые поезда, скорее всего, перестанут ходить к 2035 году», — говорит Ликсутов.

Он утверждает, что при выборе поставщика новых вагонов проводится открытый конкурс, в котором могут принять участие все желающие. На вопрос, почему единственным поставщиком таких вагонов оказывается «Трансмашхолдинг», чиновник ответил так: «Мы не заключаем прямых контрактов без конкурса. Мало того, мы проводим еще торги на 30-летнее обслуживание вагонов. <...>. Здесь возникает только вопрос готовности производителей».

При этом вопрос приватизации Московского метрополитена «не рассматривается», добавляет вице-мэр.

Пять фактов про Максима Ликсутова

Родился в 1976 году в городе Локса Эстонской ССР. Окончил Российскую экономическую академию им. Г.В. Плеханова по специальности «финансы и кредит» и Международный юридический институт по специальности «менеджмент организации».

В 1999–2011 годах входил в совет директоров Первой грузовой компании.

В 2003–2011 годах являлся членом совета директоров «Трансмашхолдинга».

В 2005–2008-м был членом совета директоров компании «Трансгрупп», в 2009–2010 годах занимал должность гендиректора «Аэроэкспресса».

В апреле 2011-го стал советником мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города, с декабря того же года — руководителем департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. В сентябре 2012 года назначен заместителем мэра столицы и продолжил руководить дептрансом.

Распознавание лиц в метро

С 1 сентября 2020 года в метро заработала система биометрического распознавания лиц «Сфера». «В «Сфере» формируется биометрический портрет. Технология преобразовывает изображение лица пассажира, прошедшего через турникет, в уникальный биометрический ключ-вектор. Если человек находится в розыске, система тут же оповестит полицию», — рассказывает Ликсутов.

Этой системой пользуются МВД, ФСБ и ФСИН. Она сопряжена с базами данных федерального и оперативного розыска, которые обновляются каждый час в автоматическом режиме. В итоге правоохранительные органы задерживают преступников, используя биометрические данные. «К формированию этих данных мы не имеем никакого отношения, мы только предоставили правоохранителям доступ к системе и автоматизированный обмен базами данных», — подчеркивает заммэра.

С помощью «Сферы» в метро были задержаны 2965 человек (данные на начало декабря), из них с начала 2021 года — 2358 человек. Среди них большинство — преступники (2032), есть без вести пропавшие (326) и потерявшиеся несовершеннолетние (76). «Сотрудники полиции рассказывали, что благодаря «Сфере» поймали даже человека, поменявшего имя, фамилию, год рождения. Он искренне думал, что надежно спрятался. Но система его распознала и помогла задержать, он разыскивался много лет за серьезное преступление», — добавляет Ликсутов. По его словам, ложных случаев оповещения системы были «буквально единицы».

Система оплаты транспорта «лицом»

С системой «Сфера» сопряжен сервис оплаты проезда Face Pay, который заработал на всех станциях метро 15 октября 2021 года. «Для нас главное — это комфорт и безопасность пассажиров, благодаря «умным» камерам мы смогли запустить сервис оплаты проезда Face Pay — через 470 камер на турникетах», — говорит Ликсутов.

По его данным, 1 млн пассажиров уже зарегистрировались в личном кабинете приложений «Метро Москвы» или «Московский транспорт», а более 50 тыс. человек воспользовались сервисом. Для этого необходимо загрузить фотографию своего лица в этих приложениях в разделе Face Pay и привязать банковскую карту. Пассажир подходит к турникету, на котором есть черный круглый стикер, и смотрит в камеру. «Умная» камера идентифицирует его, и с карты списываются деньги за проезд. «Я же один из первых, кто воспользовался [картой] «Тройка», а для того чтобы пользоваться самым, на мой взгляд, современным способом оплаты — Face Pay, — сдал всю биометрию», — утверждает чиновник.

В Москве на всех станциях метро заработает система оплаты лицом
Технологии и медиа
Фото:Евгений Разумный / Ведомости/ТАСС

Установку камер видеонаблюдения с новым функционалом в Московском метрополитене начали весной 2019 года. По словам Ликсутова, Face Pay на МЦК будет запущен в 2022 году, тогда же планируется пилотный проект на МЦД. Наземный городской транспорт — более сложная задача, потому что в автобусах, электробусах и трамваях нет турникетов, объясняет он.

Фото: АГН «Москва»

Про бесплатный общественный транспорт

В проекте транспортной стратегии, который подготовил Минтранс, говорилось, что бесплатный проезд в общественном транспорте в российских городах может быть введен к 2035 году. Но взамен ведомство предлагало сделать платным проезд по большинству дорог на личных автомобилях, в том числе в крупных городах.

Минтранс предложил готовиться к бесплатному транспорту и платным дорогам
Общество
Фото:Антон Белицкий / Global Look Press

«Ни в одном большом городе мира нет успешного функционирования такой системы, — предупреждает Ликсутов. — Город Таллин (Ликсутов родился в Эстонии. — РБК) много лет назад сделал бесплатный транспорт, качество которого перестало расти: перестали часто обновляться подвижной состав и быстро появляться новые маршруты. И самое главное — количество новых пассажиров увеличилось незначительно». По его словам, в дептрансе не видели «успешных кейсов» отмены платы за общественный транспорт, которые приводили бы к росту его использования. «Мы хотим, чтобы транспорт развивался и чтобы ценность транспорта тоже была понятна и очевидна», — подчеркнул он.

При этом из бюджета доплачивается около 55–60% за каждую поездку на наземном транспорте, метро и пригородном железнодорожном транспорте, утверждает Ликсутов. Это касается «Мосгортранса» с метрополитеном и частных компаний, которые работают по госконтрактам.

По его словам, аналогичную поддержку оказывают другие мировые мегаполисы, похожие на Москву. Европейские города, которые развивают городской транспорт и меняют подвижной состав, доплачивают не менее 50–55% стоимости поездки. А, например, в Саудовской Аравии уровень дотаций доходит до 85%.

«Если перестать закупать новые вагоны и поезда, то можно снизить расходы бюджета, но московский транспорт перестанет улучшаться, это сразу крайне негативно скажется на качестве обслуживания всех москвичей, поэтому это недопустимо», — сказал заммэра.

Какие ограничения предлагает дептранс

Помимо развития городского транспорта нужны и разумные ограничительные меры, считает Ликсутов. Прежде всего это платная парковка. С 24 декабря поменялась стоимость парковки. Верхняя планка увеличилась с 380 до 450 руб. на улицах, прилегающих к ЦУМу, ГУМу и «Петровскому пассажу». Повысилась стоимость эвакуации в среднем на 4%, уверяет он. «Но на некоторых улицах парковка стала дешевле. Мы всегда делаем глубокий анализ, прежде чем менять тарифы на парковку», — добавляет Ликсутов.

Мэрия Москвы изменит стоимость платных парковок
Бизнес
Фото:Сергей Киселев / АГН «Москва»

При этом мэрия пока не планирует вводить платный въезд в центр Москвы. «На сегодняшний день нет законодательных решений, чтобы это рассматривать», — объясняет заммэра. Но во многих городах мира эта мера «точно сработала» — в Лондоне, Сингапуре, Гонконге, Милане и Нью-Йорке, оговаривается он: «Если ставить задачу по сокращению количества автомобилей и использованию больше городского транспорта, эта мера работает».

Ликсутов говорит, что городские власти также не намерены вмешиваться во взаимоотношения жителей при решении вопроса о парковках во дворе. «Это должны решать застройщики, управляющие компании и жители. Кто-то хочет, чтобы там была парковка, кто-то хочет, чтобы во дворе дети бегали, в футбол играли. Но если там уже есть парковка, то она должна быть только для местных жителей», — отмечает он.

Однако если у людей нет парковки во дворе, например в Замоскворечье, то власти готовы отдать под нее парковку на улице, прилегающей к такому дому, только местным жителям (с резидентным разрешением), другим автомобилистам нельзя стоять даже за деньги. «Мы уже сделали почти 1,5 тыс. таких парковочных мест, и их количество будет расти постоянно», — обещает Ликсутов.

Про новые требования к грузовикам

С 1 января 2022 года вводится новая система пропусков на въезд в Москву для грузовых автомобилей, которая согласована с правительством Московской области. Теперь пропуска на въезд будут требоваться машинам не только грузоподъемностью 12 т, а начиная с 3,5 т. По словам Ликсутова, речь идет не про «ужесточение требований», а про приведение в порядок того, что до этого работало хаотично. За счет введения пропусков для грузовых машин уже удалось добиться снижения количества машин и ДТП, добавляет он.

Вице-мэр подчеркивает, что стоимость транспортировки грузов выросла не из-за ввода пропусков, а из-за существенного роста стоимости топлива и увеличения цены самих грузовиков на 20–30% за последнее время.

По мнению заммэра, еще есть потенциал сделать логистику более дешевой, в том числе и для больших сетевых компаний, которые работают в столице. «Это можно сделать за счет более качественной загрузки грузовиков, более правильного расположения складов, перераспределения грузов между магазинами и складами. Сейчас примерно до 30% грузовиков ездят почти пустыми, перевозка по две-три коробки в огромном кузове — такое недопустимо», — сказал он.

Про развитие электротранспорта и отказ от бензина

По итогам 2021 года в Москве будет более 80 зарядок для электротранспорта, а до конца 2023-го власти хотят увеличить их число до 600, а также выделить специальные места для электрических машин на парковке, говорит Ликсутов.

Мэрия также планирует отказаться от эксплуатации автобусов на бензине и дизеле. Есть указ президента — национальная цель развития «Комфортная и безопасная среда для жизни», где прописано, что вредные выбросы, опасные для здоровья людей, к 2030 году должны сократиться в два раза, напоминает чиновник. Поэтому московские власти активно меняют парк общественного транспорта на более экологичный, и по итогам 2021 года в городе будет работать 1 тыс. электробусов. В следующем году должны быть поставлены еще примерно 600 электробусов и более 40 трамваев «Витязь-Москва». «Небольшое число дизельных машин мы покупаем только для выполнения требований мобилизационной готовности. Мы обязаны иметь в парке часть дизельных машин на случай чрезвычайных ситуаций», — добавляет Ликсутов.

Максим Ликсутов
Максим Ликсутов

Про перспективы беспилотного транспорта

По мнению Ликсутова, про беспилотный транспорт «серьезно нужно будет говорить» через 10–15 лет. «Раньше это все из серии «попробуем, посмотрим», — отмечает он. Для тестирования определен полигон в Ясенево, эту площадку поддержала Мосгордума, теперь московские власти ждут решения федерального правительства для начала эксперимента.

«Яндекс» рассказал, где в Москве появятся первые беспилотные такси
Технологии и медиа
Фото:yandex / Telegram


Дептранс также тестирует беспилотный трамвай вместе с «Яндексом». «С учетом того, что в Москве около 80% трамвайных путей обособлено от улично-дорожной сети, это все выглядит очень интересно и перспективно. [В отличие от метро] все на земле, и [при необходимости] можно оперативно вмешаться», — говорит Ликсутов. Сначала трамваи станут ездить по-прежнему с водителем, потом уже будут какие-то элементы беспилотного управления.

В метро нет готового технологического решения для беспилотного управления, которое могло бы точно и эффективно работать в режиме 60–90-секундного интервала. «Мы можем добиться того, чтобы управлял не машинист, а искуcственный интеллект. Но это не самоцель. У нас нет проблемы с машинистами, поэтому не очень понятно, во имя чего это [запускать беспилотник] делать», — заключает он.

Про речной транспорт

В начале декабря Москва провела конкурс по организации движения на речных трамваях, заключив контракт на 19,5 млрд руб. с компанией «Пассажирский порт» (входит в группу «ВодоходЪ», которая занимается речными круизами по России). Контракт заключен на 15 лет.

«Будут закуплены суда, организованы 23 причала, шесть зарядок, два пункта базирования», — говорит Ликсутов. Суда российского производства будут полностью электрические, в процессе выгрузки пассажиров они станут заряжаться. При этом Москва не будет сама закупать технику — она платит только за услугу организации перевозки. Победитель конкурса станет обслуживать суда 24/7 и отвечать перед властями и за электрические суда, и за причальную инфраструктуру.

По двум маршрутам (Фили — Киевский вокзал и Печатники — Автозаводский мост) установят «самые современные» плавучие причалы, обещает заммэра. Там будут комфортные зоны ожидания с кафе, информационными экранами, Wi-Fi, портами для зарядки и удобными сиденьями.

Максим Ликсутов
Максим Ликсутов

Это будет регулярный городской транспорт с провозной способностью на первом этапе 5–6 тыс. пассажиров в сутки, говорит Ликсутов. Для большого количества москвичей и гостей города время в пути сократится на 30–40 минут в день — по воде будет быстрее. Это позволит привлечь новых пассажиров и на другие виды городского транспорта, так как речные маршруты будут полностью находиться в московской транспортной системе. «Мы рассматриваем речной транспорт как круглогодичный, но будем изучать спрос. Конкурировать с прогулочными и экскурсионными судами мы не станем», — заключает он.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
ПВО сбила 25 воздушных целей на подлете к Белгороду Политика, 01:42
Тбилиси объяснил закон об иноагентах желанием «не повторить путь Украины» Политика, 01:37
США заблокировали резолюцию о членстве Палестины в ООН Политика, 01:20
«Байер» установил рекорд лучших лиг по количеству матчей без поражений Спорт, 01:09
Оператор подтвердил повреждение газопровода в Харьковской области Политика, 00:45
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Чистая прибыль Netflix достигла $2,3 млрд. за квартал Бизнес, 00:43
Украина проигнорировала просьбу США об атаках дронов Политика, 00:28
Глава МАГАТЭ обвинил в игнорировании призыва не атаковать Запорожскую АЭС Политика, 00:20
Что нужно знать про выборы в Индии — «крупнейшей демократии мира» Политика, 00:00
МИД предложил разрешить подтверждать аккаунт «Госуслуг» из-за рубежа Технологии и медиа, 00:00
Число назначенных иноагентам штрафов за год выросло в 20 раз Политика, 00:00
Киносети отказались от пиратских фильмов после ультиматума прокатчиков Технологии и медиа, 00:00