Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Эрдоган назвал дату последнего этапа поставок С-400 Политика, 01:25 39 идей для бизнеса для «мобильных» предпринимателей РБК и ГАЗ, 01:24 Певица Кормухина подала иск на Гагарину из-за кавера на песню Виктора Цоя Общество, 01:11 В Кремле ответили на просьбу Нетаньяху о помиловании израильтянки Общество, 01:08 «Газпром» раскрыл детали отключения импортной техники через спутник Экономика, 01:01 Эрдоган принял приглашение Путина приехать в Россию Политика, 00:52 В Москве задержали учительницу за жестокое обращение со школьником Общество, 00:43 Появилось фото российского патруля у Манбиджа на северо-востоке Сирии Политика, 00:01 Альфа-банк начнет распознавать клиентов по лицу на входе в отделение Финансы, 00:00 Что такое phygital и как на этом будет зарабатывать Альфа-банк Pro, 00:00 Личный состав МВД сократился из-за опасений реформы пенсий Экономика, 00:00 ВЦИОМ изучил чувства россиян к ставшей «доброй» после слов Путина Тунберг Общество, 00:00 Собчак, Ургант, Петров и другие гости ярмарки Cosmoscow. Фотогалерея РБК и Audi, 15 окт, 23:43 Путин попросил Эрдогана избежать конфликтов с сирийскими военными Политика, 15 окт, 23:23
Бизнес ,  
0 
ЛУКОЙЛ задумался о продаже трети своих заправок в России
ЛУКОЙЛ рассматривает возможность продажи до 30% своих АЗС в России из-за падения рентабельности бизнеса. Речь может идти о 700 заправках в центральной части страны
Сотрудники АЗС ЛУКОЙЛ (Фото: Сафрон Голиков / «Коммерсантъ»)

Неприбыльные заправки

ЛУКОЙЛ, владеющий 2544 автозаправками в России (это 21% от общего числа местных АЗС), изучает возможность продажи ​до 30% этой сети. Компания хотела бы избавиться от автозаправочного бизнеса в семи регионах. По словам собеседника РБК в компании, это практически вся ее сеть в Оренбургской, Владимирской, Костромской, Орловской, Брянской областях и часть активов в Московской области, а также Чувашии. Источник в ЛУКОЙЛе называет главной причиной такого шага падение рентабельности розницы. По его данным, в 2016 году средняя маржа АЗС в указанных регионах достигала 2 тыс. руб. с тонны реализуемого топлива, а по предварительным итогам первого квартала 2017 года из-за налогового маневра и роста акцизов рухнула в 250 раз — до 8 руб. за тонну.

Ставки акцизов на бензин пятого класса с 1 января 2017 года остались на уровне 2016 года — 10,13 тыс. руб. за тонну, на дизельное топливо выросли до 6,8 тыс. руб. Изначально акцизы предполагалось снизить, но из-за падения мировых цен на нефть сохранением и повышением размера акцизов заполнили дыры в дорожных фондах.

Как объяснил РБК собеседник в ЛУКОЙЛе, помимо роста налоговой нагрузки прибыльность заправок падает из-за сдерживания регуляторами повышения цен на бензин. «Мы обязаны контролировать качество бензина, вынуждены вкладываться в развитие своих заправок, несмотря на падение спроса и снижение рентабельности. За счет продажи на заправках сопутствующих товаров маржу увеличить не получается. Ждать, пока мы получим убыток, мы не хотим», — сетует он.

Другой собеседник в компании слышал о планах ЛУКОЙЛа избавиться от большого количества заправок, однако сказал, что переговоры с конкретными покупателями пока не ведутся. Он добавил, что речь может идти о продаже АЗС в три этапа по частям либо единым лотом при наличии серьезного покупателя, а также не исключил продажи одного из убыточных НПЗ компании — Ухтинского. Слышал о падении маржи на заправках ЛУКОЙЛа и один из трейдеров, торгующих на топливной бирже СПбМТСБ. Пресс-секретарь ЛУКОЙЛа Виталий Матушкин от комментариев воздержался.

Официальные представители «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза» не стали комментировать, интересна ли им покупка части АЗС ЛУКОЙЛа или всего лота, представитель «Роснефти» на звонок не ответил.

Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg

По расчетам аналитиков Thomson Reuters Kortes, средняя рентабельность АЗС по стране по бензину АИ-92 составляет 10,3% (с начала года выросла на 0,9%). По их данным, с 1 января по 24 марта 2017 года цена на бензин АИ-92 и АИ-95 в европейской части России в розничной продаже выросла в среднем на 1,6%, до 35,9 руб. за литр АИ-92 и 39,01 руб. за литр АИ-95. По данным Московской топливной ассоциации, за неделю с 20 марта бензин подорожал в среднем на 6–7 коп. за литр.

В Турции лучше

ЛУКОЙЛ намерен расширять свою сеть АЗС в Турции. Об этом РБК сообщил президент компании Вагит Алекперов в интервью во время инвестфорума в Сочи. Сейчас компании принадлежит более 600 АЗС в Турции (5% рынка). «Мы увеличили свое присутствие в Бельгии и Голландии, где есть у нас нефтеперерабатывающий завод, сильно присутствуем на Балканах и продолжаем усиливаться; мы намерены активизироваться в Турции, потому что наши заводы ориентированы на этот рынок», — рассказал Алекперов.

Дисконт неизбежен

РБК спросил у потенциальных покупателей заправок ЛУКОЙЛа, интересны ли им такие активы. Источник РБК в «Газпром нефти» объяснил, что в случае поступления такого предложения покупку сразу 700 АЗС «дочка» «Газпрома» не рассматривала бы, поскольку это практически половина ее собственной сети. Источник РБК в «Роснефти» сообщил, что рентабельность их собственных заправок также сильно снизилась из-за налогов. Кроме того, у них нет возможности купить так много АЗС сразу: компании предписано Федеральной антимонопольной службой (ФАС) продать часть заправок «Башнефти» по итогам приобретения ее контрольного пакета. Увеличение доли на рынке АЗС в Центральной России, где у «Роснефти» и так наблюдается доминирование, может привести к конфликту с ФАС.

Источник РБК в «Сургутнефтегазе» слышал о намерении ЛУКОЙЛа расстаться с частью АЗС и считает такое решение логичным. Он подтверждает падение рентабельности топливных заправок не только из-за роста налогового бремени, но и из-за несогласованности требований властей. «У крупных производителей топлива есть проблема взаимодействия одновременно с ФАС и налоговой службой. Антимонопольный регулятор запрещает повышать цены выше инфляции, а налоговая служба предъявляет занижение налога на прибыль из-за слишком низких, по ее мнению, цен на АЗС. В результате ЛУКОЙЛ, который был вынужден судиться с налоговой службой и выполнять предписания ФАС, вынашивает планы продажи части своего розничного бизнеса уже с прошлого года», — поделился с РБК конкурент компании. Собеседник добавил, что этот бизнес был значительно прибыльнее до запрета продажи алкоголя на АЗС (запрет введен в 2011 году, сейчас в Госдуму внесен закон о легализации продажи алкоголя на заправках). «В отдельные периоды года мы наблюдаем убытки в рознице», — замечает менеджер «Сургутнефтегаза».

Заместитель гендиректора Российского топливного союза Григорий Сергиенко согласен с расчетами источников РБК в ЛУКОЙЛе. Однако, по мнению эксперта, сейчас неудачное время для продажи заправок из-за отсутствия спроса: даже «Роснефть» по итогам сделки по поглощению ТНК-BP не смогла продать весь рекомендованный ФАС объем АЗС. Кроме того, он отмечает, что независимые продавцы бензина в регионах увеличили продажу своих заправочных активов. В результате, как считает эксперт, ЛУКОЙЛ сможет найти покупателя для АЗС только с дисконтом к рыночной цене. По мнению Сергиенко, ФАС и правительство никогда не разрешат увеличить цены на топливо выше инфляции. Он прогнозирует, что рост цены на бензин не превысит 4% в год.

Гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов тоже считает, что дисконт неизбежен. Он отмечает, что все сети заправок столкнулись с падением маржи, поэтому момент для продажи выбран неподходящий, а потенциальному приобретателю АЗС придется взять на себя немало рисков.​

Предупреждение ФАС

Источник РБК в ЛУКОЙЛе утверждает, что приемлемый уровень рентабельности в указанных регионах на АЗС был бы достигнут, если бы правительство разрешило поднять цену сразу на 5 руб. за литр. Федеральной антимонопольной службе неизвестно о желании ЛУКОЙЛа поднять цены на АЗС на 5 руб. и возможной продаже 700 заправок, сказал РБК начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. По его мнению, такой рост цен на топливо необоснован: цены на АЗС традиционно растут темпами, близкими к инфляции, а в последние годы даже медленнее. Он добавил, что если компания пойдет на такое подорожание, то это может стать предметом расследования ФАС о соответствии нормам антимонопольного законодательства. В случае доказательства такого факта компании грозит «оборотный штраф» — его объем может составить от 1 до 15% от выручки на этом рынке. «ЛУКОЙЛ реализует программу реконструкции и строительства новых АЗС, а также периодически подает ходатайства в ФАС о покупке новых заправок: видимо, розничный бизнес остается интересным для компании», — считает Махонин.

Магазин исследований: аналитика по теме "Бензин"