МТС теряет голос: компания станет больше зарабатывать на передаче данных
Рубеж МТС
К концу 2015 года впервые в истории МТС выручка от передачи данных превысит выручку от голосовых услуг в Москве, сказал Дмитриев на пресс-конференции в Москве 27 января. По его словам, это связано с тем, что оператор снижает стоимость голосовых услуг – основным предложением МТС является тарифный план, в рамках которого абонент бесплатно общается в сети не только в Москве, но и внутри страны. МТС не раскрывает отдельно данные по Москве, но сейчас выручка от голосовых услуг всего на 20–25% больше, чем от передачи данных, добавил Дмитриев.
В 2015 и 2016 годах МТС будет делать акцент на пакетные предложения, когда за фиксированную сумму в месяц абонент может совершать звонки на определенное количество минут, отправлять определенное количество SMS и передавать определенный объем данных. По словам Дмитриева, пользователи, чьи устройства поддерживают LTE-сети, потребляют в месяц около 1Гб трафика. Остальные абоненты, которые используют 2G и 3G, потребляют в полтора-два раза меньший объем данных.
«Мировой рынок таков, и Москва здесь не исключение, что люди отказываются от стандартных звонков и переходят в интернет», – сказал Дмитриев. Он назвал этот момент неким рубежом: здесь уже неважно, с помощью какого приложения пользователь отправляет сообщение – WhatsApp или Viber, добавляет директор московского филиала МТС.
У МТС доля доходов от мобильной передачи данных в общей структуре доходов действительно растет год к году, говорит руководитель департамента беспроводных технологий J'son & Partners Сonsulting Виталий Солонин. К примеру, в структуре выручки от мобильных услуг передача данных в 2012 году составляла 13% (33 млрд руб.), в 2013 году – 17,4% (47,4 млрд руб.), а за 9 месяцев 2014 года – 21,6% (46,8 млрд руб), отметил Солонин. При этом доля выручки от голосовых услуг снизилась с 70,6% (179, 9 млрд руб.) в 2012 году до 67,3% (183,3 млрд руб.) в 2013 году и до 64,1% (138,6 млрд руб) за 9 месяцев 2014 года, добавил эксперт.
Первая передача
Мобильный интернет является драйвером роста выручки и для «ВымпелКома», говорит представитель компании Анна Айбашева. По ее словам, «ВымпелКом» поставил перед собой задачу максимально популяризовать услуги мобильного интернета.
Сейчас внимание абонентов смещается в пользу пакетных тарифов, подтверждает она слова Дмитриева. Доля доходов от пакетных тарифов по стране доходит до 25%, сказала Айбашева.
В «ВымпелКоме» уверены, что популярностью будут пользоваться не просто пакеты услуг, а так называемые «пакеты плюс», которыми можно делиться – к примеру, расходовать один пакет трафика одновременно на смартфоне и на планшете.
Развитие LTE-сети также положительно влияет на рост объемов трафика и число пользователей мобильного интернета, уверена Айбашева. К примеру, число пользователей LTE среди абонентов «ВымпелКома» выросло в 1,5 раза, после того как оператор предоставил своим клиентам возможность бесплатно и без ограничений в течение двух месяцев пользоваться мобильным интернетом в сетях 4G.
Айбашева отказалась давать прогноз по будущей структуре доходов компании.
В «МегаФоне» пока не ожидают, что выручка от передачи данных превысит выручку от голосовых услуг. По данным за третий квартал 2014 года, доля передачи данных в общей выручке «МегаФона» составила 38%, и это самый высокий показатель по «большой тройке», утверждает представитель оператора Алия Бекетова.
Но «МегаФон» борется за лидерство в сегменте передачи данных. В октябре 2013 года оператор приобрел 100% акций компании «Скартел» (бренд – Yota). Гендиректор «МегаФона» Иван Таврин тогда заявлял, что оператор получил стратегический актив для развития сегмента передачи данных. По данным журнала Forbes, гендиректор USM Advisors (управляет активами бизнесмена Алишера Усманова, акционера «МегаФона») Иван Стрешинский предложил купить «Скартел», рассчитывая на то, что это даст толчок развитию оператора. «Доля голоса падает, передача данных растет. Чтобы не стать чистой инфраструктурой вроде водопровода, «МегаФону» надо развиваться, экспериментировать с разными бизнес-моделями. Yota для этого идеально подходит», – цитирует Forbes Стрешинского.
Два лидера рынка
Сегодня абоненты отказываются от «голосовых» сервисов и переходят в мессенджеры (WhatsApp, Viber, Telegram) или используют IP-телефонию, например, устанавливают Skype на мобильный телефон, рассказал РБК гендиректор исследовательского агентства «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов. По его словам, мессенджеры чаще используются для общения внутри региона, а Skype – для международной и междугородней связи.
Доходы операторов все равно растут за счет передачи данных, продолжает Анкилов, но прибыль игроков рынка замедляется, потому что замедляется рост «голосовых» услуг. Абоненты cтали меньше пользоваться голосовыми сервисами начиная с 2012 года, когда сети 3G стали массовыми и количество смартфонов резко выросло, добавляет он.
В настоящий момент лидером в сегменте передачи данных является МТС. В третьем квартале 2014 года МТС вышла на первое место в «большой тройке» по величине доходов от передачи данных – они составили 17,2 млрд руб., при этом у «МегаФона», с учетом «Скартела», – 17,1 млрд руб., у «ВымпелКома» – 9,8 млрд руб. Это означает, говорит Анкилов, что «МегаФон» и МТС являются двумя лидерами рынка и сказать, кто станет первым по передаче данных через год, сейчас сложно.