Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 3 февраля
EUR ЦБ: 76,96 (+0,73)
Инвестиции, 02 фев, 15:57
Курс доллара на 3 февраля
USD ЦБ: 70,04 (-0,08)
Инвестиции, 02 фев, 15:57
Глава Лисичанска заявил о контроле России над поселком Белогоровка в ЛНР Политика, 11:05
HBO показал Кейт Уинслет в новом сериале о падении европейского режима Life, 10:57
Военная операция на Украине. Главное Политика, 10:55
В СПЧ предложили считать утечку данных основанием для замены паспорта Общество, 10:50
Правкомиссия назвала условие согласования сделки по продаже «ВымпелКома» Технологии и медиа, 10:47
В каких условиях работает российский бизнес, переехавший в Армению Pro, 10:41
Главу Роспотребнадзора по Кемеровской области арестовали по делу о взятке Общество, 10:35
Киберпонедельник — повод инвестировать в себя
До 5 февраля скидка до 50% на максимальный тариф РБК Pro
Купить со скидкой
В Подмосковье заметно выросло предложение участков без подряда Недвижимость, 10:33
В Китае представили футуристичный электрокроссовер Zeekr X Авто, 10:29
Новосибирский минздрав счел статистику по туберкулезу наследием каторжан Общество, 10:28
Объем торгов иностранными акциями на СПБ Бирже за январь вырос на 52% Инвестиции, 10:28
Кадыров сообщил о занятии опорного пункта в районе Веселого в ДНР Политика, 10:27
В Москве на скорую установили регистратор не пропускающих ее водителей Общество, 10:26
ФРС замедлила темп повышения ставок. Что ждет рынки и экономику Pro, 10:18
Бизнес ,  
0 

Билет в космос: зачем S7 купила «Морской старт»

Российская компания S7 Group станет владельцем морской платформы для запуска космических аппаратов Sea Launch. Владельцы рассчитывают заработать на коммерческих запусках, эксперты сомневаются в успехе проблемного проекта
Морская платформа для запуска космических аппаратов Sea Launch
Морская платформа для запуска космических аппаратов Sea Launch (Фото: Damian Dovarganes/AP)

О подписании договора, согласно которому S7 получит в собственность корабль Sea Launch Commander, на котором доставляются ракеты-носители на плавучий космодром на экваторе, платформу Odyssey, с которой осуществляются запуски, наземное оборудование в базовом порту в Калифорнии и сам бренд Sea Launch, было объявлено в Мексике в рамках Международного астронавтического конгресса IAC-2016 в Гвадалахаре.

Сделка будет закрыта через полгода. Она должна получить одобрение Директората по контролю оборонной торговли (DDTC) и Комитета по иностранным инвестициям США (CFIUS). Основной владелец S7 Group Владислав Филев заявил, что компания стала обладателем космодрома за $160 млн. «В пяти юрисдикциях, куча разных договоров, в разных валютах, в общем, примерно $160 млн», — приводит слова Филева о стоимости сделки ТАСС.

Продавцом выступила госкомпания РКК «Энергия», пытавшаяся выйти из проекта еще с 2014 года. Sea Launch («Морской старт») была создана еще в 1995 году как международный консорциум для осуществления коммерческих космических запусков. Основная роль в проекте принадлежала России (в лице ракетно-космической корпорации «Энергия») ​и американской компании BoeingCommercial Space Company (дочернее предприятие аэрокосмической корпорации Boeing), имевших на старте проекта 25 и 40% акций соответственно. Еще 15% в совокупности было у украинских КБ «Южное» и ПО «Южмаш» (разрабатывали и производили ракеты-носители «Зенит»), 20% — у норвежской судостроительной компании Aker Kværner. Инвестиции в запуск проекта составляли $3,5 млрд.

Амбициозный проект оказался тем не менее убыточным. В 2009 году компания Sea Launch прошла через процедуру банкротства, долги компании составляли до $1 млрд при стоимости активов от $100 млн до $500 млн. Проблемы были связаны с недостаточной интенсивностью запусков при высокой стоимости обслуживания проекта.

После этого проект стал фактически российским: совет директоров SLC принял решение отдать главную роль Ракетно-космической корпорации (РКК). После реорганизации, последовавшей за решением суда летом 2010 года, 95% акций компании досталось «дочке» РКК «Энергия» Energia Overseas Limited, 3% — американской Boeing, 2% — норвежской Aker Solutions.

В 2014 году запуски с Sea Launсh и вовсе прекратились — на фоне конфликта с Украиной запуски ракет «Зенит» украинского производства, под которые было смонтировано все оборудование, на плавучем космодроме стало невозможным. Вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин сообщал о переговорах с партнерами из стран БРИКС о совместной реанимации проекта, однако это не дало результата.

В марте 2016 года в СМИ появились сообщения, что владелец S7 Владислав Филев — выпускник Ленинградской академии Военно-космических сил — заинтересован в покупке космодрома. Его сравнивали с Илоном Маском.

После объявления о сделке Филев заявил, что рассчитывает заработать на этом проекте, а S7 станет не только авиационной, но и космической компанией. «Приобретение космодрома — это «входной билет» для нас в космическую индустрию. Космическая инфраструктура развивается очень стремительно, это очень интересное направление бизнеса, которое имеет хорошие долгосрочные перспективы», — приводятся слова Филева в официальном пресс-релизе. По его словам, к концу 2018 года он планирует расконсервировать проект и рассчитывает осуществить до 70 коммерческих запусков за 15 лет после этого.

Не все эксперты разделяют оптимизм бизнесмена. Филев не сможет получить коммерческую выгоду из этого проекта каким-то другим путем, кроме перепродажи другой стране, считает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. По его словам, частному инвестору требуются какие-то иные основания для приобретения «Морского старта», чем использование по его прямому назначению.

Капвложения в разработку новой ракеты взамен «Зенита» составят порядка $1 млрд, подсчитал эксперт, и Россия обладает всеми ресурсами для создания такой ракеты. «Но «Морской старт» ранее не показал коммерческой эффективности, не нашлось столько полезных нагрузок, а окончательный крест на проекте поставил российско-украинский конфликт с прекращением выпуска ракет «Зенит». Рынок поделен, и частному игроку сложно туда войти. Мы не можем найти заказчиков даже на «Протон», — сказал Моисеев.

Более оптимистично настроен профессор кафедры аэрокосмических систем МГТУ им. Баумана Егор Щеглов. Он считает, что проект может стать выгодным, если будет подходящая ракета. «При старте с экватора в космос ракета сможет поднять наибольшую свободную массу на орбиту. Ранее с «Морского старта» достаточно выгодно запускали американские спутники. При условии наличия ракеты рынком услуг для Филева могли бы стать коммерческие компании, которые запускают спутники связи. Спутниковые операторы постоянно нуждаются в запуске новых спутников, так как старые выходят из строя. Однако после каждого пуска ракету нужно везти в порт, а это может быть довольно далеко, ранее она базировалась в Америке», — рассказал Щеглов. Пока непонятны детали о том, где будет базироваться «Морской старт», экономическую выгоду этого проекта оценить сложно.

По состоянию на 2015 год доля России на мировом коммерческом космическом рынке составляла около 1%. Общегодовая выручка компаний от предоставления коммерческих космических услуг составила около $2 млрд. С учетом государственного заказа за 2015 год российские предприятия получили выручку в размере около $6 млрд (при общем объеме мирового рынка $277 млрд).

Авторы
Теги