Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
SuperJob изучил карьерные перспективы школьных хулиганов Общество, 05:00
Байден запретил Минфину США обмен спецправами заимствования с Россией Экономика, 04:55
Twitter подтвердил намерение Маска купить соцсеть за начальную стоимость Технологии и медиа, 04:07
CNN узнал о «панике» в Белом доме из-за планов России сократить добычу Политика, 03:54
Южная Корея и США запустили четыре ракеты в ответ на испытания КНДР Политика, 03:13
NYT узнала об иске Анджелины Джоли к Бреду Питту о домашнем насилии Общество, 02:46
В Новой Каховке сообщили о работе ПВО и около 15 взрывах Политика, 02:02
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подпишитесь за 99 ₽ в месяц
Венгрия рассказала, каких исключений из санкций против России добилась Политика, 02:01
Львовский университет присвоил Борису Джонсону звание почетного доктора Политика, 01:43
ФСБ рассекретила документы о воевавших против Гитлера словаках Политика, 01:19
Захарова назвала «гадкой» позицию Дании по взрывам на «Северных потоках» Политика, 01:05
Госдолг США достиг рекордных $31 трлн Экономика, 00:55
Посла России вызвали в МИД Швейцарии из-за присоединения новых территорий Политика, 00:44
«Барселона» проиграла «Интеру» и установила антирекорд в Лиге чемпионов Спорт, 00:41
Бизнес ,  
0 

Власти проработают новую схему закупок ретейлеров для сдерживания цен

Минпромторг рассмотрит возможность регулировать формат закупок продукции магазинами. Чтобы сдержать рост цен, сетям и поставщикам целесообразно вместо тендеров перейти на прямые контракты, предполагают в министерстве
«Магнит» MGNT ₽5 944,5 +0,06% Купить
X5 Group FIVE ₽2 373 +1,15% Купить
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

Минпромторг изучит возможность изменить закупочные процессы между торговыми сетями и их поставщиками для сдерживания роста цен на продовольственную продукцию. Такая инициатива была озвучена на совещании у замминистра Виктора Евтухова, состоявшемся в среду, 22 сентября, рассказали РБК два участника этого заседания.

По словам собеседников РБК, Евтухов поинтересовался у представителей ретейлеров причинами роста цен и получил ответ, что в ряде случаев поставщики не дают более низких оптовых цен на тендерах. Замминистра выразил удивление, что часть контрактов ретейлеров заключены не напрямую. В ответ на возражение, что не все поставщики готовы работать на таких условиях, Евтухов дал поручение департаменту развития внутренней торговли проработать возможность сделать процедуру заключения прямых договоров между сетями и поставщиками обязательной. Действующая редакция закона о торговле не регулирует формат процедуры закупок для сетей.

В Минпромторге от комментариев отказались.

Как росли цены на продукты

В сентябре Росстат фиксирует повышение стоимости ряда продуктов. В частности, из-за холодов с начала месяца начали дорожать помидоры и огурцы: 14–20 сентября цена 1 кг помидоров выросла к предыдущей неделе на 7,9%, огурцов — на 7%.

Минсельхоз объясняет рост цен на эти категории плодоовощной продукции сезонным фактором и замещением овощей открытого грунта более дорогими томатами и огурцами из парников.

В отдельных областях Росстат на той же неделе зафиксировал рост цен на куриные яйца — в 13 регионах стоимость этой продукции выросла на 5–15,7%, в среднем по стране рост составил 2,1%.

Торговые сети недавно предупреждали Минпромторг о росте оптовых цен на мясо птицы, спровоцированном высоким спросом на продукцию и выросшими издержками производителей. Оптовая цена филе куриной грудки недавно установила годовой рекорд — 250–260 руб. за 1 кг, а цена тушки бройлера достигла 140–150 руб. за 1 кг.

В Минсельхозе считают, что ситуация с мясом птицы и яйцами стабильна, и ожидают, что по итогам года показатели производства этой продукции будут сопоставимы с результатами 2020-го.

Холодный сентябрь спровоцировал подорожание огурцов и помидоров
Бизнес
Фото:Андрей Любимов / РБК

Зачем торговым сетям тендеры на закупку

Прямые договоры с производителями хороши тем, что в них прописываются объемы, условия и цены поставок, закладывается инфляция, объясняет сотрудник одной из розничных сетей. По его словам, такие контракты дают возможность заблаговременно спланировать как повышение, так и снижение цены, зависящее, например, от сезонных факторов, но они не учитывают внезапные колебания спроса, погодные или другие внешние обстоятельства.

Pro
Как увеличить уставный капитал ООО
Pro
Фото: Kim Kyung Hoon / Reuters Стоит ли сейчас покупать облигации в юанях
Pro
Фото: Stuart C. Wilson / Getty Images Сейчас тревожно не только родителям, но и детям. Вот как им помочь
Pro
Фото: Scott Olson / Getty Images Как в упаковке совместить экологичность и экономичность: шесть принципов
Pro
Фото: Fox 2000 Pictures При бессоннице лучше всего помогает снотворное. Почему это миф
Pro
Как в 2022 году изменился внутренний туризм
Pro
Какие траты придется нести компаниям при подготовке к мобилизации
Pro
Фото: Shutterstock Сможет ли Европа заменить российский газ американским СПГ

Для продуктов, спрос на которые всегда высок и у которых короткий срок хранения, например для овощей, фруктов, мяса, чаще всего практикуются тендерные закупки. На тендерах также, как правило, закупают биржевую продукцию: сахар, растительные масла и др.

Тендеры могут проводиться с различной частотой, например еженедельно. Гипермаркеты, как правило, делают больше запасов и чаще заключают прямые договоры. Для формата «магазин у дома» большая часть контрактов — тендерные, объясняет собеседник РБК. По его мнению, это выгодно для производителей, так как они могут быстро переориентироваться под влиянием внешних факторов: мирового роста цен, погоды, внезапного ажиотажного спроса, изменений в законодательстве и т.п. При этом тендеры дают возможность обеим сторонам регулировать цены и объемы закупки в рамках рыночных отношений.

Минсельхоз оценил возможность продления соглашений по сахару и маслу
Общество
Фото:Антон Новодережкин / ТАСС

Как возможность отмены тендеров воспринимает бизнес

В рамках стабилизации цен на базовые продукты производители подсолнечного масла и сахара уже заключали прямые договоры с сетями с фиксированной стоимостью этой продукции. Срок действия ценовых соглашений о стоимости сахара завершился 1 июня 2021 года, а действие договоров по подсолнечному маслу завершится 1 октября.

Как считает представитель одного из ретейлеров, участвовавший в совещании у Евтухова, обязательство заключать прямые договоры может «посеять раздор между производителями и сетями», тогда как в последние годы стороны мирно договаривались. «Минпромторг хочет попытаться фиксировать цены, чтобы они были менее зависимы от волатильности, и раз поставщики добровольно не готовы, выглядела эта инициатива как «давайте мы придумаем механизмы, чтобы они не могли отвертеться», — рассказывает источник РБК.

Другой собеседник РБК также уверен, что в отказе от тендеров не будут заинтересованы производители, в особенности биржевых и зависимых от сезонности товаров, таких как, например, сахар и яйца: «Полный отказ от тендеров может привести к повышению цен, производители могут закладывать вероятное повышение стоимости в оптовые цены».

Для производителей картофеля прямой контракт приоритетнее, чем тендер, возражает руководитель аппарата Картофельного союза Татьяна Губина. Она перечисляет: в прямом контракте зафиксированы формула гибкой цены отгрузки, ассортиментный перечень и внятные правила приемки.

В России подорожал чеснок
Бизнес
Фото:Сергей Бобылев / ТАСС

Длинный контракт, заключенный весной, в начале сезона, накладывает на стороны обязательства: производитель обязан поставить определенный объем в определенном ассортименте, а торговая сеть должна принять его в определенные сроки по понятным условиям и по формуле цены, которая учитывает элемент постоянности и элемент рынка.

В свою очередь, тендеры, которые устраивают торговые сети, не совсем понятны и прозрачны, а для победившей в тендере компании есть риски, примут весь товар или нет. «Если сеть заказала слишком много, то запросто могут отправить машину обратно», — указывает Губина. Но, по ее словам, на заключение прямых контрактов с гибкой ценой отгрузки пока идет только одна федеральная торговая сеть — «Магнит».

По отдельным товарным позициям производителям удобнее и выгоднее работать по прямым контрактам, где-то — через тендеры, отмечает руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Идею увеличить долю прямых долгосрочных контрактов между поставщиками мяса и торговыми сетями он считает на данном этапе нереализуемой, потому что производители не знают, как у них будет складываться себестоимость. Чтобы заключать долгосрочные контракты по фиксированным ценам, производители мяса должны заключить такие же прямые контракты с поставщиками зерна, кормов, витаминов и аминокислот, ветеринарных препаратов, но в России такая практика не распространена широко и цены на мясо бывают очень волатильными, указывает Юшин. Мясное сырье и некоторые позиции — биржевой товар, цена на который в оптовом звене может меняться в течение дня на 3–5% вверх и вниз.

РБК направил запросы в «Магнит», X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Ашан», Metro Cash & Carry и Ассоциацию компаний розничной торговли.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Ритейл"