Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Бизнес попросил у правительства увеличить финансирование содержания дорог

Дефицит ассигнований на ближайшие 3 года оценили в 639,7 млрд руб.
Бизнес предложил правительству увеличить нормативы затрат на содержание дорог и направлять на их эксплуатацию средства, собранные «Платоном». Недофинансирование может привести к банкротствам компаний и разрушению дорожного полотна
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК, объединяет крупнейших игроков отрасли, в частности, «Нацпроектстрой», «Трансстроймеханизацию», «Автобан» и другие) попросила профильные министерства и ведомства увеличить нормативы финансовых затрат на содержание федеральных автомобильных дорог. Эта и другие меры поддержки прописаны в презентации НИУ ВШЭ, подготовленной по заказу ассоциации и представленной в среду, 23 апреля, на мероприятии НАИК.

Ассоциация также предложила ввести коэффициент интенсивности движения по автотрассам для расчета бюджетных ассигнований, а также изменить методику расчета площади обслуживаемых дорог — применять не линейный километр, а квадратный метр площади твердых покрытий, что поможет более корректно учитывать площадь транспортных развязок, пересечений и примыканий к автодорогам. Еще одна предлагаемая мера — направлять на эксплуатацию автодорог часть средств, собранных в рамках государственной системы «Платон».

До 2030 года правительство направит на содержание дорог 2,48 трлн руб., говорится в распоряжении правительства № 768-р. Это на 1,73 трлн руб. меньше, чем требуется по действующим нормативам: недофинансирование составляет 42%.

В презентации НАИК и НИУ ВШЭ, представленной на форуме, говорится, что на 2025 год в соответствии с действующими нормативами (прописаны в постановлении правительства № 658) требуется 616,3 млрд руб., дефицит составляет 272,5 млрд руб., на 2026 год требуется 653 млрд руб., дефицит равен 209,7 млрд руб., на 2027 год — 692 млрд руб., нехватка финансирования — 157,5 млрд руб. Суммарный дефицит на ближайшие три года равен 639,7 млрд руб. при объеме финансирования 1,96 трлн руб.

Падает и доля ассигнований, направляемых на содержание федеральной дорожной сети. «Если в 2019 году доля расходов на содержание автомобильных дорог в общих расходах Федерального дорожного фонда составляла 16,4%, то в 2024 году — только 14%. В ценах 2019 года в 2024 году расходы относительно 2019 года упали на 2,6%», — говорится в презентации.

Снижение расходов может привести к росту аварийности на дорогах. «Недостаточное содержание автомобильных дорог может оказывать сопутствующее влияние на аварийность и вероятность наступления тяжелых последствий в ДТП», — говорится в презентации. Так, вероятность ДТП с тяжелыми последствиями растет в 2,4 раза, если на месте аварии не работало или было неисправно освещение, в 1,7 раза — если отсутствовали временные технические средства организации движения в местах проведения работ, в 1,6 раза — если дорожное покрытие было неровным, на 24% — имели место недостатки зимнего содержания, на 15–25% при отсутствии (плохой различимости) горизонтальной разметки проезжей части.

«Имеется статистическая зависимость между расходами на содержание дорог и относительными показателями аварий: чем больше объем дорожных фондов, в том числе части на содержание, тем меньше аварий», — утверждают авторы презентации.

Минтранс анонсировал появление на дорогах беспилотных авто к 2027 году
Технологии и медиа
Фото:Сергей Бобылев / ТАСС

Финансовое положение участников отрасли

В динамике авторы исследования видят ухудшение положения участников отрасли. С 2020 года доля убыточных компаний, занимающихся эксплуатацией автодорог и автомагистралей, увеличилась с 12 до 23% в 2024 году, говорится в презентации. «По данным СПАРК, среди 869 компаний, у которых основной вид деятельности — эксплуатация автомобильных дорог и автомагистралей, количество компаний с убытками выросло со 112 в 2020 году до 199 в 2024 году. На 1 апреля 2025 года из 1397 компаний, у которых основной вид деятельности — эксплуатация автодорог и автомагистралей, 51 находится в состоянии банкротства», — говорится в презентации.

Гендиректор «Автобан — эксплуатации» Игорь Рубахин заявил на сессии во время презентации, что в контрактах компании заложен минимум рентабельности и «через год-два она будет равна нулю». Дмитрий Хвастунов, соучредитель Борисоглебского дорожно-ремонтного строительного управления № 2 (Воронеж), посетовал на увеличение расходов на материалы, так как техническая соль подорожала с 3 тыс. до 6,5 тыс. руб. По его словам, компания сегодня «зарабатывает на строительстве дорог, а на содержание тратит». Валерий Дорган, исполнительный директор «Мостотрест-Сервиса» (входит в «Нацпроектстрой»), сказал, что компания тратит на штрафы 50–70 млн руб. в год, что также усугубляет ее финансовое положение.

РБК направил запросы в Минфин, Минтранс, Федеральное дорожное агентство, аппарат Марата Хуснуллина.

Михаил Блинкин, научный руководитель Института экономики транспорта ВШЭ, считает, что главная угроза хронического недофинансирования содержания дорог состоит не в банкротстве отраслевых игроков, а в деградации дорожной сети, что приведет к необходимости строить автотрассы заново. Предложенные НАИК меры, по его мнению, кардинально не решат проблему нехватки финансирования. «В бюджете сегодня нет средств на поддержание дорожной сети. Одна из основных причин — в том, что наши 60 млн владельцев автомобилей сильно не доплачивают за ее пользование. Значительной части водителей придется больше платить, пусть это и непопулярная мера. Для этого, возможно, нужно будет изменить систему платежей, отказавшись от акциза и перейдя на оплату за километр пробега», — считает эксперт.

Читайте РБК в Telegram.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Финансы"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 21 июня
EUR ЦБ: 90,14 (+0,3)
Инвестиции, 20 июн, 18:52
Курс доллара на 21 июня
USD ЦБ: 78,5 (+0,02)
Инвестиции, 20 июн, 18:52
Выгоднее, чем вклад в банке: топ-10 облигаций с доходностью выше 20%Подписка на РБК, 09:00
МАГАТЭ не зафиксировало повышения уровня радиации после ударов США Политика, 08:56
МИД Ирана обвинил США в планировании первых ударов Израиля по стране Политика, 08:50
Видео речи Трампа на русском после удара по объектам Ирана Политика, 08:47
В пятиэтажке в Серове взорвался газ Общество, 08:27
Над Россией за ночь сбили 11 украинских беспилотников Политика, 08:22
NASA зафиксировало выброс тепла у ядерного объекта в Фордо Политика, 08:20
Развиваем эмоциональный интеллект
На интенсиве об EQ
Подробнее
Полный текст обращения Трампа к нации после ударов по Ирану Политика, 08:10
Иран запросил экстренное заседание Совбеза ООН после ударов США Политика, 07:45
Иран нанес ракетный удар по Израилю после атаки США ядерных объектов Политика, 07:40
Удары США по Ирану не привели к повышению радиации в Персидском заливе Политика, 07:27
Глава МИД Ирана обвинил США в нарушении устава ООН после атаки объектов Политика, 07:21
США нанесли удары по ядерным объектам Ирана. Что известно к 8-30 Политика, 07:18
В США усилили меры безопасности внутри страны после удара по Ирану Политика, 07:10