Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Дефицит инвестпрограммы РЖД превысил ₽600 млрд

Как монополия будет финансировать свои проекты в условиях эпидемии
Инвестпрограмма РЖД на 2020 год на ₽821 млрд столкнулась с дефицитом источников финансирования — из-за коронавируса возможности компании покрывают лишь ₽210 млрд. Однако расходы компания также значительно сокращать не планирует
РЖД RU000A0JXN05 ₽1 065 +2,09% Купить
Фото: Гавриил Григоров / ТАСС
Фото: Гавриил Григоров / ТАСС

РЖД спрогнозировали сокращение источников финансирования своей инвестиционной программы на 2020 год с 821 млрд до 210 млрд руб. Такой прогноз содержится в документе об инвестпрограммах компании на 2019-й и 2020 годы, подготовленном в начале апреля департаментом инвестиций РЖД (есть в распоряжении РБК). Подлинность документа подтвердили два источника — среди железнодорожных операторов и грузоотправителей — клиентов РЖД.

По словам одного из источников РБК, этот документ готовился к совещанию у первого вице-премьера, председателя совета директоров РЖД Андрея Белоусова, которое состоялось 10 апреля. В пресс-службе РЖД отказались от комментариев, РБК направил запрос представителю Белоусова.

Инвестиционная программа на 2020 год была утверждена советом директоров и правительством в конце 2019-го. Основные источники финансирования из заложенных 821 млрд руб.: кредиты (298 млрд руб.) и денежный поток от амортизации на инвестпрограмму (278 млрд руб.).

Но новый прогноз рассчитан из того, что погрузка компании снизится на 7,7% относительно изначального плана (ожидался рост на 2,9%, то есть теперь компания прогнозирует падение на 4,8%), а пассажиропоток рухнет на 56,3% к плану. Рост пассажирских перевозок по изначальному плану должен был составить 4%. Теперь компания ожидает по итогам года чистый убыток в размере 17,5 млрд руб. (вместо прибыли в размере 51 млрд руб.) и снижение EBITDA на 104 млрд руб. — до 380 млрд руб.

РЖД отменили дополнительные поезда на лето и майские праздники
Общество
Фото:Софья Сандурская / АГН «Москва»

Исходя из этих вводных, прогноз на общий доступный объем финансирования под инвестпрограмму снижен до 210 млрд руб. и включает:

  • 129 млрд руб. господдержки (в утвержденной ранее программе — 112 млрд руб.);
  • 18 млрд руб. от продажи акций «дочек» (53 млрд руб. ранее);
  • 63 млрд руб. денежного потока за счет амортизации на инвестиции. Он снижен на 215 млрд руб. по сравнению с изначальным планом, так как операционный поток (в объеме 76% от амортизации, или 157 млрд руб.) будет направлен на погашение кредитного портфеля для снижения соотношения чистый долг/EBITDA с 5 до 3,6, выплату дополнительного НДС в связи со снижением инвестпрограммы (40 млрд руб.) и др.;
  • снижение «прочих источников» возможного финансирования с 31 млрд руб. до нуля обусловлено «потерей оборотного капитала как источника инвестиций»;
  • кредиты в текущем прогнозе вообще не предусмотрены.

При этом сама инвестиционная программа может сократиться не так значительно — до 698 млрд руб. Такой расчет компания обозначает как стресс-сценарий программы «с учетом работы контрагентов в условиях текущей эпидемиологической ситуации» (к этому сценарию также есть комментарий, что и эти затраты «подлежат уточнению» по итогам возможных изменений эпидемиологической ситуации). Значительнее всего (в процентном соотношении) — на 42% — в новых проектах инвестпрограммы сокращены расходы на обновление основных фондов производственных хозяйств (путевой комплекс, энергетика, автоматика и телемеханика, предприятия локомотивного хозяйства, обновление пути). Большая часть инвестиций РЖД должна была быть направлена на проекты обновления инфраструктуры (380,4 млрд руб.) и комплексные проекты развития магистральной инфраструктуры (240 млрд руб.), в том числе на модернизацию Восточного полигона (БАМ и Транссиб) — 98,9 млрд руб.

В результате снижения источников финансирования и даже с учетом сокращения расходов по программе ее годовой дефицит оценен в 488 млрд руб. (при условии реализации уже части проектов в первом квартале 2020-го). Кроме того, еще 36,6 млрд руб. необходимы для поддержки Федеральной пассажирской компании (ФПК, «дочка» РЖД). В итоге «общий дефицит по холдингу» на 2020 год составляет 524,6 млрд руб.

Этот дефицит компания предлагает покрывать за счет:

  • выкупа системными банками (к ним относятся Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Промсвязьбанк и «Открытие») «бессрочных облигаций» РЖД на 335 млрд руб.;
  • дополнительного выделения средств ФНБ в объеме до 200 млрд руб. (для закупок подвижного состава у российских предприятий);
  • финансовой поддержки ФПК на 36,6 млрд руб.

Вечные облигации «позволяют не включать их в состав долговой нагрузки», они «используются как временная мера для снижения давления на долговые коэффициенты», говорится в документе. Выплаты процентов по этим облигациям РЖД обещают начать с 2022 года. Сейчас в качестве основного инструмента финансирования инвестпрограммы рассматривается как раз выпуск вечных облигаций, сказал РБК источник, близкий к РЖД.

В Минтрансе подтвердили «Коммерсанту», что сокращенный вариант инвестпрограммы РЖД поступил в ведомство. «Механизмы поддержки выработаны. Среди них — выпуск вечных облигаций, а также выделение средств ФНБ на важнейшие инфраструктурные проекты», — сообщили в Минтрансе.

К тому же в РЖД предусматривают программу мероприятий по оптимизации расходов на 100 млрд руб., указано в документе.

Масштабная инвестпрограмма РЖД была нацелена на расширение мощностей Восточного полигона, который обслуживал в первую очередь азиатский экспорт угля, отмечает директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Игорь Смирнов. «Сокращение потребления вслед за остановкой экономик сказывается на спросе. Сейчас расширение мощностей неактуально, нужно доделать близкие к завершению этапы, поэтому экономия на капитальных расходах выглядит оправданной», — заключает он.

Поскольку РЖД необходимо выполнять специальные обязательства (ковенанты) по долгам, то у компании есть ограничения по соотношению чистого долга к EBITDA, и при резком ухудшении финансовых показателей она не только не сможет привлекать заемные средства, но и вынуждена сокращать долг и досрочно погашать часть кредитов, добавляет гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 25 апреля
EUR ЦБ: 98,91 (-0,65)
Инвестиции, 24 апр, 17:11
Курс доллара на 25 апреля
USD ЦБ: 92,51 (-0,79)
Инвестиции, 24 апр, 17:11
Река Ишим в Абатском районе Тюменской области поднялась на 2 м за сутки Общество, 07:31
МВФ пересмотрел траекторию динамики России в мировой экономике Экономика, 07:30
Экс-помощников Трампа обвинили во вмешательстве в выборы 2020 года Политика, 07:16
Кладбища в пустыне. Китайские электрокары теряют продажи вслед за Tesla Pro, 07:00
Минтруд заявил о равенстве полов, несмотря на разрыв в зарплатах Экономика, 07:00
Минздрав зарегистрировал первый в мире препарат против болезни Бехтерева Общество, 07:00
Президент Абхазии заявил о блокировке проекта запуска аэропорта в Сухуме Общество, 06:41
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Новосибирской области пассажирская «Газель» столкнулась с грузовиком Общество, 06:25
ТАСС узнал об аресте счетов и активов экс-замминистра Иванова и его семьи Политика, 06:12
Финразведка и ЦБ начали тестировать сервис «Знай своего криптоклиента» Финансы, 06:00
Суд вынес приговор двум военным за нападение на херсонских полицейских Общество, 05:41
В Польше заявили о готовности помочь Украине в выдаче военнообязанных Политика, 05:26
Во Франции уничтожили 2 млн бутылок Perrier из-за заражения бактериями Общество, 05:10
В Тюменской области предотвратили прорыв дамбы Общество, 04:56