Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Советник Эрдогана сообщил о договоренности о зоне безопасности в Сирии Политика, 01:49 Президент Сербии Вучич по-русски поблагодарил Путина за поддержку страны Политика, 01:03 Спецназ взял штурмом дом криминального авторитета в Красноярском крае Общество, 00:37 В одном из вагонов поезда в Берлине произошел пожар Общество, 00:17 Туск получил запрос властей Британии о переносе Brexit Политика, 00:11 Двух рабочих завалило грунтом в Екатеринбурге Общество, 19 окт, 23:57 Собчак, Ургант, Петров и другие гости ярмарки Cosmoscow. Фотогалерея РБК и Audi, 19 окт, 23:50 Детский омбудсмен объяснил ситуацию с истощенной девочкой из Орла Общество, 19 окт, 23:40 Медведев заявил о росте терроризма из-за насаждения демократии извне Политика, 19 окт, 23:29 Туск заявил об ожидании письма об отсрочке Brexit Политика, 19 окт, 23:05 Мужчина напал на женщину с ножом в Новой Москве Общество, 19 окт, 22:50 Президент Сербии анонсировал встречу с Путиным в декабре Политика, 19 окт, 22:25 Нурмагомедов и Макгрегор обменялись оскорблениями в соцсетях Спорт, 19 окт, 22:09 На Украине признали неизменное отставание от России в военном потенциале Политика, 19 окт, 22:06
Бизнес ,  
0 
Король солнца: как Ги Лалиберте заработал $1,9 млрд на Cirque du Soleil
Канадец Ги Лалиберте заработал состояние в $1,9 млрд, построив знаменитый на весь мир Cirque du Soleil. Спустя 31 год он продал 90% компании за $1,5 млрд, а сам решил сосредоточиться на своих детях и благотворительности
Канадец Ги Лалиберте (Фото: REUTERS 2015)

В апреле Cirque du Soleil — один из самых знаменитых в мире операторов театрализованных цирковых представлений — объявил о переходе под контроль новых владельцев: американской инвестиционной компании TPG (ей теперь принадлежит 60%), китайской Fosun International (20%) и канадского пенсионного фонда Caisse de dépôt et placement du Québec (10%). По сообщениям СМИ, сделка стоит около $1,5 млрд (официально сумма не раскрывается). У основателя «Цирка Солнца» (так переводится с французского Cirque du Soleil)  — 55-летнего эксцентричного канадца-миллиардера Ги Лалиберте останется 10% компании.

Лалиберте основал Cirque du Soleil, когда ему было всего 25 лет. С тех пор он не только изменил представление о цирке во всем мире, но и стал одним из богатейших людей Канады (21-й в канадском списке Forbes, журнал оценивает его состояние в $1,9 млрд), слетал в космос туристом и создал фонд, который помогает бороться с проблемой нехватки питьевой воды во всем мире.

Искатель приключений

Ги Лалиберте было 18 лет, когда он отправился путешествовать по Европе, став бродячим артистом. Там он зарабатывал тем, что играл на аккордеоне традиционную канадскую музыку на улицах, и однажды из-за отсутствия денег был вынужден ночевать на скамейке в лондонском Гайд-парке. За год своих странствий по Европе он также научился жонглировать, глотать огонь и ходить на ходулях, после чего вернулся в Канаду.

«Это было просто приключение, — говорил он в одном из интервью про свой европейский опыт. — Я планировал продолжить учебу и вести обычную жизнь». Но найти «нормальную» работу ему не удалось, и он присоединился к цирковой труппе акробатов на ходулях Les Echassiers в Бэ-Сен-Поль (пригород Квебека), где познакомился с ее основателем Жилем Сент-Круа. В 1982 году они вместе начнут делать карнавал циркового искусства La Fête Foraine.

Цирк, замечала New York Times, является только третьей страстью Ги Лалиберте. Вторая — это путешествия, а вот на первом месте — бизнес: с самого начала Лалиберте сам занимался привлечением денег для развития компании. В 1984 году он «выбьет» у властей провинции Квебек финансирование в размере $1,3 млн на проведение праздничных мероприятий к 450-летию открытия Канады, писала The New York Times. Так родился Cirque du Soleil, при том что сама труппа на тот момент тренировалась в арендованном спортивном зале.

Первое шоу принесло совсем небольшую прибыль — $40 тыс., а после второго сезона компания и вовсе оказалась на грани банкротства. Но цирк Лалиберте нравился публике, и его постепенно стали воспринимать как национальное достояние, и власти еще раз поддержали компанию.

В 1987 году Cirque du Soleil пригласили на открытие фестиваля искусств в Лос-Анджелесе. «Я поставил на этот вечер все, что у нас было», — вспоминал предприниматель то первое американское выступление в интервью New York Times в 2011 году. На поездку в Лос-Анджелес «скидывалась» вся труппа. «Если бы мы тогда провалились, нам пришлось бы возвращаться домой пешком — у нас не было денег даже на бензин на обратную дорогу», — рассказывал он. Но уже на следующий день после открытия фестиваля город выстроился в очереди за билетами на Cirque du Soleil.

Азарт у Лалиберте, очевидно, в крови — в 2005 году он увлечется покером и два года спустя займет четвертое место во всемирном покерном турнире Five Star World Poker Classic, выиграв приз в размере почти $700 тыс.

Изобретая цирк заново

Настоящий триумф к Cirque du Soleil пришел в Лас-Вегасе. Первым шоу в городе-казино стало Mystère в декабре 1993 года, оно также было первым «стационарным» шоу (которое не гастролирует по миру, а проходит в специально построенном для него театре). «В мире есть три столицы развлечений — Лас-Вегас, Нью-Йорк и Лондон», — говорил NYT Лалиберте, и, по его словам, по-настоящему завоевать ему пока удалось только Лас-Вегас. Сейчас на долю мировой столицы развлечений, где у Cirque du Soleil восемь «стационарных» представлений, приходится около половины выручки компании. Бизнесом там управляет специально созданная дочерняя фирма.

Одно из шоу Cirque du Soleil в Лас-Вегасе — Love — родилось в 2006 году и было навеяно дружбой с Джорждем Харрисоном. Ради постановки этого шоу по одноименному альбому The Beatles бизнесмену удалось посадить за стол переговоров оставшихся в живых «битлов» — Пола Маккартни и Ринго Старра, а также Йоко Оно и Оливию Харрисон, представлявших покойных Леннона и Харрисона. Специально для шоу песни с альбома Love «пересобрали» в единую органичную композицию, а в общей сложности в музыкальном оформлении были использованы сэмплы из более 120 песен The Beatles.​

Историю успеха Cirque du Soleil изучают в бизнес-школах на курсах по стратегии Blue Ocean («голубой океан» как метафора новой, свободной ниши на рынке в противовес рынку с уже созданной конкурентной средой — «красный океан»). Как писал российский Forbes, ее «знает наизусть каждый студент «Сколково». Лалиберте не только сумел вновь привлечь интерес к акробатическим театрализованным представлениям, но по сути «изобрел цирк заново», отказавшись от номеров с животными и традиционных конферансье. Изначально в Cirque du Soleil уделяли особое внимание драматургии представления: создание каждого шоу начинается с разработки концепции (основной идеи) и сценария, и только затем продумывается акробатический «костяк». В 1990-х годах Лалиберте стал приглашать к сотрудничеству режиссеров-постановщиков театра и кино, не имевших опыта работы с цирком, например знаменитого канадского театрального режиссера Робера Лепажа.

Такой подход помог привлечь более взрослую (по сравнению с традиционным цирком) и соответственно платежеспособную аудиторию. Менее чем за 20 лет Cirque du Soleil удалось достичь уровня выручки, до которого Ringling Bros. and Barnum & Bailey Circus [американский цирк, основанный в 1919 году; принадлежит компании Feld Entertainment] добирались сто лет, отмечали в своей книге «Стратегия голубого океана» профессора французской бизнес-школы INSEAD Чан Ким и Рене Моборн. В 2011 году выручка Cirque du Soleil впервые превысила $1 млрд.

Впрочем, год спустя компания столкнется с финансовыми трудностями: несмотря на миллиардную выручку, она останется без прибыли, а в 2013 году оборот сократится до $850 млн. Одной из причин сокращения доходов сам Лалиберте назовет чрезмерную экспансию: Cirque du Soleil стал ставить слишком дорогие шоу, которые медленно окупались. В рамках реструктуризации Лалиберте пришлось сократить 400 сотрудников. Если в какой-то момент штат цирка достигал 5 тыс. человек, то теперь их осталось только 4 тыс.

Сколько стоит шоу Cirque du Soleil

Стационарное шоу (представления, которые Cirque du Soleil не возит по миру, а демонстрирует всегда только в определенных городах) стоит около $40–50 млн. Стоимость перевозных шоу, как правило, ниже, однако Zarkana или трибьют Майлу Джексону стоили более $50 млн и показывались в нескольких странах мира, в том числе в России. На сегодняшний день Cirque du Soleil показывал свои представления на всех континентах мира (кроме Антарктиды), в 48 странах. Репертуар цирка за всю историю насчитывает около 30 шоу.

Отчасти именно с финансовыми проблемами были связаны поиск инвесторов и последовавшая продажа цирка в апреле 2015 года. Лалиберте надеется, что китайская Fosun Capital поможет выходу и развитию Cirque du Soleil в Китае, где компания до сих пор была не очень успешна. Сам он объясняет продажу еще и тем, что, поговорив со своими пятью детьми (им сейчас от 7 до 18 лет), понял, что никто из них дело отца продолжать не хочет.

Теперь Лалиберте планирует сосредоточиться на своем благотворительном фонде One Drop Foundation, который занимается проблемами нехватки питьевой воды в мире. Он создал его в 2007 году, а в 2009 году во время своего полета на Международную космическую станцию в качестве туриста провел двухчасовое «поэтическое шоу» — телемост, чтобы привлечь внимание к проблеме водных ресурсов. За космический «аттракцион» канадец предположительно заплатил $35 млн. На связь с Лалиберте в космосе вышли бывший вице-президент США Ал Гор, Шакира, Сальма Хайек, группа U2 и другие. И это мероприятие как нельзя лучше иллюстрирует идеологию предпринимателя, которой он руководствовался, создавая Cirque du Soleil, — «вместе искусство и бизнес могут сделать мир лучше».

Cirque du Soleil в России

Знаменитый Cirque du Soleil впервые приехал в Россию только в 2009 году. Организацией и продвижением российских (и украинских) спектаклей занимается не головной офис в Монреале, а созданная в 2008 году компания Cirque du Soleil Rus — она на 75% принадлежит канадскому Cirque du Soleil, остальными 25% владеют канадцы Джордж и Крейг Кохоны (Джордж открывал McDonald’s в Канаде и России, а его сын Крейг в начале 1990-х годов «привез» на российский рынок Coca-Cola).

По словам гендиректора Cirque du Soleil Rus Натальи Романовой, у Cirque du Soleil только две дочерних компании в мире, которые занимаются управлением на конкретном рынке: в России и «дочка» в Лас-Вегасе, которая курирует «стационарные» шоу в городе-казино. «Фактически мы создали бизнес в России с нуля», — замечает Романова в разговоре с РБК. Проведенные перед выходом на российский рынок маркетинговые исследования показывали, что уровень узнавания бренда в Москве и Петербурге с подсказкой составил около 2%, это уровень статической погрешности, говорит она. 

«Поначалу мы чувствовали к себе отношение [со стороны монреальского офиса], как к промоутерам, — говорит Романова, — однако сейчас российская компания принимает Cirque du Soleil в России «под ключ»: занимается всем, от продажи билетов и маркетинга вплоть до технического обслуживания шоу, логистики и размещения артистов... Мы стали частью большой семьи Cirque du Soleil».

Ги Лалиберте, с которым она знакома лично, Романова характеризует как человека, «от которого ты загораешься как лампочка». С Россией и российскими артистами (выходцы из стран бывшего СССР составляют 30% труппы Cirque du Soleil) предприниматель познакомился в начале 1990-х годов и приезжал практически на все премьерные показы шоу Cirque du Soleil в России. Показ самого первого — Varekai — совпал по времени с окончанием космического путешествия Лалиберте: он в течение 9 месяцев проходил подготовку в России и полетел в космос именно на российском корабле. Он всегда с большим интересом относился к России и считал российский рынок очень перспективным, говорит Романова.

На вопрос о том, не смущает ли Cirque du Soleil экономическая обстановка в России, Романова отвечает, что уже с началом рецессии, в конце прошлого года, в Россию привезли «сестру» Cirque du Soleil — Cirque Eloize, спектакли которого показали в 12 городах. Опять же, напоминает Романова, идея привезти Cirque du Soleil в Россию родилась в разгар мирового экономического кризиса — она смеется, рассказывая, как на пресс-конференции в 2008 году журналисты спрашивали: «в своем ли вы уме» выводить на рынок столь дорогостоящий иностранный продукт в непростое время? Но время доказало правильность этого выбора, говорит она (хотя и отказывается назвать операционные показатели российского бизнеса). ​

С 2009 года представления Cirque du Soleil посетили почти два миллиона российских зрителей — юбилейного посетителя компания ждет на пятничном показе шоу Quidam.

Cirque du Soleil в цифрах

31 год существует Cirque du Soleil

Более 160 млн зрителей посетили представления Cirque du Soleil с момента его основания

$40–50 млн составляет средняя стоимость производства одного шоу Cirque du Soleil

$850 млн выручил цирк в 2013 году

Больше 2,6 тыс. зрителей вмещает традиционное шапито Cirque du Soleil

$1,5 млрд составляет оценочная стоимость сделки по покупке 90% Cirque du Soleil (точная сумма не раскрывалась)

Источники: Wall Street Journal, New York Times, Reuters, данные компании