Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
При пожаре в гостинице в Батуми погибли четыре человека 23:07, Общество Захарченко поздравил Пасечника со вступлением в должность главы ЛНР 22:56, Политика В погоне за компромиссом: чем завершился саммит ЕС и постсоветских стран 22:13, Политика С продуктовой базы в Москве похитили более 300 кг красной икры 22:04, Общество Минобороны опубликовало видео ударов Ту-22М3 по боевикам в Дейр-эз-Зоре 22:01, Политика УЕФА открыл дисциплинарное дело против «Зенита» 21:51, Спорт Порошенко рассказал о планах на «четыре союза» с Европой 21:40, Политика В Верховной раде прокомментировали уход Плотницкого с поста главы ЛНР 21:32, Политика СМИ анонсировали переход нападающего сборной России в английский клуб 21:31, Спорт Группу «украинских диверсантов» обвинили в «покушении» на глав ДНР и ЛНР 21:18, Политика В Совфеде оценили влияние смены власти в ЛНР на минские соглашения 21:07, Политика Полиция Лондона проверила сообщения о стрельбе на станциях метро 21:05, Общество Адвокат Улюкаева прокомментировала публикацию показаний Сечина 20:51, Политика Беспилотники Египта уничтожили 15 причастных к теракту в мечети боевиков 20:37, Политика Бывшего главу ЛНР назначили уполномоченным по минским соглашениям 20:32, Политика Алексей Мордашов купил сеть клиник в Северо-Западном регионе 20:31, Бизнес Олимпийские чемпионы раскритиковали решение МОК по России на Сочи-2014 20:21, Общество Пять человек погибли в аварии на трассе в Чувашии 20:07, Общество Глава МОК пообещал «справедливое решение» по участию России в Олимпиаде 19:54, Общество Глава спецслужб ЛНР объявил себя новым главой республики 19:43, Политика Четверо рабочих пострадали при обрушении грунта в Москве 19:41, Общество За пропаганду терроризма в интернете будет грозить до семи лет тюрьмы 19:36, Политика От Легкова до Зубкова: как Россия потеряла победу в Сочи-2014 19:32, Спорт  Армения через 25 лет потеряет право поставлять «коньяк» в Евросоюз 19:12, Политика Минобороны отчиталось об ударе Ту-22 по террористам в Сирии 19:09, Политика Зюганов возмутился переименованием петербургских улиц 19:03, Общество Лукашенко обвинил Порошенко в нарушении обещаний по «делу о шпионаже» 18:57, Политика В Онкоцентре им. Блохина ответили на обвинения в поборах 18:50, Общество
Danone выкупила долю совладельцев «Юнимилка» в своем российском бизнесе
Бизнес, 24 фев, 2016 15:09
0
Danone выкупила долю совладельцев «Юнимилка» в своем российском бизнесе
Danone стала владельцем 92,5% акций своего бизнеса в России, выкупив 40-процентный пакет у бывших акционеров «Юнимилка». Оборот Danone в РФ в 2015 году превысил 100 млрд руб., но продажи в объемном выражении сократились
Здание завода по производству молочных продуктов компании «Юнимилк» в Санкт-Петербурге (Фото: Жернов Вадим/ТАСС)

Основатели продали долю

Французская группа Danone выкупила доли миноритариев в совместной с «Юнимилк» компании и таким образом стала основным владельцем совместного предприятия, сообщил на пресс-конференции 24 февраля генеральный директор «Danone Россия» и вице-президент подразделения свежих молочных продуктов в странах СНГ Бернар Дюкро. «Сегодня я хотел бы вам сказать, что миноритарии реализовали свой пут-опцион в пользу компании Danone. Акционеры достигли соглашения о том, что настало время для нового витка в развитии компании. Что это означает? В нынешних условиях, и без того сложных, необходима более быстрая, упрощенная, эффективная структура управления», — сказал он. По словам Дюкро, с единым акционером компания будет развиваться «гораздо эффективнее». Новая структура позволяет более быстро и эффективно управлять стратегией развития.

Сумму сделки по реализации пут-опциона Дюкро не назвал. Директор по связям с общественностью и государственными органами «Danone Россия» после пресс-конференции сказала журналистам, что в результате сделки Danone получила 92,5% объединенной компании. Еще 7,5% акций компании находится в собственности у ЕБРР. 

Компания «Юнимилк» была основана в 2002 году Андреем Бесхмельницким и его партнерами. В 2010 году «Юнимилк», которая тогда занимала второе место на российском молочном рынке (после «Вимм-Билль-Данна»), объявила о слиянии с российским подразделением Danone (работает в России с 1992 года). Тогда владельцы российского холдинга получили 42% объединенной компании и €120 млн деньгами. Danone получила контроль над компанией в виде 58% СП. Основателям компании Андрею Бесхмельницкому и Андрею Блоху принадлежало совокупно 21%, 17% принадлежало казахскому фонду Meridian Capital, еще 4% — американскому фонду Capital International, сообщала в 2011 году газета «Коммерсантъ». По условиям сделки акционеры «Юнимилк» могли воспользоваться своими опционами с 2014 по 2022 год. ​До 2013 года СП называлось «Danone-Юнимилк», после чего изменило официальное название на «Группа компаний Danone в России».

Сооснователь «Юнимилк» Андрей Бесхмельницкий через представителя отказался комментировать сделку, пообещав ответить на вопросы позже. Помощник другого основателя «Юнимилк», Андрея Блоха, сказал РБК, что Блох находится в командировке и не сможет дать комментарии. Получить комментарии Meridian Capital и Capital International не удалось. Исходя из финансовых показателей группы за 2014 год, сделка по покупке 42% акций могла пройти в диапазоне от $250 млн до $400 млн, посчитал аналитик инвесткомпании АЛОР Алексей Антонов.

Бизнес после «Юнимилк»

Молоко в Латвии

После продажи «Юнимилка» французскому концерну Danone его сооснователь Андрей Бесхмельницкий решил строить молочный бизнес в Латвии. Так в 2012 году появилась компания Food Union, доля которой на рынке в 2014 году составила 46%, а экспортные поставки в Россию были одним из важнейших направлений работы – 35% в 2013 году. В первой половине 2014 года поставки продукции Food Union в Россию составляли больше половины всего объема экспорта. Но после введения Россией эмбарго на ввоз молочной продукции из стран Евросоюза в августе 2014-го Food Union стала поставлять в РФ только мороженое, так как оно не вошло в список запрещенных продуктов.

Будущее за мороженым

С целью адаптации к новым условиям после введения российского эмбарго Food Union в октябре 2014 года купила бизнес по производству мороженого эстонской компании Premia Foods. Сумма сделки составила €27,1 млн. Тогда отмечалось, что эта покупка позволила Food Union стать ведущим предприятием по производству мороженого в балтийском регионе. Также во второй половине 2014 года компания начала экспортировать свою продукцию сразу в восемь новых стран — в Великобританию, Исландию, Узбекистан, Украину, Монголию, Ливан, Ливию и в США. В мае 2015 года Food Union сделала пробную поставку мороженого в Китай, а в октябре стало известно о покупке Food Union компании Premier Is — лидера на рынке мороженого Дании.

Упали в объемах​

По словам Бернара Дюкро, оборот компании в России по итогам 2015 года составил более 100 млрд руб., что на 4–5% выше, чем в 2014 году. При этом в объемном выражении у компании в 2015 году было небольшое падение продаж, добавил он, не уточнив конкретную цифру. Это связано с тем, что компания изменила структуру своего портфеля, постепенно снижая выпуск цельномолочной продукции в пользу высокомаржинальной продукции (творожки, йогурты и др.), объяснил Дюкро. Он добавил, что Россия входит в пятерку крупнейших рынков для Danone. Сейчас в группу Danone в России входит 18 действующих заводов, на которых производится продукция под брендами Danone, «Активиа», Actimel, «Растишка», «Даниссимо», «Простоквашино», «Bio Баланс», «Актуаль», «Смешарики», «Тёма» и др.

Очевидно, что ситуация на российском рынке для Danone начала ухудшаться еще в 2014 году. «Рентабельность сокращалась в России в 2014 году ​​из-за высокой инфляции по молоку, повышение цен [со стороны Danone] сгладило большую часть, но затем к концу года произошло замедление роста. Мы по-прежнему уверены в том, что можем наращивать рентабельность в России <...> но не в случае 2014 года», — говорил на телеконференции с инвесторами и аналитиками председатель совета директоров Danone Франк Рибу в конце февраля 2015 года, его цитировала газета «Ведомости». В 2015 году в России потребительский спрос был вялым, но Danone удалось это компенсировать за счет роста в более дорогих сегментах продукции, следует из обзора Morgan Stanley, составленном 23 февраля 2016 года. Как следует из данных презентации Danone, самым быстрорастущим брендом в 2015 году был бренд Danone, прибавивший 58,9% в выручке, а также бренд детского питания «Тёма», который вырос на 10%.

В январе 2015 года Бернар Дюкро не исключал закрытия заводов в России в случае значительного ухудшения экономической ситуации, однако он говорил, что закрытия производств точно не произойдет в ближайшие один-два года. Тем не менее в конце 2015 года группа объявила о закрытии заводов в Томске и Чебоксарах.