Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Банк «Санкт-Петербург» вышел из капитала «Возрождения» 00:49, Финансы Допрос Керимова в Ницце затянулся на несколько часов 00:05, Общество Основной арендодатель офисов «Росгосстраха» решил стать банкротом 00:02, Финансы Фрилансеры из России больше заработали на зарубежных заказах 00:01, Технологии и медиа От торпед к тележкам: как российская навигация используется по всему миру 00:00, Свое дело Росрыболовство допустило возвращение аукционов на вылов краба 00:00, Бизнес В КПРФ прокомментировали галстук Младича с символикой партии 22 ноя, 23:46, Политика МГУ вошел в пятерку лучших вузов стран БРИКС 22 ноя, 23:41, Общество Экс-чемпион мира по боксу Проводников присоединился к движению Putin Team 22 ноя, 23:18, Политика Путин предложил Аргентине помощь в поиске пропавшей подлодки 22 ноя, 23:02, Общество Охота на сенатора: почему французская полиция смогла задержать Керимова 22 ноя, 22:59, Политика Дамаск поприветствовал заявление Путина, Эрдогана и Роухани по Сирии 22 ноя, 22:54, Политика «Тройка» в Сочи: о каком мире в Сирии договорились Россия, Турция и Иран 22 ноя, 22:48, Политика Лига чемпионов по футболу. «Ювентус» — «Барселона». Онлайн 22 ноя, 22:45, Спорт Набсовет Сбербанка одобрил покупку облигаций «Газпрома» на 45 млрд руб. 22 ноя, 22:31, Бизнес Михаил Ходорковский запустил русскоязычное онлайн-СМИ 22 ноя, 22:25, Технологии и медиа Россельхознадзор обвинил ФСИН в распространении африканской чумы свиней 22 ноя, 22:11, Общество В результате ДТП в Дагестане погибли три человека 22 ноя, 21:58, Общество Акинфеев впервые с 2006 года не пропустил гол в Лиге чемпионов 22 ноя, 21:53, Спорт СБУ запретила российскому актеру Федору Добронравову въезд на Украину 22 ноя, 21:49, Политика Стало известно имя умершего участника перестрелки в «Москва-Сити» 22 ноя, 21:34, Общество Собчак рассказала о проверке Генпрокуратуры из-за ее слов о Крыме 22 ноя, 21:19, Политика Путин попросил передать духовному лидеру Ирана «наилучший привет» 22 ноя, 21:18, Политика Правительству предложат создать глобальную спутниковую сеть за ₽299 млрд 22 ноя, 21:02, Технологии и медиа МВД задержало экс-главу выдававшего кредиты под бочки с водой банка 22 ноя, 20:53, Общество СК начал проверку после видео с пациентом на полу больницы в Смоленске 22 ноя, 20:49, Общество Умер пострадавший в перестрелке в «Москва-Сити» сотрудник Росгвардии 22 ноя, 20:29, Общество Собянин допустил запуск второй волны реновации в Москве 22 ноя, 20:22, Общество
«Пешком до Шереметьево»: чем обернулся ввод платы на трассе М11
Бизнес, 23 ноя, 2015 22:57
0
«Пешком до Шереметьево»: чем обернулся ввод платы на трассе М11
С 23 ноября участок трассы М11 с 15-го по 58-й км стал платным. В первый день работы оператор трассы — СЗКК — вместо сбора денег был вынужден поднять шлагбаум: на пунктах оплаты образовались заторы
Автомобили на пункте оплаты проезда первого платного участка от МКАД до Солнечногорска автомобильной дороги М11 Москва — Санкт-Петербург (Фото: «РИА Новости»)

Платная дорога

Платный режим на участке с 15-го по 58-й км трассы М11 «Москва — Санкт-Петербург» (от Бусиновской транспортной развязки на МКАДе до города Солнечногорска) должен был заработать еще 1 июля, но запуск режима сбора платы несколько раз переносили. 23 ноября трасса все же стала платной, но в тот же день оператор участка, совместное предприятие «Мостотреста» и французской Vinci «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК), был вынужден открыть шлагбаумы на пунктах сбора платы: там образовалась пробка в сторону Шереметьево.

Представитель СЗКК пояснил «Интерфаксу»: автомобили скопились, потому что пользователи платили вручную, без использования транспондеров (устройство для бесконтактной оплаты проезда). «Мы пошли навстречу людям, которые могли опоздать на рейсы в Шереметьево, — цитирует представителя компании «Интерфакс». «Шлагбаумы были открыты на короткий срок из-за образовавшегося затора, и машины пропускали бесплатно, но по количеству данных нет», — сказал представитель СЗКК РБК.

Спор из-за тарифа

Первоначально предполагалось, что максимальная цена проезда от Москвы до Зеленограда для легковых машин составит 500 руб., для фур — 1,2 тыс. руб. Однако против выступили перевозчики и местные жители. Тогда СЗКК ввела систему скидок для водителей, часто использующих дорогу: установив транспондер, который дает возможность производить оплату дистанционно, они могут пользоваться скидкой 20–70% в зависимости от количества и регулярности поездок. Размер скидки за проезд зависит от количества поездок: от 1 до 20 поездок и при более 50 поездках по выбранному маршруту в месяц предоставляется скидка 20%, от 21 до 30 поездок в месяц — 50%, от 31 до 44 поездок — 60%, от 44 до 50 поездок — 70%.

Пробка в сторону аэропорта длиной до 2 км у пункта оплаты проезда, по сообщениям очевидцев в социальных сетях Twitter и Instagram, образовалась уже в 09:20. Некоторые водители простояли больше часа, пытаясь оплатить проезд.

Сегодня трасса #м11 стала платной...

Фото опубликовано Const777 (@const7779)

В течение дня пользователи делились в социальных сетях фотографиями оплаченных чеков и картой пробок по хештегу «М11». Трасса М11 упоминалась пользователями Twitter не менее 150 раз, по данным поисковой системы в социальных медиа Topsy.

«М11 — ПЕРЕплатная трасса! От Зеленограда до Москвы всего 400 рублей) )) от Солнечногорска — всего 600! Прям так и хочется сказать спасибо в лицо человеку, который утверждал эти тарифы!!!», — недоволен пользователь Instagram @alexeybaykov (пунктуация и орфография автора сохранена). Утром @vasilisax написала в Instagram: «Опробовала #м11: 150 руб. от Зеленограда до SVO, 30 минут простояла на съезде всего 4 рабочих терминала. Мои мечты жить на Истре рушатся».

М11 - ПЕРЕплатная трасса! От Зеленограда до Москвы ВСЕГО 400р ))) от Солнечногорска ВСЕГО 600! Прям так и хочется сказать СПАСИБО в лицо человеку,который утверждал эти тарифы!!!самое обидное что не боятся ничего! Все для народа! Спасибо властям! Предлагаю сделать въезд в Москву платным тыс по 5, а что отличная идея - Вам не кажется?! #м11 #платнаядорога #ленинградка #путин #нашпрезидент #дороги #15-58m11 #www.15-58m11.ru #водитель #поборы #москва #зеленоград #химки #понелельник #сколькоможно #идиоты #такси

Фото опубликовано Alexey Baykov (@alexeybaykov)

«Ввели плату за проезд. Теперь стоит всё! И там и там! Главное же выбор: хочешь — стой в пробке бесплатно, а хочешь — стой в пробке за 600₽! Всё для людей! #м11», — иронизирует актер Денис Косяков (@kosyakovdg) .

Пользователи Instagram также писали, что многие пассажиры такси покидают автомобили и пытаются добраться до аэропорта пешком. Об этом сообщили также автомобилисты в эфире радио «Говорит Москва». По их словам, некоторые таксисты 23 ноября отказывались везти людей в аэропорт.

«Необычные пробки»

По словам аналитика сервиса «Яндекс.Пробки» Леонида Медникова, на трассе М11 перед пунктами оплаты сегодня наблюдались «необычные пробки». «Утром образовался небольшой затор у пункта оплаты на участке от Шереметьево до МКАД. Пик загруженности наблюдался с 9 до 10 утра — автомобилисты теряли в среднем около 8 минут — но уже к 11 часам ситуация стабилизировалась», — говорит Медников. До сегодняшнего дня затруднений на этом участке не наблюдалось, добавляет он.

По-настоящему серьезные заторы образовались на Ленинградском шоссе, потому что значительная часть автомобилистов предпочла бесплатную альтернативу М11, объясняет эксперт. В утренний час пик выросла пробка в сторону Москвы перед МКАД: по данным Медникова, водители теряли в ней в среднем на 40 минут больше, чем при обычных заторах на этом участке. 

«В это же время серьезно осложнилось движение и в сторону области: пробка перед поворотом на Шереметьево растянулась более чем на 5 км и отняла у водителей лишние 30 минут», — сообщил Медников РБК. По его словам, окончательные выводы делать еще рано, тем более что в понедельник дорожная ситуация в Москве в утренний час пик в целом была значительно хуже обычной из-за гололедицы: максимальная загруженность достигала 7 баллов, что на 1–2 балла больше обычного. «Со временем поток автомобилистов может распределиться иначе, чем в первый день введения сбора за оплату проезда. В любом случае пробки на Ленинградском шоссе будут более заметными, чем в последние месяцы, когда трасса М11 работала в бесплатном режиме», — уверен аналитик «Яндекс.Пробки». В начале года, когда новая трасса работала в бесплатном режиме, трафик на Ленинградском шоссе в сторону Москвы упал: легковых машин стало на 28% меньше, а большегрузов — на 19%, — в понедельник все эти машины вернулись на старую трассу.

Руководитель пресс-службы ГУП «Мосгортранс» Мария Рыбкина сообщила РБК, что 23 ноября на маршруте экспресс-автобуса №400Э (от Зеленограда до станции метро «Речной вокзал») наблюдались затруднения из-за скопления транспорта по пути следования (автобус идет, в частности, по трассе М11). «Максимальное отставание от привычного графика составило 10 минут», — сказала Рыбкина.

В 18:00 «Яндекс.Пробки» сообщили в своем аккаунте в Twitter, что Ленинградское шоссе встало в обе стороны: «В пиковые часы потери в пробках выросли более чем на полчаса».

«В ситуации с пробками на М11 сыграл человеческий фактор», — сказал РБК пресс-секретарь СЗКК Олег Завьялов. По его словам, дорога спроектирована с учетом большого автопотока и шлюзов на ней достаточно. «Нужно делать скидку на первый день, — говорит он. — Пользователям нужно время, чтобы привыкнуть — в России не так много платных автодорог». В течение дня он не смог сообщить РБК, сколько автомобилей уже воспользовались платным участком, отметив, что цифры появятся позднее. «Негативные комментарии основаны на эмоциях», — уверен Завьялов. Он добавил, что вскоре больше водителей будут использовать транспондеры, а следовательно, проезжать по специально выделенной полосе и экономить время на оплату.

Дорога трудной судьбы

Первый участок платной дороги Москва — Санкт-Петербург от Москвы до Солнечногорска (15–58 км) стал одной из первых платных дорог в России, которые правительство разыграло между частными инвесторами (вторым стал выезд из Москвы по Минскому шоссе в объезд Одинцово). Конкурс был объявлен в начале 2008 года.

За концессию боролись три участника — Северо-западная концессионная компания (СЗКК, консорциум российской группы «Н-Транс» и французской строительной компании Vinci), «Столичный тракт» (консорциум строительных компаний во главе с подконтрольной совладельцу банка «Россия» Юрию Ковальчуку УК «Лидер») и компания AERU Highway, представлявшая интересы турецкой строительной компании Enka. Впрочем, структура Enka была отсеяна конкурсной комиссией еще при предварительном отборе. Участвовать в конкурсе поначалу собирался и «Трансстрой», входивший в «Базовый элемент» Олега Дерипаски, но заявку подавать не стал.

Победителем конкурса в августе 2008 года была объявлена СЗКК. Одним из решающих преимуществ ее заявки была тогда более низкая стоимость проезда — в среднем 3,6 руб. за километр против 4,5 руб. у конкурента, писала газета «Коммерсантъ». Стоимость строительства дороги при заключении соглашения оценивалась в 63,4 млрд руб. ( из них 23 млрд руб. выделялось из федерального бюджета), позже смета выросла до 72 млрд руб. 

Строительство, которое рассчитывали завершить за 2,5 года, должно было начаться в 2010 году, но против него выступили экологические активисты, которые протестовали против того, чтобы трасса прошла через Химкинский лес. Для продолжения строительства потребовалось вмешательство занимавшего тогда президентский пост Дмитрия Медведева. В процессе конфликта с экологами у СЗКК сменился один из собственников: принадлежавшие акционерам группы «Н-Транс» 50% акций выкупили структуры предпринимателя Аркадия Ротенберга, который незадолго до этого стал совладельцем одной из крупнейших российских инфраструктурных строительных компаний, «Мостотреста». Сейчас именно «Мостотресту» принадлежит 50% СЗКК (остальное остается у французской Vinci). 

В 2011 году работы были возобновлены. В декабре 2014 года участок был открыт. Стоимость проезда по трассе варьируется в зависимости от протяженности маршрута, категории автомобиля, времени суток, направления движения и способа оплаты проезда. Для легковых автомобилей проезд от Москвы до аэропорта Шереметьево-2 стоит от 80 до 250 руб.​, а весь участок до Солнечногорска обойдется от 120 до 750 руб. в зависимости от времени движения. Плату за проезд должны были начать взимать с июля 2015 года, но госкомпания «Автодор», которая управляет платными дорогами в России, не могла согласовать с СЗКК тариф. «Автодор» пояснял перенос необходимостью «окончательного утверждения тарифов на проезд по данному участку и системы скидок».