Авария в Черном море остановила поставки нефти из Казахстана через Россию
После аварии из-за сильного шторма в Черном море погрузка нефти на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) под Новороссийском полностью остановлена. Об этом заявил глава компании Николай Горбань в интервью «Первому каналу».
По его словам, прием по трубопроводу происходит, но резервуарной емкости осталось только до конца четверга, 24 марта. В итоге отгрузки нефти на терминале компании в марте и апреле могут упасть в пять раз, добавил топ-менеджер.
Крупнейшими акционерами КТК являются «Транснефть» (24%) и казахский «КазМунайГаз» (19%). В 2021 году на морском терминале компании было отгружено 60,7 млн т нефти, из них 53 млн т поставили казахстанские грузоотправители, еще 7,6 млн т — российские. Наибольшие объемы нефти в трубопроводную систему КТК в прошлом году поступили с месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган в Казахстане.
Что случилось с терминалом
В понедельник, 21 марта, по итогам внеочередной инспекции после завершения периода «неблагоприятных метеоусловий» было выявлено повреждение в виде смещения силового каркаса одного из плавучих шлангов выносного причального устройства — ВПУ-3. «В связи с этим принято решение о временном выводе из эксплуатации указанного ВПУ для проведения промывки и ремонта. Своевременное выявление неисправности позволило исключить риск попадания нефти в акваторию Черного моря». На следующий день КТК приостановил работу второго ВПУ (ВПУ-2), на котором были выявлены повреждения двух шлангов. «Указанные повреждения являются критическими и не позволяют обеспечить безопасную эксплуатацию устройства. В связи с этим КТК вынужден приостановить эксплуатацию указанного ВПУ», — поясняла пресс-служба КТК.
Компания предупреждала, что поставка запчастей для ВПУ «в текущей конъюнктуре рынка» может вызвать «значительные затруднения», поэтому руководство КТК вынуждено сообщить о возможном снижении объема транспортировки нефти втрое от заявок грузоотправителей на ближайшую перспективу», предупреждает компания. «Если подтвердится ущерб [терминалу КТК], то срок восстановления может быть и полтора, и два месяца», — добавлял замминистра энергетики Павел Сорокин.
«При такой продолжительности восстановительных работ мы говорим о потенциальной потере до 80% отгрузки, то есть до 1 млн барр. [нефти] в сутки», — добавлял Сорокин. При полной остановке работы терминала потери увеличатся до 1,1 млн барр. в сутки. Россия ежедневно добывает около 10 млн барр. в сутки. Добыча нефти в Казахстане — до 1,65 млн барр. в сутки.
За время восстановления работы терминала (1,5–2 месяца) определенный объем нефти не будет поставляться на мировые рынки, что может сказаться на них, предупредил вице-премьер Александр Новак, который 22 марта выступал в Госдуме. Тем не менее Россия делает все для восстановления прокачки нефти по трубопроводу в полном объеме, добавил он. «Управляют этим консорциумом иностранные инвесторы, такие как, например, Chevron, другие иностранные компании, техническое обслуживание тоже обеспечивает иностранная компания. С нашей стороны мы делаем все, чтобы обеспечить скорейшее [восстановление прокачки], в том числе и оказание поддержки [оператору], для того чтобы этот нефтепровод и перелив в Новороссийске был восстановлен», — сказал он.
«Сопоставимые объемы нефти выпадали из-за конфликта в Ливии, санкций против Ирана и т.д. Это приводило к росту цен на нефть до $20 на баррель. Но там речь шла про остановку поставок сырья на несколько лет, в случае с КТК пока говорят про полтора-два месяца», — напоминает ведущий аналитик по российскому рынку Wood&Co Ильдар Давлетшин. К тому же для экспорта казахской и российской нефти возможно частично использовать альтернативные варианты, такие как трубопровод «Баку — Тбилиси — Джейхан», напоминает он. «Но, безусловно, эта авария будет еще одним фактором растущего дефицита на рынке нефти и роста цен, например, на $5–10 на баррель», — признает эксперт.
Могла ли Россия повлиять на цены на нефть
Давлетшин указывает, что штормы на Черном море случаются часто и могут приводить к ограничению работы портов, а в редких случаях к поломкам портовой инфраструктуры. «Но обращает внимание продолжительный срок простоя (до двух месяцев) из-за нехватки комплектующих, что трудно проверить, — замечает он. — Однако, учитывая общий геополитический фон, нельзя исключать, что на решение о продолжительной приостановке работы терминала влияют не только погодные факторы и нехватка комплектующих».
Например, с осени 2021-го похожая ситуация складывалась на рынке газа в Европе, когда «Газпром» поставлял минимальные объемы по контракту, несмотря на нехватку сырья и рекордные цены, сказал эксперт. Но Россия всегда отрицала утверждения о том, что действия газового монополиста могли влиять на рост цен на газ.
В среду Новак также заявил, что Москва не виновата и в росте цен на нефть: «Объявленный США запрет на поставки российских нефти и нефтепродуктов стал одной из причин роста цен на топливо».
«В США с начала года рост цен на топливо составил 19%. При этом доля российских энергоресурсов в США от российского экспорта составляет всего 3%», — сказал он. А в Вашингтоне пытаются переложить свои проблемы, связанные с ростом цен, на Россию, рассказал он: «Хотя наша страна никакого отношения к этому не имеет». Новак также подчеркнул, что США сами поступательно отказываются от развития своей нефтяной отрасли, сокращают в нее инвестиции, не позволяют строить нефтепроводы и не выдают новые участки под бурение. Ранее он также критиковал европейцев за аналогичные «недальновидные» решения в газовой сфере — отказ от долгосрочных инвестиций в отрасль и долгосрочных контрактов в пользу спотовых контрактов.
В начале марта президент США Джо Байден ввел эмбарго на импорт российской нефти в ответ на продолжающуюся военную спецоперацию на Украине. Но исключением стало сырье, поставляемое через терминал КТК. «Запрет на импорт в соответствии с исполнительным указом [Байдена] от 8 марта 2022 года распространяется на ввоз в США определенных товаров, произведенных в России, и исключает импорт товаров, не произведенных в России, даже если такие товары транзитом проходят через территорию России или вывозятся из нее», — говорилось в сообщении американского Минфина. В нем отдельно подчеркивалось, что распределительные системы, такие как КТК, могут переваливать нефть из разных стран, включая Россию. Большая часть сырья, отгружаемого через КТК, поставлялась из Казахстана.