Производитель Dunhill и Kent увидел риски в системе маркировки сигарет
Запущенная в 2018 году в России система маркировки сигарет может послужить причиной сокращения числа небольших магазинов и лишит производителей крупного канала сбыта. Об этом РБК заявил Аттила Кундрак, управляющий директор «БАТ Россия» — «дочки» British American Tobacco.
По итогам 2017 года эта компания является третьим по размеру продавцом сигарет в России с долей 22,5%, согласно данным Nielsen; у Japan Tobacco (JTI) — 33,2%, у Philip Morris International — 27,1%.
С 15 января 2018 года в России начался эксперимент по маркировке сигарет, в рамках которого производители наносят на пачки уникальный код, который позволяет отследить перемещение пачки от производства до момента его фактической реализации конечному потребителю. Первые маркированные сигареты на этой неделе уже начали поступать в магазины Москвы и Санкт-Петербурга.
Для включения в систему учета продукции все торговые точки должны будут установить интернет и ввести систему электронного документооборота с поставщиками. Сроки обязательного внедрения этой системы в рознице будут определены по итогам эксперимента, который продлится до конца года.
По подсчетам «БАТ Россия», расходы каждой торговой точки на ведение электронного документооборота (получение лицензии на ПО) и установку высокоскоростного доступа в интернет составят 50–80 тыс. руб. в год. С учетом того что в России насчитывается 210 тыс. независимых розничных точек, их совокупные затраты могут составить 10,5–16,8 млрд руб. в год, подсчитали в компании.
Кроме того, система маркировки предполагает, что каждому звену придется несколько раз сканировать товар — при получении и при продаже. «Это многократно увеличит трудозатраты дистрибьюторов на обеспечение торговых точек продукцией», — отмечает глава «БАТ Россия». При этом если крупные сети смогут экономить на расходах за счет масштаба, то у мелких розничных продавцов такой возможности нет, и их части придется уйти с рынка. «Если ретейлерам будет невыгодно продавать табак легально, мы лишимся крупного канала сбыта и можем получить всплеск нелегальной торговли», — прогнозирует Кундрак. На несетевую розницу у «БАТ Россия», по его словам, приходится до 60% продаж.
Зачем маркировать сигареты
Идентификационная маркировка сигарет, по замыслу властей, должна подтверждать подлинность товаров и противодействовать незаконному ввозу, производству и обороту табачной продукции, в том числе и контрафактной. По оценкам Nielsen, доля нелегальных сигарет в России за прошлый год увеличилась вдвое, до 4,5%.
Участники нынешнего эксперимента с маркировкой — федеральные органы исполнительной власти, производители, организации оптовой и розничной торговли. Импортеры табачной продукции подключатся к эксперименту только с 1 июля 2018 года. Оператором информационной системы для проведения эксперимента выступает ООО «Оператор-ЦРПТ» («дочка» Центра развития перспективных технологий — ЦРПТ). Координацией и мониторингом системы занимается Минпромторг.
Чтобы избежать лишней нагрузки на малый бизнес, «БАТ Россия» предлагает снизить количество предусмотренных операций, в частности, отказаться от сканирования сигарет при передаче от оптовика в торговую точку, а последнее сканирование кода проводить с помощью онлайн-касс, которые к 1 июля 2018 года должны быть установлены во всей рознице. Кроме того, компания считает правильным в первые годы сконцентрироваться на крупном и среднем бизнесе (оптовое звено и сети) с дальнейшим внедрением в мелкой рознице.
Не разделяют пессимизма
Оператор системы с подсчетами «БАТ Россия» категорически не согласен и считает их «надуманными». «Нам сложно комментировать озвученные цифры без их детализации, но, на наш взгляд, они не очень соотносятся с реальностью», — заявил РБК официальный представитель ЦРПТ. По его словам, при переходе к работе с маркированной продукцией магазинам понадобятся стандартные сканеры и онлайн-кассы: в соответствии с законом 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов...» они уже установлены в большинстве торговых точек и в 2018 году появятся у всех остальных предпринимателей. Розничным производителям для работы с маркированной продукцией нужно будет лишь заменить фискальный накопитель, уже встроенный в онлайн-кассу, подчеркнули в ЦРПТ. Оператор заинтересован в том, чтобы проект был реализован с минимальными затратами для всех участников, и отрабатывает с бизнесом все детали проекта, заверил представитель компании.
Опасения «БАТ Россия» связаны в первую очередь с особенностями бизнес-модели самой компании, считает главный редактор отраслевого информагентства «Русский табак» Максим Королев. Продажей продукции JTI и Philip Morris International занимается «Мегаполис» — крупнейший дистрибьютор, который благодаря большому ассортименту может обеспечивать лучшие предложения для крупных сетей. Дистрибьютор БАТ — компания СНС — работает преимущественно со средней и независимой розницей, поэтому ее возможный отказ от продажи сигарет может действительно «ударить» по компании, отмечает Королев. Он не исключает, что часть мелких точек может прекратить продажу табачных изделий в новых условиях. Сигареты являются «трафикообразующим» товаром, но необходимость новых затрат для включения в систему и невозможность управлять наценкой может стать «последней каплей» для малой розницы, считает он.
Главные конкуренты «БАТ Россия» — JTI и Philip Morris International — не стали комментировать ее расчеты и прогнозы. «Для окончательной оценки эффективности пилотного проекта необходимо проверить ее работу на больших партиях маркированной продукции и убедиться, что ее внедрение не станет чрезмерной нагрузкой и для других участников рынка», — сказал РБК вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Головко.
Возможное наличие обозначенной БАТ проблемы в будущем допускает старший менеджер по нормативному регулированию и взаимоотношениям с органами власти Imperial Tobacco Александр Александров. По его словам, если издержки на обслуживание системы окажутся высокими, то система маркировки будет способствовать не борьбе с нелегальным оборотом, а его росту за счет вынужденного ухода малого ретейла в теневой рынок.
Для малой розницы переход на использование онлайн-касс оказался непростым с точки зрения затрат и необходимости закупки оборудования, однако позволил создать необходимую инфраструктуру для дальнейшей реализации программы маркировки, отмечает генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его мнению, ожидать сокращения точек продаж из-за запуска программы маркировки не следует; кроме того, малая розница сможет получить от производителей финансовую и организационную поддержку при введении электронного документооборота, уверен эксперт. По оценкам INFOLine, в 2017 году в ларьках, павильонах и на открытых рынках продавалось более 40% сигарет, в магазинах традиционной торговли — более 15%.
Цена вопроса
Необходимость отслеживать оборот табачной продукции обсуждается в России больше полутора лет. Изначально власти рассматривали два варианта: идентификационную электронную маркировку и распространение на табачную отрасль ЕГАИС (единой государственной автоматизированной информационной системы) по аналогии с алкогольной отраслью. Однако производители выступали резко против второго варианта, считая ЕГАИС «неэффективной и избыточной мерой». По подсчетам ассоциации «Табакпром», затраты на внедрение этой системы могли составить около 24 млрд руб.
Затраты на электронную маркировку ниже. По подсчетам «БАТ Россия», совокупные расходы для самих производителей сигарет в первый год действия маркировки могут достигнуть 11,5 млрд руб. Это единовременные затраты производителей на установку необходимого оборудования (около 3 млрд руб.), введение электронного документооборота (расходы для дистрибьюторов в объеме около 1,8 млрд руб.). Кроме того, производители должны будут оплачивать стоимость маркировки оператору системы. Как рассказывал ранее РБК представитель компании, «дочка» ЦРПТ будет получать около 50 коп. за услугу прослеживаемости каждой единицы товара. Исходя из этой предполагаемой цифры, расходы отрасли на генерацию кодов в БАТ оценили в 6–7 млрд руб. в год. Комментировать эти цифры другие игроки рынка отказались.