Разницу между ростом производства и продаж подтверждают и данные ЦИФРРА: по данным агентства, за первый квартал в России было продано 1,88 млрд л пива — на 2,6% меньше, чем в первом квартале 2015 года. В рекордном с точки зрения роста производства марте было продано 652 млн л пива — на 3,1% меньше аналогичного показателя 2015 года.
«Такое сокращение разницы между объемом производства и объемом розничных продаж может свидетельствовать только об одном — в легальной рознице сокращается присутствие неучтенной нелегальной продукции», — объясняет ситуацию председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров.
Учет и контроль
Согласно положениям федерального закона «О госрегулировании алкогольного рынка» (171-ФЗ) розничные торговцы алкоголем (магазины и общепит) должны были с 1 января 2016 года фиксировать закупку алкогольной продукции у оптовиков. Фиксировать собственные продажи алкоголя потребителям розница обязана с 1 июля 2016 года. Таким образом, в первом полугодии магазины имеют право торговать алкоголем без подключения к ЕГАИС, если они закупили товар до 1 января 2016 года. Принимать новый товар у поставщиков без подключения к системе они не имеют права и рискуют потерей алкогольной лицензии. По данным ФГУП «ЦентрИнформ» (отвечает за подключение участников рынка к ЕГАИС и осуществляет техподдержку системы) на начало мая 2016 года в системе ЕГАИС зафиксировано около 1500 производителей пива.
Теневой сектор
Ранее пивоваренные компании утверждали, что в отличие от рынка крепкого алкоголя, на котором эта проблема общепризнанна, в производстве пива теневого сектора нет. Это был один из главных аргументов пивоваров против ЕГАИС. «Мы считаем, что внедрение ЕГАИС для пива является избыточной мерой регулирования, которая создает дополнительные административные барьеры, — рассказывал РБК летом 2015 года директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям «САН ИнБев» (российская «дочка» мирового лидера пивоваренного производства AB InBev) Ораз Дурдыев. — Более 80% всего пива в стране производится четырьмя крупнейшими международными компаниями, которые уплачивают в полной мере все налоги. В стране нет нелегального производства пива».
Первый опыт
На рынке крепкого алкоголя, который был подключен к ЕГАИС еще в 2006 году, внедрение новой системы, напротив, спровоцировало кризис. Объемы производства упали на 30%, около четверти ликеро-водочных заводов закрылись или перешли на нелегальное положение, вспоминает Дробиз. «Но тогда оптовики и розница не были подключены к системе и могли без проблем торговать нелегальной продукцией. К тому же ЕГАИС периодически отключалась, приводя к долгим простоям заводов. Сейчас статистика показывает позитив и в крепком алкоголе: за первый квартал легальное производство водки выросло на 4%, а за март — на 28%», — говорит эксперт.
Теперь пивовары признают, что теневой сектор все же есть. «Конечно, речь не идет о крупнейших производителях пива из числа международных компаний — их бизнес всегда был чист, — говорит Андрей Губка. — Однако многие средние и малые производители, очевидно, занижали свои объемы производства». «Крупные и «белые» с введением ЕГАИС оказались в выигрыше, для них ничего не поменялось, а тем, кто прятался и не показывал объемы, пришлось принять общие для всех правила игры и корректировать свою бизнес-модель», — соглашается Кедрин из «Балтики».
Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз считает, что основная часть «легализованных» объемов приходится на региональных производителей: он обращает внимание на то, что в большом числе регионов производство пива после внедрения ЕГАИС выросло резко, а иногда в разы (см. рисунок). «Новая система напугала розницу, для которой продажи алкоголя — это серьезная доля в выручке», — отмечает эксперт. Без фиксации произведенной партии в ЕГАИС теперь товар в розницу отгрузить невозможно.
В середине 2015 года в офисе одного из крупнейших региональных производителей пива — ООО «Завод Трехсосенский» — прошли обыски. Вскоре было возбуждено уголовное дело по статье об уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере. В октябре 2015 года следствие предъявило обвинение владельцу компании из Ульяновской области Михаилу Родионову. По версии следствия, в 2013 году Родионов уклонился от уплаты акцизов, занизив объем произведенного ООО «Завод Трехсосенский» пива и недоплатив налоговой 2,1 млрд руб. Следствие по этому делу ведется, к заводу, одному из крупнейших налогоплательщиков Ульяновской области, поданы иски о банкротстве.
Представители малых пивоварен согласны с тем, что их сектор рынка до сих пор остается частично в тени. «Кто работал «в белую», тот и продолжил, кто работал «в черную», тот вынужден стал хоть что-то показывать», — рассказал РБК совладелец крупного производителя крафтового пива AF Brew Никита Филиппов. «Многие вообще ничего не показывали», — говорит совладелец крафтовой пивоварни Hophead и сети одноименных пабов Евгений Жебенев. По его словам, небольшие производители все же начали фиксировать в ЕГАИС свои объемы производства, так как, работая вне системы, теперь невозможно отгрузить продукцию в легальную розницу: магазины, подключенные к ЕГАИС, не примут партию, информация о которой отсутствует в системе.
По данным Euromonitor Int., в последние годы небольшие игроки увеличивали свою совокупную долю на пивном рынке даже с учетом сокрытия ими части объемов производства. Четыре крупнейших производителя пива в России — «Балтика» (принадлежит датской Carlsberg), «Объединенные пивоварни Хайнекен» (голландская Heineken), «САН ИнБев» (американо-бельгийская AB InBev) и «Эфес Рус» (турецкая Anadolu Efes) — за три последних года сократили долю рынка с 78 до 72%, свидетельствуют данные Euromonitor. Причиной стал рост независимых региональных пивоварен и производителей так называемого крафтового пива — премиальных сортов, сделанных по оригинальным рецептурам и пользующихся растущей популярностью в крупных городах, говорится в статье аналитика Euromonitor Георгия Гребинского в отраслевом журнале «Российский продовольственный рынок».