Еврокомиссия предъявила «Газпрому» обвинения в нарушении конкуренции

Еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер, как и ожидалось в среду, выдвинула официальные претензии в адрес «Газпрома» — крупнейшего поставщика газа в Европе — по делу о злоупотреблении доминирующим положением. Концерну направлено так называемое уведомление о претензиях (Statement of objections) — следующий шаг в трехлетнем антимонопольном расследовании, которое может привести к тому, что «Газпром» будет вынужден пересмотреть устои своего бизнеса в Восточной Европе.
Предварительная оценка Еврокомиссии такова, что «Газпром» нарушает антимонопольные правила ЕС, сознательно разъединяя газовые рынки Центральной и Восточной Европы, например, ограничивая возможности своих оптовых покупателей перепродавать газ в другие страны Европы. Подобная практика «позволяет «Газпрому» взимать несправедливые цены» на некоторых европейских рынках, говорится в пресс-релизе регулятора. Кроме того, Еврокомиссия подозревает «Газпром» в том, что он незаконно увязывает поставки газа с выполнением закупщиками «несвязанных обязательств», относящихся к газотранспортной инфраструктуре.
Обвинения Еврокомиссии касаются деятельности «Газпрома» в восьми странах — Болгарии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше и Словакии. Но состав предполагаемых злоупотреблений по странам не одинаковый. Во всех этих странах «Газпром» применяет контрактные ограничения, которые препятствуют свободной торговле газом (например, контракты запрещают импортерам реэкспортировать газ). «В результате таких ограничений оптовые торговцы не могут конкурировать с «Газпромом», иными словами, российский газ не может конкурировать с российским газом», — говорит Еврокомиссия.
В пяти странах (Болгария, Эстония, Латвия, Литва и Польша) «Газпром» искусственно завышает контрактные цены на газ, считает регулятор. «Конкретные ценовые формулы, как они применяются в контрактах «Газпрома» с его клиентами, вносят несправедливость в цены», — говорится в справочном документе Еврокомиссии. При этом регулятор оговаривается, что не считает незаконной общую модель ценообразования «Газпрома», при которой цена газа изменяется в соответствии с динамикой цен на нефтепродукты («нефтяная привязка»). Комиссия также не считает, что цены должны быть одинаковыми для всех импортеров. Но, как заявила Вестагер, в некоторых случаях разрыв в ценах «Газпрома» достигал 40%, что нельзя оправдать рыночными факторами.