Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Хорошо, что все стабильно плохо: что думают промышленники о кризисе Pro, 08:19
Почему финтех не похоронит классические банки РБК и S+Консалтинг, 08:06
МВД Италии сообщило о лидерстве правоцентристов на выборах в парламент Политика, 08:02
В Приамурье побили рекорд по числу браков на фоне частичной мобилизации Общество, 07:51
Сколько триллионов долларов нужно для достижения углеродной нейтральности РБК и Сбер, 07:36
Что такое «народный капитализм» Потанина и как это может работать Pro, 07:30
Власти решили сократить расходы на утилизацию мусора Бизнес, 07:00
Как пополнить бюджет страны с помощью необычных автономеров Партнерский проект, 06:49
РБК Comfort
Получайте рассылку с новостями, которые влияют на качество вашей жизни.
Подписаться за 99 ₽ в месяц
Президент Кореи опроверг использование ненормативной лексики в адрес США Политика, 06:29
Япония ввела запрет на экспорт в Россию товаров, связанных с химоружием Политика, 06:10
Мобилизованным предоставили льготы на нотариальные услуги Общество, 06:00
Берлускони вышел вперед в своем округе на выборах в сенат Политика, 05:27
Демократическая партия Италии признала поражение на выборах в парламент Политика, 04:27
Глава МИД Испании допустил выдачу виз россиянам, покинувшим страну Политика, 04:25
«Выгодное начало» от
Сумма
Срок
Ваш доход
0
Ставка
0%
БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+
Бизнес ,  
0 

Доля топ-10 игроков в российском ретейле выросла за счет замедления рынка

Темпы роста выручки крупнейших российских ретейлеров в 2016 году продолжили снижаться, но их доля на рынке увеличилась. Это произошло за счет вымывания более мелких сетей и сокращения динамики рынка в целом
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Рост за счет маленьких

Доля десяти крупнейших российских продуктовых розничных сетей выросла на 3 п.п. в 2016 году по сравнению с 2015 годом. При этом средний рост их выручки, напротив, сократился на 7 п.п. и составил 13%, следует из данных «РБК Исследования рынков». Таким образом, увеличение доли федеральных ретейлеров обусловлено не столько их операционными достижениями, сколько вымыванием более мелких игроков и замедлением рынка в целом (по итогам 2016 года он прибавил всего 2,9%, а с учетом инфляции сократился на 5,2%), резюмируют авторы исследования.

Динамика средней выручки крупнейших ретейлеров падает с 2014 года, при этом рост их доли остается стабильным. Всего в 2016 году доля топ-10 сетей достигла 27,3% рынка, или 3,7 трлн руб. При этом более половины этой суммы пришлось на две компании — X5 Retail Group и «Магнит». Объем всего рынка розничной торговли продовольственными товарами составил 13,702 трлн руб.

Доля мелких игроков действительно вымывается в последние годы и рост всего рынка замедлился, подтверждает гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. По его словам, крупнейшие игроки продолжают рост за счет более низких цен: у федеральных сетей есть преимущество в объемах закупки при переговорах с поставщиками. Ранее авторы исследования UBS Evidence Lab пришли к выводу, что для 80% россиян определяющим фактором при выборе магазина является цена.

Смена лидеров

В топ-10 крупнейших ретейлеров сменился лидер, следует из данных «РБК Исследования рынков». Без учета магазинов формата дрогери «Магнит» уступил лидерство X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). Общая выручка «Магнита» в 2016 году превысила порог в 1 трлн руб. Но годовой прирост оборота был самым низким за последние 11 лет, в то время как рост X5 Retail Group, напротив, оказался максимальным за всю историю компании. В итоге X5 Retail Group заработала 1,026 трлн против 1,005 трлн руб. у конкурента.

После потери лидерства «Магнит» пересмотрел свои планы на год в пользу более агрессивной стратегии: сеть намерена открыть не менее 2,75 тыс. магазинов, из которых около 1,7 тыс. придется на формат «у дома». Кроме того, планируется обновить внешний вид около 2 тыс. магазинов. Совокупный эффект от открытия и обновления должен увеличить темпы роста выручки «Магнита» до 12–15%, прогнозируют аналитики «РБК Исследования рынков». Основной владелец «Магнита» Сергей Галицкий ранее озвучивал цифру в 9–13%. Чтобы удержать лидерство и достичь к 2020 году заявленной доли на рынке в 15%, X5 Retail Group придется открыть в 2017 году около 2 тыс. магазинов. Это столько же, сколько и в прошлом году, отмечается в исследовании.

Изменения могут произойти среди ретейлеров, занимающих четвертое и пятое места соответственно. Уже в первом квартале 2017 года ГК «Дикси» (управляет сетями «Дикси», «Виктория» и «Мегамарт») может уступить по выручке «Ленте», имеющей более амбициозные планы по развитию, подсчитали аналитики «РБК Исследования рынков». В течение года «Дикси» планирует открыть 180 магазинов, а «Лента» — 80, но из них 30 будут гипермаркетами, ссылаются исследователи на данные сетей. Всего в открытие новых точек «Лента» намерена вложить около 40 млрд руб. и увеличить свою торговую площадь на 200 тыс. кв. м. Долгосрочная стратегия компании до 2020 года — войти в тройку крупнейших продуктовых ретейлеров в России. Пока третье место традиционно занимает «Ашан», чья выручка по итогам 2016 года составила 425,2 млрд руб.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "FMCG"