Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
«Крылья Советов» и «Нижний Новгород» сыграют в следующем сезоне РПЛ Спорт, 15:11 Крупнейшее с 2014 г. обострение палестино-израильского конфликта. Главное Политика, 15:06 ХАМАС заявил о запуске нескольких десятков ракет в сторону Тель-Авива Политика, 15:03 Что такое Теория U или как принимать решения в условиях неопределенности Экономика инноваций, 15:00 Китайский космический аппарат на Марсе. Фоторепортаж Общество, 14:56  Рублев не сумел выйти в полуфинал турнира серии «Мастерс» в Риме Спорт, 14:55 СК возбудил дело в отношении выстрелившего в ребенка в Москве охранника Общество, 14:42 Четыре стратегии, как накопить на пенсию РБК и НПФ «Будущее», 14:37 На Урале депутата и его сына арестовали по подозрению в убийстве Политика, 14:36 CМИ назвали следующую команду Тедеско после ухода из «Спартака» Спорт, 14:35 МИД заявил о тотальной неразберихе Праги в деле о взрывах во Врбетице Политика, 14:17 Правительство одобрило план развития газовой и нефтяной сфер до 2035 года Технологии и медиа, 14:03 СМИ сообщили о возможном уходе из «Барселоны» 14 футболистов Спорт, 13:59 Кросс-гендерность, эстетика и ресайклинг: новая коллекция Armani Exchange РБК Стиль и Armani Exchange, 13:48
Бизнес ,  
0 

Рыбаки предупредили о риске остановки промысла в Баренцевом море

Из-за закрытых на карантин портов они рискуют потерять до 70 млрд руб.
Российские суда, ведущие вылов в Северном бассейне, могут остановить промысел в связи с закрытием на карантин из-за коронавируса иностранных портов. Если это продлится с марта по май, рыбаки могут лишиться улова на 70 млрд руб.
Фото: Виталий Аньков / РИА Новости
Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

О риске возможной остановки промысла в Северном рыбохозяйственном бассейне в связи с мерами борьбы с распространением коронавируса COVID-19 сообщил РБК президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев. В четверг, 19 марта, организация направила письмо первому вице-премьеру Андрею Белоусову, в котором просит принять ряд «неотложных мер» для поддержания рыбохозяйственной отрасли в рамках правительственных мер для обеспечения устойчивого экономического развития в условиях пандемии коронавируса.

В частности, одна из проблем связана с тем, что российские суда, которые ведут добычу в Баренцевом море и других водах Северного бассейна, не могут сейчас заходить в иностранные порты для смены экипажа, получения снабжения и выполнения погрузки и разгрузки, поскольку власти ряда стран ввели ограничения из-за коронавируса, поясняют в ВАРПЭ. Так, Норвегия, где большинство российских судов сменяло экипажи, с 16 марта частично закрыла порты.

Почти 90% промысла в Северном рыбохозяйственном бассейне добывают 80 судов, которые относятся к так называемым незаходным в российские порты, пояснили в ВАРПЭ. Это новые суда, купленные за рубежом, а также те, что ремонтируются и обслуживаются в иностранных портах, поскольку в России нет подходящей инфраструктуры. Чтобы зайти в российские порты, им нужно пройти соответствующее таможенное оформление. Полная растаможка одного судна стоит около $650 тыс. и занимает в среднем десять дней, а более дешевый вариант, так называемый временный ввоз, на три дня, — в среднем $50 тыс., указывает Зверев. Большинство экипажей сейчас завершают рейс, который длился три месяца, и, по словам главы ВАРПЭ, не смогут продолжить работу либо их производительность труда будет «крайне низкой».

Из-за текущей ситуации существует риск «фактически полной остановки промысла в Северном рыбохозяйственном бассейне», где добывается 20% всего российского улова в тоннах и 40% — в денежном выражении, поясняет Зверев. В этих водах добывают в основном треску, пикшу, путассу, сельдь, скумбрию, палтуса, а также краба, всего около 1 млн т ресурсов в год, уточнили в ВАРПЭ. Для сравнения, общий улов российских рыбаков в 2019 году, по данным Росрыболовства, составил 4,9 млн т. Если карантинные меры продлятся с марта по май, это, по оценкам ВАРПЭ, может привести к недолову только главных объектов — трески, пикши, путассу и палтуса на общую сумму около 52 млрд руб. Кроме того, карантин с марта по май приведет к тому, что рыбаки не смогут освоить полностью квоту на вылов ряда ресурсов, в частности трески и пикши, общий недолов рыбы может составить 200–250 тыс. т на сумму около 70 млрд руб.

Проблемы у российских судов из-за закрытия на карантин иностранных портов действительно есть, подтвердил РБК замгендиректора крупнейшего в России добытчика трески и пикши «Норебо» Сергей Сенников. Он поясняет, что в порты Норвегии российские суда сейчас заходить могут, но без высадки экипажей и контакта между ними, работниками порта и другими лицами. По его словам, есть риск «если не полной остановки, то существенного снижения» промысла, так как суда не смогут работать без замены экипажа. При этом в российские порты сейчас тоже можно заходить лишь при условии, что прошло не менее 14 дней после захода в иностранный порт, подчеркивает Сенников. Он надеется, что рыбопромысловым компаниям удастся договорится с таможней о порядке захода судов в порт Мурманск.

В письме Белоусову ВАРПЭ просит с 1 апреля 2020 года временно разрешить судам, не помещенным под таможенную процедуру для выпуска для внутреннего потребления в ЕАЭС (то есть незаходным судам), заходить в российские порты без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и т.д. Мера, о которой просит ассоциация, уже использовалась один раз, подчеркивается в письме: в 2019 году ее предложил губернатор Мурманской области Андрей Чибис, чтобы установить на рыбопромысловые суда системы спутниковой связи. Сейчас такой шаг позволит рыбакам продолжить промысел и избежать недолова, уверен Зверев. Кроме того, ВАРПЭ просит освободить российские суда от обязанности проходить контрольные пункты при входе и выходе из исключительной экономической зоны России — это, по оценкам ассоциации, позволит рыбной отрасли избежать еще 14 млрд руб. издержек.

В секретариате первого вице-премьера Андрея Белоусова РБК сообщили, что все предложенные меры обсуждаются и рассматриваются в рамках заседаний правкомиссии по повышению устойчивости развития российской экономики, такая работа ведется в постоянном режиме.

Вопрос о мерах поддержки рыбной отрасли в связи с коронавирусом обсуждался и на совещании в Росрыболовстве в четверг, 19 марта, указывает Зверев. Глава ведомства Илья Шестаков заявил РБК, что риска остановки промысла не видит: рыбопромысловые суда «и раньше не всегда заходили в порт — они перезагружались меняли экипажи, в том числе через транспортные суда», к тому же могут швартоваться к промысловым и принимать продукцию в открытом море, а также доставлять снабжение.

Магазин исследований Аналитика по теме "Рыба"