Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

АвтоВАЗ решил выкупить бизнес своего главного поставщика

АвтоВАЗ может выкупить часть бизнеса своего крупнейшего поставщика автокомпонентов – холдинга ОАТ. По его вине в октябре 2014 года четыре дня стоял сборочный конвейер Kalina и Granta
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Подготовка сделки​​

АвтоВАЗ может стать совладельцем ряда предприятий группы «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), рассказали РБК четыре источника, близких к готовящейся сделке. Соглашения о намерениях о сделке АвтоВАЗа и ОАТ планируют подписать в понедельник-вторник, говорят два источника РБК. Тольяттинскому автопроизводителю может перейти 99% ЗАО «Мотор-Супер» (Тольятти), 40% ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод» (ДААЗ, Ульяновская область), 25% ЗАО «Сердобский машиностроительный завод» (СМЗ, Пензенская область), 20% ОАО «ОСВАР» (Владимирская область), 15% «Росавтопласт» (Тольятти) и 10% «Вазинтерсервис» (ВИС, Тольятти), говорит один из собеседников РБК. Второй источник сообщил, что окончательная схема сделки пока не утверждена. На АвтоВАЗе на запрос РБК не ответили. Представитель «Ростеха» возможность сделки комментировать не стал.

ОАТ — крупнейший российский холдинг по производству автокомпонентов и крупнейший поставщик АвтоВАЗа. Под управлением группы находятся 13 предприятий в пяти регионах России. На них, по данным самой группы, изготавливается более 4 тыс. наименований деталей, которые стоят во всех моделях АвтоВАЗа, ГАЗа, УАЗа, а также в автомобилях Nissan Almera, Teana, X-Trail, Renault Largus, Sandero и «КамАЗ». По данным СПАРК, выручка в 2013 году — 137,5 млрд руб., чистая прибыль — 56 млн руб.

Акционеры ОАТ не раскрываются. Источник, близкий к ОАТ, утверждает, что холдинг полностью подконтролен госкорпорации «Ростех». Представитель «Ростеха» подтвердил РБК, что госкорпорация через входящую в нее компанию «Оборонпром» владеет долей в ОАТ, но размер этой доли не назвал.

По информации одного из собеседников РБК, знакомых с деталями готовящейся сделки, в собственность АвтоВАЗа также может перейти 100% совместного предприятия CIMOS-ZKS, учредителями которого являются тольяттинское ООО «Завод климатических систем» (ЗКС, пять лет назад на него приходилось около 70% поставок кондиционеров АвтоВАЗу) и словенская компания СIMOS d.d. Получить комментарии в CIMOS-ZKS не удалось: на телефонные звонки и письма не отвечали. В СIMOS d.d. на запрос не ответили. По данным СПАРК, в 2014 году 100% CIMOS-ZKS принадлежало кипрской Lada International.

Источники РБК говорят, что сделка неденежная: АвтоВАЗ получит актив через внесение в уставный капитал компаний, входящих в ОАТ, принадлежащего автозаводу оборудования, которое сейчас находится у этих компаний в аренде. Также в счет сделки может пойти заем, который АвтоВАЗ предоставил ОАТ на пополнение оборотного капитала в конце 2014 года — это около 2 млрд руб., полагает один из собеседников.

В пятницу заявление на увольнение написали гендиректор ОАТ Михаил Кучинский, почти все его заместители и несколько менеджеров, в том числе пресс-секретарь. Команда Кучинского была против управления ОАТ совместно с АвтоВАЗом, рассказали собеседники РБК.

Помощь на 2 млрд рублей

Из-за перебоев

В начале года стало известно, что АвтоВАЗ оказал финансовую помощь ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ) в объеме до 2 млрд руб. Завод таким образом хотел гарантировать отсутствие перебоев с поставками автокомпонентов, из-за которых в октябре прошлого года встал конвейер Kalina и Granta.

По низкой ставке

О том, что АвтоВАЗ дал в долг одному из своих главных поставщиков автокомпонентов, РБК рассказали два источника, близкие к обеим компаниям. Деньги перечислялись в несколько траншей с конца 2014 года. По словам одного из собеседников, процентная ставка по займу на 2–3 п.п. ниже банковских. ОАТ брали деньги на срок до полугода.

Проблемные поставщики

В 2014 году у АвтоВАЗа были трудности в работе с 11 поставщиками (пять из Тольятти, остальные из Ульяновска). Проблемы с поставками от них до конца не решены, хотя они и не столь остры, как в конце прошлого года, говорил в феврале Бу Андерссон. От подробных комментариев на эту тему он отказался.

Инициатива «Ростехнологий»

ОАТ был создан «Ростехом» (владеет 32,87% Alliance Rostec Auto, которой принадлежит 74,51% капитала АвтоВАЗа) в 2008 году для объединения крупнейших поставщиков АвтоВАЗа, КамАЗа и других автопроизводителей страны. Крупнейшим производителем автокомпонентов в России ОАТ стал только в 2010 году, когда завершил приобретение активов самарской группы СОК, в прошлом контролировавшей порядка 35% поставок АвтоВАЗа. Сумма сделки тогда оценивалась в $150–200 млн.

СОК был вынужден продать свой автокомпонентный бизнес вскоре после того, как в 2009 сорвал график поставок на АвтоВАЗ. Но переход поставщиков автозавода под контроль государства не решил проблему. Так, в октябре прошлого года ОАТ поднял цены на автокомплектующие и сорвал график поставок, из-за чего четыре дня простаивало производство автомобилей Kalina и Granta. Кроме того, это привело к недокомплекту при сборке 10 тыс. машин. Одной из причин, по которой АвтоВАЗ решил выкупить поставщика, стала необходимость избежать подобных проблем в будущем, рассказывают собеседники РБК.

Переговоры о покупке ОАТ АвтоВАЗ ведет с конца прошлого года, об этом РБК рассказывали несколько топ-менеджеров тольяттинского автозавода и его поставщика. Возможность покупки холдинга автозавод рассматривал еще в 2010 году, вскоре после того как он выкупил автокомпонентный бизнес группы СОК. АвтоВАЗ даже получил разрешение на проведение этой сделки в ФАС, но по неизвестным причинам она так и не состоялась.

Исторически автокомпонентный бизнес СОК был сформирован на базе бывших активов АвтоВАЗа, в частности «Мотор-супер», ДААЗ и ВИС, которые были выделены из автозавода в самостоятельные структуры еще при бывшем основном владельце и председателе совета директоров автозавода Владимире Каданникове. Оборудование при этом оставалось в собственности АвтоВАЗа и сдавалось СОК в аренду. По такой же схеме автокомпоненты производились и на СМЗ, ОСВАРе и «Росавтопласте», говорят два собеседника РБК. По их словам, АвтоВАЗ разрывает договоры аренды и обменивает их на долю в предприятиях.

Вернуть АвтоВАЗу активы, ранее выведенные с его баланса, — идея президента автозавода Бу Андерссона (вступил в должность в январе 2014 года). До сих пор компания вернула только одно предприятие: в ноябре 2014 года АвтоВАЗ выкупил у «Ростеха» ООО «Волжский машиностроительный завод» (ВМЗ). Сумма и детали сделки не разглашались.​

Как дорожает Lada

АвтоВАЗ поднял цены на автомобили Lada с 4 марта 2015 года. В среднем цена увеличена на 4,79%, или 20,2 тыс. руб. Это уже второе повышение цен с начала 2015 года.


Ниже, чем у конкурентов

В феврале концерн сообщал, что рассматривает возможность повышения цен на автомобили со следующего месяца. В отчете компании отмечалось, что «уровень увеличения цен был ниже, чем у конкурентов». «Руководство считает, что таким образом общество использует возможность увеличения своей рыночной доли и компенсации снижения объемов продаж», — отмечалось в документе.

Виноват курс

В январе цены на Lada выросли в среднем на 9%. Президент концерна Бу Андерссон заявил тогда, что одной из главных причин увеличения отпускных цен стал рост курса доллара и евро. «Мы надеялись, что ситуация в российской экономике восстановится достаточно быстро, но, к сожалению, этого не произошло», — процитировал ТАСС заявление Андерссона.

В 2014 году АвтоВАЗ поднимал цены только раз — весной, тогда стоимость автомобилей в среднем поднялась на 2,8%. За 2014 год концерн произвел 575,1 тыс. автомобилей и машинокомплектов.


Кто первым поздравил Путина с победой на выборах. Список лидеров стран

В каких регионах больше всего жителей платят «налог на богатых». Инфографика

ЦБ проведет заседание 22 марта. Что будет с ключевой ставкой

На Масленицу сожгли 22-метровую скульптуру «Черная гора». Видео

Нефть марки Brent дорожает четыре месяцы подряд. Почему так происходит

У российских дилеров появились кроссоверы новой марки Denza. Фото и цены

В Хамовниках нашли 400 артефактов XVIII–XIX веков. Фото

Издательство АСТ выпустит роман Драйзера, который никогда не выходил на русском

Как голосовали на выборах в посольствах и консульствах за границей. Видео

НАТО начало строить крупнейшую военную базу в Европе

Организацию католиков из «Кода да Винчи» обвинили в «современном рабстве»

Здание британского парламента оказалось под угрозой из-за полчищ крыс и «атмосферы разложения»

Акции «Тинькофф» упали на 6% после «переезда» с Кипра. Что будет дальше?

«Газпром» — главная интрига дивидендного сезона. Чего ждать инвесторам?

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Автопром"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 19 марта
EUR ЦБ: 100,24 (+0,27)
Инвестиции, 18 мар, 17:03
Курс доллара на 19 марта
USD ЦБ: 91,98 (+0,11)
Инвестиции, 18 мар, 17:03
Россияне стали считать себя счастливее, чем десять лет назад Общество, 06:00
Региональный режим ЧС ввели в Амурской области из-за обрушения на руднике Общество, 05:52
Britannica запланировала получить оценку в $1 млрд в рамках IPO Бизнес, 05:21
CERN прекратит сотрудничество с 500 связанными с Россией специалистами Политика, 04:53
В Армении начали демаркацию границы с Азербайджаном Политика, 04:50
Торговый центр загорелся в Якутске Общество, 04:14
Telegram выпустил облигации на $330 млн для «ускоренного развития» Технологии и медиа, 04:01
Второе дыхание: как правильно завершить карьеру
Подготовьтесь к переменам и выберите, что делать дальше, с новым интенсивом РБК Pro
Купить интенсив
В Грузии запланировали внести законопроект о ЛГБТ-пропаганде Политика, 03:42
Ученые заявили о пользе «Виагры» для мозга Общество, 03:30
Полянский назвал условия переговоров с США по стратегической стабильности Политика, 03:09
Спасатели нашли тело второго пропавшего под лавиной на Камчатке туриста Общество, 02:39
Экс-участник военных действий застрелил мужчину в ресторане в Петербурге Общество, 02:33
В погранзоне на юге Белоруссии ограничили передвижение людей Политика, 02:13
Военные США потеряли связь со своим дроном в Польше Политика, 01:47