Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0

Дорогая дорога: сможет ли Генпрокуратура снизить тарифы на трассе М11

Генпрокуратура предлагает чиновникам ограничить стоимость проезда по платному участку дороги М11 — Москва — Солнечногорск. Впрочем, предельный тариф на отрезке уже задан, и максимальные 600 руб. за отрезок в них укладываются
Автомобили на пункте оплаты проезда первого платного участка от МКАД до Солнечногорска
Автомобили на пункте оплаты проезда первого платного участка от МКАД до Солнечногорска (Фото: «РИА Новости»)

Предельный тариф — два средних

В среду Генеральная прокуратура предложила правительству установить предельный тариф для действующего участка платной трассы М11 (Москва — Солнечногорск). Пока ​это единственный результат проверки, начатой ведомством после жалоб водителей на слишком высокую стоимость проезда: до 600 руб. с легковой машины за отрезок пути в 43 км.

Едва ли стоит ждать быстрой реакции правительства на заявление Генпрокуратуры. Дело в том, что предельный тариф уже существует — его формула прописана в концессионном соглашении между ФГУП "Дороги России" (под его управлением тогда находилась трасса) и управляющей участком Северо-западной концессионной компанией (СЗКК) от 2009 года, рассказали РБК несколько источников, знакомых с текстом документа.

Так называемый предельный тариф есть и в конкурсной документации на строительство платной дороги (утверждена приказом Федерального дорожного агентства от 13 сентября 2007 года № 64). Там сказано, что он равняется средневзвешенному тарифу, умноженному на 2 (для участка с 15-го по 29-й км трассы М11) либо на 1,5 (с 29-го по 58-й км). Каждый из участников конкурса предлагал свой средневзвешенный тариф. Подведение итогов состоялось осенью 2008 года. Победителем оказалась СЗКК, дочерняя компания французской компании Vinci, участвовавшей в конкурсе совместно с банком ВТБ. СЗКК тогда предложила средневзвешенный тариф для легковых автомобилей 3,6 руб./км (без НДС).

По условиям соглашения, средневзвешенный тариф каждый год индексировался на инфляцию, и сейчас он превышает 9 руб./км (с НДС), пояснил источник в СЗКК. Таким образом, максимальная стоимость проезда от Москвы до Солнечногорска может приближаться к 700 руб. А фактический максимум, который платит водитель легкового автомобиля, — 600 руб. (Солнечногорск — Москва) или 500 руб. (Москва — Солнечногорск).

«Тарифы за проезд на новом участке разработаны в жестком соответствии с методикой расчета концессионного соглашения и проверены концедентом на соответствие средневзвешенным и предельным значениям, прописанным в концессионном соглашении и конкурсной документации», — сообщил РБК официальный представитель в СЗЗК. — Тарифы учитывают обеспечение инвестиций, вложенных в строительство современной скоростной дороги (36,3 млрд руб. — РБК), обеспечение банковских кредитов и расходов на содержание и эксплуатацию участка».

СЗКК ожидает разъяснения в связи с заявлением Генпрокуратуры, добавил представитель компании. В ГК «Автодор», выступающей концедентом от имени РФ, РБК подтвердили, что все тарифы СЗКК прошли проверку на соответствие условиям концессии.

Закон о концессиях был принят в 2005 году, он задает рамки для определения размеры платы за проезд по дорогам, которые строятся с участием частных инвесторов. «Главная проблема — само соглашение: оно сформулировано так, что дает концессионеру широкое полномочие при выборе тарифов. Он зависит от времени ​суток, частоты поездок пользователя и других факторов. Да и «коридор», когда максимальный тариф вдвое превышает средний, является очень широким», — говорит источник РБК, консультировавший авторов концессионного договора между СЗКК и Росавтодором.

Конкурс по участку М11 от Москвы до Солнечногорска был одним из двух первых концессионных конкурсов в России. В 2007 году, когда готовился документ, рынок еще относился к концессиям настороженно, поэтому чиновники, желая привлечь потенциальных игроков, формулировали условия мягко и расплывчато, вспоминает собеседник РБК. «Возьмем для сравнения нынешние концессии, например, по «Платону»: в нем четко указана плата за каждый километр трассы, — продолжает источник. — Да и в конкурсах на дальнейшие участки М11 тарифы формулировались жестче».

Без ограничений скорости

Предложение «Автодора»

Предложение о снятии ограничения максимальной скорости на трассе М11 (Москва — Санкт-Петербург) может быть направлено в правительство после завершения строительства. Об этом изданию M24 рассказал глава «Автодора» Сергей Кельбах. Он привел в пример опыт Германии, где на скоростных трассах нет никаких ограничений. Кельбах сообщил о положительном опыте увеличения максимальной скорости до 130 км/ч на платных участках трассы «Дон». По его словам, после начала соответствующего эксперимента было зафиксировано снижение количества ДТП, уменьшилось число раненых и погибших.

Главное — безопасность

Как уточнил заместитель министра транспорта России Николай Асаул, пока вопрос отмены ограничения скорости не рассматривается. Однако чиновник подчеркнул, что данная инициатива будет проанализирована, если с ней выйдет собственник платной дороги. «Должно быть обоснование, что при проектировании были предусмотрены все требования, обеспечивающие безопасность на высоких скоростях», — сказал Асаул.

110, местами 130

По правилам дорожного движения, максимально разрешенная скорость на автострадах в России составляет 110 км/ч. Однако в 2013 году на трассе «Дон» появился первый участок в Московской области с лимитом в 130 км/ч. В Германии ограничений на скоростных дорогах обычно нет, однако в ряде федеральных земель местные власти начали их вводить. Так, в Бремене в 2008 году был введен скоростной лимит в 120 км/ч. Помимо этого существуют ограничения на скорость грузовых автомобилей, автобусов, автомобилей с прицепами.

Компенсации в обмен на цены

Итогом проверки Генеральной прокуратуры стало предложение правительству подумать о предельном уровне тарифов. Нарушений в работе СЗКК и тарифах на платном участке Москва — Санкт-Петербург прокуроры не нашли.

«Стоимость проезда определяет Росавтодор на основании правил, утвержденных правительством России и методики расчета, установленной Министерством транспорта», — сообщил РБК официальный представитель Федеральной антимонопольной службы. Он отметил, что ФАС не регулирует тарифы на проезд по платным дорогам.

«Снизить предельные тарифы в рамка​х уже действующего документа [концессионного соглашения] невозможно, а чтобы внести изменения в концессию, нужно отдельное распоряжение правительства, — говорит источник РБК, знакомый с условиями работы СЗКК. — К тому же встанет вопрос о компенсации выпадающих доходов». Денег на такие выплаты в 2016 году в федеральном бюджете не предусмотрено.

Прецедент ограничения цен на проезд по платным дорогам снизит инвестиционную привлекательность частно-государственного партнерства, говорят юристы: чиновники будут настаивать на фиксации цен на проезд, а инвесторы стремиться максимально расширить для себя возможность взыскать компенсацию. «Если правительство решит изменить существующие правила, снизить тариф, — это плохо, ведь концессионер строит определенную базовую модель, — говорит юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. — А вопрос, кто будет нести убытки, концедент или концессионер, зависит от формулировки соглашения».

В 2015 году представители «Автодора» говорили, что надо посмотреть на загрузку новой платной дороги в течение года-двух — как правило, такой срок требовался водителям в Европе, чтобы понять, выгодно или нет платить за езду по платным дорогам. Однако в середине декабря прошлого года губернатор Подмосковья Андрей Воробьев назвал существующую плату за проезд на участке Москва — Солнечногорск «катастрофой». Тысяча рублей в день, по словам главы региона, «не по карману автомобилистам». «Поэтому трасса фактически пустует», — говорил Воробьев.

В этом году представители Московской области, Министерства транспорта, «Автодора» и СЗКК создали рабочую группу, которая обсуждает варианты снижения тарифа. Во вторник, 19 января, на очередном совещании не было принято никакого решения, рассказал РБК его участник. «Разговоры о снижении тарифа встречали серьезное сопротивление со стороны СЗКК», — уточнил наш собеседник. Следующая встреча состоится на следующей неделе, 26 января.

Выводы Генеральной прокуратуры могут повлиять на ситуацию с тарифами, сделав концессионера более сговорчивым, допускает еще один источник РБК, знакомый с условиями работы СЗКК. Если не менять бизнес-модель, выход из ситуации в том, чтобы предложить абонементы по льготным тарифам автовладельцам, которые живут в районе платной трассы и могут пользоваться ею в ежедневном режиме.

Как считается предельный тариф

Платная дорога от Москвы до Солнечногорска разбита на два участка: с 15-го по 29-й километр и с 29-го по 58-й. Там действуют разные предельные тарифы, высчитываемые по формуле:

предельный тариф первого участка = Тср х 2

предельный тариф второго участка = Тср х 1,5,

где Тср — средневзвешенный тариф для легкового автомобиля, который каждый год индексируется на инфляцию, а 2 и 1,5 — коэффициенты. Изначально средневзвешенный тариф определялся в ходе конкурса. Победитель, Северо-Западная концессионная компания, предложила 3,6 руб./км (или 4,25 руб./км с НДС). Таким образом, максимальная стоимость проезда составляла:

4,25 (тариф) х 2 (коэффициент) х 15 (длина участка) + 4,25 (тариф) х 1,5 (коэффициент) х 28 (длина участка) = 306 руб.

В дальнейшем тариф 4,25 руб./км был проиндексирован на инфляцию (с 2007 по 2016 год), сейчас его величина превышает 9 руб./км, следовательно, максимальная плата за проезд приближается к 650 руб.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 06:23
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 06:23
Держать лицо: как (не) изменилась деловая культура Китая РБК и ВТБ, 06:46
Телеканал «Москва 24» уволил сотрудницу за слова о рейсе Москва — Пхукет Общество, 06:37
Хегсет заявил, что США не пытаются изменить статус-кво по Тайваню Политика, 06:22
NYT узнала, как партия Трампа в гольф положила конец делу по концертам Политика, 05:53
Трамп вручил награды Сильвестру Сталлоне и группе Kiss Общество, 05:34
В Кремле увидели «позитивный шаг» в отношениях России и США Политика, 05:30
Как устроен полный цикл производства шин РБК и Ikon Tyres, 05:02
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Еще в трех российских аэропортах ввели ограничения на полеты Политика, 05:00
Келлог заявил, что США не будут отправлять военных на Украину Политика, 04:40
Келлог назвал два вопроса, которые нужно решить для подвижек по Украине Политика, 04:21
Как россияне в два раза сократили суммы валюты на вкладах. Инфографика Финансы, 03:59
На прямую линию с Путиным поступило более 255 тыс. обращений Общество, 03:57
Поужинать и не потерять партнеров: тест на китайский этикет РБК и ВТБ, 03:52
Макрон рассказал о разговоре с Зеленским Политика, 03:35