Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

ФНС впервые дотянулась до бенефициаров офшоров в Голландии

Российские владельцы офшоров могут быть оперативно раскрыты по запросу Федеральной налоговой службы. Взыскивая налог на прибыль с компании «Автотор-Менеджемент», она добилась от властей Голландии ответа, кто скрывается за номинальным директором местной компании – основной владелец Владимир Щербаков. Юристы называют этот случай прецедентом в работе с офшорами
Рабочие в цехе нового производства полного цикла на предприятии АВТОТОР
Рабочие в цехе нового производства полного цикла на предприятии АВТОТОР (Фото: РИА Новости)

Запрос в Голландию

В начале декабря Арбитражный суд Санкт-Петербурга отклонил жалобу ЗАО «Автотор-Менеджмент» на решение Федеральной налоговой службы (ФНС) по крупнейшим налогоплательщикам №8 о доначислении налога на прибыль за 2010–2011 годы в размере 596,1 млн руб. с учетом штрафов и пени. Текст решения опубликован в картотеке арбитражных дел 12 декабря. Особенностью этого дела стала работа ФНС с офшорами.

В ходе выездной проверки в начале этого года инспекция выявила участие компании в схеме уклонения от уплаты налогов. В частности, «Автотор-Менеджмент» по ценам на 20% выше рыночных арендовал имущество у ООО «Балтийские автомобильные заводы» (БАЗ), занижая свою налогооблагаемую базу, полагают в ФНС. Обе компании входят в одну группу лиц, БАЗ на момент проверки значилась резидентом калининградской Особой экономической зоны и не платила налог на прибыль и имущество.

В материалах суда сказано, что в 2006 году ряд холдинговых компаний «Автотора» внесли в уставной капитал БАЗ свое имущество: здания, сооружения, оборудование. Далее БАЗ это имущество сдавала автосборочным структурам, а также «Автотор-Менеджменту». Налоговая установила, что прибыль БАЗ в виде дивидендов направляла голландской Doan B.V.

ФНС удалось получить информацию о конечном бенефициаре этого офшора. Как следует из показаний управляющего Doan B.V. в 2010–2011 годах Люка Роберта (приводятся в материалах суда), бенефициар компании – Владимир Щербаков, председатель совета директоров холдинга «Автотор».

«Мы будем подавать апелляцию, несмотря на то, что частично суд удовлетворил нашу жалобу. Суть наших разногласий с налоговой сводится к вопросу определения размера арендной платы за арендуемые производственные мощности», – заявила РБК Олеся Казарина, пиар-директор «Автотор Холдинга». По ее словам, размер арендной платы был установлен арендодателем на основе заключения компаний, входящих в четверку ведущих мировых оценочных компаний: в ходе судебного разбирательства «Автотор» представил экспертное заключение Ernst&Young, подтверждающее обоснованность установленной арендной платы в существующих рыночных условиях.

Представитель МИФНС №8 отказался от комментариев. 

Соглашения заработали

​Нидерландская сторона предоставила сведения о Doan B.V. на основании соглашения между Россией и королевством от 1996 года «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество». По словам управляющего партнера юридической компании «Алексей Гуров и партнеры» Алексея Гурова, в порядке обмена информации по соглашению двух стран госорганы могут передавать данные, например о получении дивидендов, прибыли, доходов от недвижимости и о самих налогоплательщиках. Но случаев, чтобы это работало на практике, он припомнить не смог.

В юридической практике это первый случай безусловной помощи российской налоговой со стороны иностранного налогового органа, утверждают опрошенные РБК юристы. «Этот прецедент меняет всю практику с момента расформирования ВАС и будет играть решающую роль для тех, кто явно злоупотребляет и пока не боится никаких последствий», – считает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. История с Щербаковым, полагает юрист, исключит возможность использования транзитных компаний в высоконалоговых юрисдикциях.

Дело «Автотора» показывает, что российские налоговые органы уделяют все больше внимания не только документам, но и свидетельским показаниям – и не только во внутрироссийских операциях, но и в международных, добавляет старший юрист Goltsblat BLP Артем Торопов. По словам Захарова, в зону риска теперь попадают все, кто использует голландскую и подобные юрисдикции для агрессивного налогового планирования. Им придется либо полностью перевести свой бизнес в Россию, либо переструктурировать свою деятельность.

Громких налоговых дел, которые основывались бы на раскрытии бенефициара через транзитную юрисдикцию или офшор, не было, подтверждает партнер International Tax Associates BV Рустам Вахитов. Однако в деле торговой сети «Монетка» была раскрыта связь между российской и кипрской компаниями. В деле Александра Сенаторова (МИАН) 2012 года факт контроля бенефициара над российскими активами через ряд фондов и трастов был установлен через предоставление истцом-кредитором в суд конфиденциальных документов с Кипра, суд посчитал возможным обращение взыскания на эти активы.

Дело о льготах​

«Автотор-Менеджмент» входит в калининградский холдинг «Автотор», который собирает автомобили KIA, BMW, Cadillac, Chevrolet, Opel и Hyundai. Основатель и основной владелец холдинга – Владимир Щербаков. «Автотор-Менеджмент» занимается контрактной сборкой Opel и Chevrolet.

После налоговой проверки в начале этого года претензии были предъявлены ЗАО «Автотор-Менеджмент», ЗАО «Автотор» и ООО «Эллада Трейд». Суммарно трем компаниям доначислен налог на прибыль в 3,5 млрд руб. (см. РБК от 27 ноября). Налоговики говорят, что дело «Автотор-Менеджмента» должно стать прецедентным в рамках судебного разбирательства по другим двум компаниям.

В качестве эксперта ФНС был привлечен сотрудник одной из оценочных компаний, не специализирующийся на такой экспертизе, говорит представитель «Автотора». Его заключение было основано на данных из опубликованных в Сети объявлений о предлагаемых к аренде неотапливаемых складах довоенной постройки по цене, не превышающей $20 за кв. м, пояснил собеседник РБК. И эта цифра, по его словам, была взята налоговой за основу расчета арендных платежей за новейшие корпуса, оснащенные современным оборудованием и технологиями, представляющие собой производственные мощности для выпуска автомобилей ведущих мировых брендов, объем инвестиций в которые составил более €500 млн.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 июля
EUR ЦБ: 93,26 (+0,09)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Курс доллара на 27 июля
USD ЦБ: 85,57 (+0,16)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Более 20 человек отравились хлором в бассейне в ВаршавеОбщество, 04:37
Bloomberg узнал, какой вопрос спас Ferrari от мошенничества с дипфейкомБизнес, 04:29
Глава Минюста допустил повышение предельного возраста нотариусовПолитика, 03:58
Американский банк наказали за «вопиющее» нарушение санкций против РоссииПолитика, 03:36
Уровень воды в реке снизился после прорыва дамбы в Челябинской областиОбщество, 03:34
Зеленский назвал самое сложное направление для ВСУПолитика, 02:58
На церемонии открытия Игр в Париже повесили перевернутый олимпийский флагСпорт, 02:56
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Курский губернатор сообщил об «очень сложной ночи» и сбитых дронахПолитика, 02:23
От кентавров до Джеймса Бонда. Самые яркие церемонии открытия ОлимпиадСпорт, 02:19
Как в Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. ФоторепортажСпорт, 02:17
WSJ рассказала, как вице-президент Трампа стал из милитариста пацифистомПолитика, 02:08
Cловакия предложила Киеву «техническое решение» по нефти ЛУКОЙЛаПолитика, 01:57
Минздрав назвал симптомы лихорадки Западного НилаОбщество, 01:32
Китай заявил Японии о критической стадии в отношениях и назвал два путиПолитика, 01:24