Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0

Компания из Fortune 500 купила 25% в российской сети одежды

Совладельцем сети Familia, одного из крупнейших игроков на российском рынке offprice-ретейла, стала американская TJX Companies, известная в Европе своими дискаунтерами TK Maxx. Продажи одежды в России падают, но не в дисконтах
Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС
Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Американская TJX Companies приобрела 25% в капитале российского ретейлера Familia, заплатив за эту долю его действующим акционерам $225 млн, говорится в совместном сообщении компаний. Исходя из суммы сделки, вся компания оценена в $900 млн.

Стороны сделки

TJX Companies — один из старейших американских ретейлеров, владеет сетями Marshalls, Homegoods, TJ Maxx в США и TK Maxx в Европе, а также управляет магазинами этих сетей в Канаде и Австралии. На конец 2018 года компания владела более 4,3 тыс. магазинов в девяти странах. Выручка компании за 2018 год — почти $39 млрд, чистая прибыль — около $3 млрд. В глобальном рейтинге Fortune 500, в который эксперты этого журнала включают крупнейшие по выручке компании мира, TJX в 2019 году заняла 317-е место (годом ранее было 321-е).

Сеть дискаунтеров Familia — крупнейший российский offprice-ретейлер, основанный 19 лет назад. По собственным данным на сентябрь 2019 года, компания управляет 273 точками в 46 регионах. В ее магазинах с существенным дисконтом продается около 7 тыс. брендов.

У люксембургской Famila Trading S.a.r.l, головной компании российской сети, по состоянию на 31 декабря четыре акционера: Lavos S.a.r.l (30,3%), Paragem Assets S.a.r.l (20,2%), ELQ Investments III Ltd (25%) и Veliada Ltd (24,5%).

В 2014–2015 годах Famila Trading в своих материалах указывала, что бенефициаром Lavos выступает Дмитрий Луковников, Paragem Assets — Герман Ошкордин. В 2016 году совладельцами сети стали структуры Goldman Sachs (25%) и Baring Vostok (24,5%).

Выручка по МСФО в 2018 году — 22,7 млрд руб., чистая прибыль — 2,7 млрд руб.

Детали сделки

Компании готовили сделку в течение полугода. «В какой-то момент возникло желание пообщаться с менеджментом TJX для знакомства и обмена опытом, после этой встречи мы начали двигаться к сделке», — рассказал РБК гендиректор Familia Константин Надеждин.

В сообщении Familia отмечается, что все прежние ее совладельцы — основатели компании, а также фонды Goldman Sachs и Baring Vostok — останутся в числе акционеров. Свои доли, как уточнил представитель сети, снижали все акционеры компании, однако новая пропорция владения не раскрывается. Приобретенная доля предоставит TJX право выдвигать своего кандидата в состав совета директоров Familia.

Сеть Familia привлекла американского инвестора своими лидирующими позициями в сегменте offprice и потенциалом масштабирования модели, считает гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. По его мнению, Familia состоялась как высокотехнологичный ретейлер с устойчивой моделью развития. Оценка, которую получила компания в рамках этой сделки, выше чем 14 EBITDA компании, «это абсолютно феноменально», добавляет Бурмистров.

Ретейлер Familia не смог отсудить у своего конкурента его название
Бизнес
Фото:Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Последствия сделки

Привлечение TJX в круг акционеров компании, как считает Надеждин, поможет выйти Familia на новый уровень развития с точки зрения операционного управления, коммуникации с покупателями: «Мы многому научились у TJX, смотря со стороны, теперь это будет еще проще».

Familia планирует сохранять темпы развития по открытию более 50 точек в год в течение ближайших трех—пяти лет. Компания не раскрывает планы по инвестициям на 2020 год, однако, как уточняет гендиректор Familia, она продолжит развиваться на собственные средства.

Покупка доли в Familia позволяет TJX выйти на обладающий значительным потенциалом роста российский рынок одежды и товаров для дома в сегменте offprice. «Несмотря на все внешние неблагополучные факторы, рынок offprice-ретейла растет как ни один другой, и компания культивирует этот тренд», — констатирует Надеждин. Однако ему ничего не известно о том, чтобы у TJX были планы развивать в России собственные бренды.

Особенности рынка

В третьем квартале 2019 года число экономящих россиян увеличилось — 69% против 67% во втором квартале, свидетельствуют очередные данные по индексу потребительского доверия The Conference Board и Nielsen. Главная статья экономии — одежда, на нее сокращали расходы 56% опрошенных, а также развлечения вне дома — экономили 52% опрошенных.

В 2019 году объем рынка одежды и обуви, по оценке «INFOLine-Аналитики», снизится примерно на 4%, до 2,4 трлн руб. Сегмент offprice-торговли, напротив, будет расти: если сейчас его доля на рынке составляет около 7%, то к 2025 году она должна вырасти примерно до 15%.

У Familia высокие показатели трафика за счет уникального ассортимента в каждом из магазинов, ретейлер интересен как партнер продовольственным сетям — владельцам гипермаркетов, которые испытывают профицит площадей, перечисляет Бурмистров, отмечая, что в условиях, когда потребители экономят и становятся все прагматичнее, компания научилась использовать все точки роста — добавляет бренды из высокого ценового сегмента и размеры плюс сайз.

За первые девять месяцев года Familia открыла 33 новых магазина в 14 регионах страны. Наиболее активно сеть расширялась в Москве и области, где появилось 12 новых магазинов, и в Санкт-Петербурге и области, где открыто восемь новых магазинов.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Потребительские товары"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 17:52
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 17:52
Ферстаппен выиграл квалификацию последнего Гран-при в сезоне «Формулы-1» Спорт, 18:06
FT предупредила, как конфискация активов России навредит статусу евро Политика, 18:00
Моноцентричность не в тренде: три района Москвы с особыми домами РБК и ГАЛС, 17:59
Reuters узнал, что Куба обсудила с США «мир без режима Мадуро» Политика, 17:49
Ключ к Африке: какие возможности открывает сотрудничество с Египтом РБК и РЭЦ, 17:49
Формула комфорта: секреты создания удобной обуви Стиль, 17:46
Маршрут к возможностям: как поддержать бизнес в креативных индустриях Отрасли, 17:46
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Дмитриев назвал самоубийством Европы конфискацию российских активов Политика, 17:44
Как экзосомальная терапия восстанавливает и омолаживает кожу РБК и КИТ МЕД, 17:42
Эмоции, карьера и смысл жизни: как ИИ изменит человеческую идентичность Тренды, 17:39
Издательство «Лингва» назвало словом года «тревожность» Технологии и медиа, 17:36
«Арсенал» проиграл впервые с августа, пропустив на 95-й минуте матча АПЛ Спорт, 17:34
Какие шины выбрать на зиму РБК и Ikon Tyres, 17:31
Какие инвестиционные активы обгоняют инфляцию #всенабиржу!, 17:29