Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0

Аналитики спрогнозировали рост погрузки угля впервые с начала года

Аналитики ЦЦИ спрогнозировали рост погрузки угля впервые с начала года
Эксперты заметили предпосылки к улучшению погрузки угля на сети РЖД в сентябре впервые с начала года. Позитивной динамике сопутствуют ослабление рубля и отскок цен на продукцию. Пока тренд будет сохраняться
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Аналитики Центра ценовых индексов (ЦЦИ) ожидают роста экспортной погрузки угля на сети РЖД в пределах 8–10% по итогам сентября в годовом выражении впервые с начала 2025 года, в течение которого объем перевозок показывал снижение из-за кризиса, вызванного негативными внешними и внутренними факторами. Предпосылками к улучшению ситуации выступают некоторый отскок экспортных цен на продукцию (в августе котировки энергетического угля калорийностью 6000 выросли к июлю на 17,3%, до $81 за тонну, на базе дальневосточных портов, сейчас они на уровне $76), ослабление рубля и удешевление логистики.

«В августе ситуация несколько начала меняться. Связано это с тем, что, во-первых, подешевела логистика. Немножко отскочили цены на уголь и, опять же, ослаб курс рубля к доллару — все это сыграло на руку экспортерам, несколько положение угольщиков это улучшает. Абсолютно уверены, что по итогам сентября в годовом выражении погрузка вырастет впервые с января этого года», — заявил Роман Шагалов, старший аналитик ЦЦИ, на конференции «Операторский бизнес: экономика, качество, технологии», передает корреспондент РБК.

За восемь месяцев погрузка угля упала на 3,6% год к году, до 213,8 млн т, достигнув в июле десятилетнего минимума. По информации источника РБК на транспортном рынке, из оперативных данных РЖД следует, что за первые две недели сентября показатель составил 12,5 млн т, что на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года, из них 6,9 млн т пошли на экспорт (+10,3%). В самой компании подтвердили приведенные показатели, не предоставив дополнительных комментариев.

Кризис отрасли

В конце 2024 года власти признали положение угольной отрасли кризисным вследствие падения цен на твердое топливо на мировых рынках и потери части рынков сбыта. Вице-премьер Александр Новак поручил профильным ведомствам разработать антикризисную программу, которая включила в себя как общесекторальные, так и адресные меры поддержки. К ним относятся рассрочки по налогам, страховым взносам и сборам (действуют до 1 декабря с возможностью пролонгации по усмотрению подкомиссии под председательством Антона Силуанова; максимальную отсрочку на три года предоставили «Мечелу»); программы финансового оздоровления при помощи непосредственных бенефициаров, в том числе за счет ограничений выплат дивидендов и зарплат топ-менеджменту, а также оптимизации затрат; реструктуризация долгов компаний, испытывающих серьезную кредитную нагрузку, а также логистические послабления в виде компенсации тарифов РЖД в размере 12,8% и субсидирования дальних перевозок.

Как в недавнем интервью телеканалу «Россия 24» заявил министр энергетики Сергей Цивилев, рассмотрена поддержка 42 угольных предприятий, а всего в «красной зоне» 51 такая компания.

Вслед за ростом погрузки замедлится и спад операторского рынка, также переживающего заметное сокращение доходности, отметил Шагалов. К августу, по оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), доходная ставка операторов от угольного экспорта обвалилась на 84,4–85,5% год к году, до 450–550 руб. за вагон в сутки (без НДС) в зависимости от вида полувагона — типовой или инновационный (повышенной грузоподъемности), при ставках аренды 930–1450 руб. в сутки по долгосрочным контрактам и 750–1190 руб. — по спотовым. В договорах на сентябрь, указывает замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук, закреплены примерно те же расценки.

В Информационном центре операторов (ИЦО) отмечают аналогичные факторы и прогнозируют сохранение позитивного тренда вследствие сезонного увеличения внутренних перевозок. Что касается экспорта, мировые цены вряд ли будут расти, но снижение курса рубля поддержит поставки на внешние рынки. Аналитики ИЦО предполагают, что рост экспортных перевозок по итогам сентября составит 5–7%, а общий — 2–3%. Они не ожидают резкой коррекции ставок на вагоны, но рассчитывают на замедление или прекращение их снижения: роста погрузки недостаточно, чтобы обеспечить загрузку всех полувагонов, в результате чего формируется профицит (по последним оценкам РЖД, сейчас он на уровне 240 тыс. вагонов, полувагонов из них — 27%; по итогам сентября может снизиться до 25%, рассчитали в ЦЦИ). Савчук допускает, что ставки в октябре незначительно вырастут. «В дальнейшем, в октябре, при росте погрузки угля должно сократиться количество отправок с околонулевой доходностью для операторов вагонов, когда ставка предоставления равна стоимости обратного порожнего рейса», — прогнозирует он.

Сейчас операторы транспортируют уголь с нулевой и по ряду направлений отрицательной маржой, стараясь минимизировать расходы на отстой (на путях необщего пользования эта услуга стоила в августе около 600 руб., что вдвое больше расценок РЖД, которые компания планирует повысить в десять раз. — РБК), напоминают в ИЦО. Александр Котов, партнер NEFT Research по консалтингу, в то же время отмечает улучшение доходности при экспорте угля благодаря ослаблению рубля. Например, нетбэк при поставках энергетического угля калорийностью 6000 из Кузбасса вырос за последнюю неделю в восточном направлении на 13,1%, до 2,8 тыс. руб. за тонну, в западном — на 11,5%, до 1,6 тыс. руб., в южном — на 12,3%, до 1,7 тыс. руб. «С учетом средней расчетной себестоимости в Кузбассе по добыче энергетического угля 2,6–2,8 тыс. руб. за тонну экспорт угля становится минимально рентабельным, но только в восточном направлении», — заключает Котов.

Доходность перевозчиков угля рухнула на фоне кризиса у его добытчиков
Бизнес
Фото:Илья Галахов / Global Look Press

В пресс-службе Первой грузовой компании придерживаются осторожных прогнозов — говорить о долгосрочных положительных тенденциях по восстановлению объемов погрузки угля преждевременно: макроизменений, которые бы существенно повлияли на экономику перевозок угля в лучшую сторону, пока нет.

Читайте РБК в Telegram.

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Авторы
Теги
Эксперты
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 12 декабря
EUR ЦБ: 92,94 (+1,56)
Инвестиции, 22:49
Курс доллара на 12 декабря
USD ЦБ: 79,34 (+1,44)
Инвестиции, 22:49
Россия и Иран: история сотрудничества РБК и РЭЦ, 23:00
Вильфанд предупредил о резком похолодании в европейской России Общество, 22:59
Как бюджетная политика свалила очередное правительство Болгарии Политика, 22:50
Польша раскрыла, какой срок грозит задержанному российскому археологу Политика, 22:41
Медведев назвал слова Зеленского о референдуме «средним пальцем» США Политика, 22:24
Почему Египет импортирует продукты питания РБК и РЭЦ, 22:23
Белый дом сообщил о чрезвычайном разочаровании Трампа Россией и Украиной Политика, 22:06
Праздники без последствий
Узнайте, как пить красиво
Пройти интенсив
Истина в стекле: как выбрать винные бокалы РБК и СберПервый, 22:05
Власти Бельгии предупредили, что активы России пойдут на помощь Украине Политика, 22:02
Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне РБК и Ozon Travel, 21:46
Карим Бензема допустил возвращение в сборную Франции на ЧМ-2026 Спорт, 21:44
Три истории из 2027 года: чем удивит многозадачный курорт на берегу реки РБК и Dream Riva, 21:40
Москва договорилась о покупке аэропорта Остафьево у «Газпрома» Бизнес, 21:39
Disney вложит $1 млрд в OpenAI и предоставит доступ к своим персонажам Технологии и медиа, 21:28