Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Оператор мусорной реформы назвал четыре группы проблем в регионах Общество, 00:52 Лидеры БРИКС приняли совместную декларацию по итогам саммита в Бразилиа Политика, 00:34 Путин вспомнил о «сапогах всмятку» из-за реверса газа на Украину Политика, 00:27 Полонский сообщил об обиде «за весь стройкомплекс России» Общество, 00:20 Путин назвал ситуацию в Боливии безвластием Политика, 00:12 Развали свой бизнес. Тест РБК и УРАЛСИБ, 00:01 МИД Чехии вызвал посла России из-за попавшей в список нежелательных НКО Политика, 00:01 Банки захотели получать от россиян декларации о доходах Финансы, 00:00 Экономисты спрогнозировали соотношение пенсий и зарплат к 2050 году Экономика, 00:00 В «Союзмультфильме» сообщили о запуске нового цикла «Ну, погоди!» Общество, 14 ноя, 23:39 Бизнесмена в Москве арестовали за обман паралимпийки с деньгами на протез Общество, 14 ноя, 23:36 Путин заявил о риске прекращения транзита газа через Украину Политика, 14 ноя, 23:31 В Калифорнии умерла пострадавшая при стрельбе в школе Общество, 14 ноя, 23:17 Историк-националист Вятрович стал депутатом Рады от партии Порошенко Политика, 14 ноя, 23:02
Бизнес ,  
0 
Нефтяники увидели в новом КоАП черты «полицейского государства»
«Газпром», ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаз» отрицательно отозвались о поправках в новый Кодекс об административных правонарушениях. В компаниях считают, что ужесточение кодекса избыточно и ухудшит положение бизнеса в стране
Генеральный директор и совладелец нефтегазовой компании «Сургутнефтегаз» Владимир Богданов (Фото: ТАСС)

​​Несправедливые штрафы

«Сургутнефтегаз» Владимира Богданова в своем отзыве (есть в распоряжении РБК) отмечает, что в совокупности новые положения кодекса значительно усилят давление на компании, но при этом в документе не устранены пробелы в законодательстве, которые вызывали споры и затруднения. «Такие тенденции характерны не для гражданского общества, а для полицейских государств», — отмечается в отзыве компании. Там также говорится о том, что у должностных лиц не всегда есть юридическое образование, потому им будет непросто грамотно применять более сложную конструкцию кодекса.

Среди недостатков поправок в КоАП нефтяная компания называет появление в новом кодексе понятия «принцип неотвратимости административной ответственности», который имеет обвинительный уклон и повлечет «увеличение репрессии со стороны административных органов». Также «Сургутнефтегаз» указывает на то, что разделение правонарушений на грубые, значительные и менее значительные сформулировано нечетко: в тексте законопроекта нет четких критериев по тяжести нарушений.

«Критерии будут уточнены, в определениях значительного и грубого правонарушения может быть указан размер причиненного материального ущерба», — сказал РБК один из авторов проекта новой общей части КоАП депутат «Единой России» Дмитрий Вяткин.

Появление двух новых видов наказания в отношении компаний: лишение лицензии и ликвидация юридического лица — никак не мотивировано и противоречит принципам соразмерности и справедливости наказаний, а также может привести к развитию коррупционных механизмов и различным злоупотреблениям. «Чрезмерно высокие, несоразмерные и несправедливые размеры штрафов и увеличение срока давности привлечения по административным делам» с двух месяцев до года, по мнению «Сургутнефтегаза», также приведет к усилению давления на компании.

«Оснований менять общее правило по сроку давности в 1 год нет», — пояснил Вяткин.

«Сургутнефтегаз» констатирует, что положительные поправки к КоАП «выглядят несущественными в сравнении с многочисленными недостатками», которые существенно ухудшат положение бизнеса.

Коррупционная составляющая

В отзыве «Газпрома» (есть в распоряжении РБК) также отмечается, что установленные размеры штрафов не подтверждаются расчетами в пояснительной записке, а критерии разделения административных правонарушений на категории четко не определены. Лишение лицензии и ликвидация юридического лица в качестве наказания представляются «Газпрому» чрезмерными, необоснованными и «содержащими в себе скрытую коррупционную составляющую».

«Указанные нормы позволяют необоснованно вторгаться в гражданско-правовые отношения между лицом, привлеченным к административной ответственности, и иными лицами, перед которыми оно имеет обязательства (контрагенты, кредиторы и т.п.) », — говорится в письме «Газпрома». Также компания указывает, что существенно ухудшает положение нарушителя норма о возможности применения до двух дополнительных административных наказаний [сейчас одно основное и одно дополнительное], а также норма об однородности правонарушений, когда одно деяние содержит несколько административных составов [раньше более строгое наказание поглощало менее строгое независимо от однородности].

По поводу штрафов — в проекте общей части указаны только рамки штрафов, в пределах которых в особенной части могут устанавливаться штрафы за конкретные деяния, компании обеспокоились заранее, пояснил РБК собеседник в рабочей группе Госдумы по реформированию КоАП.

«Законопроект искусственно увеличивает срок давности привлечения к ответственности», — соглашается с «Сургутнефтегазом» «Газпром».

ЛУКОЙЛ, как и две другие компании, в своем отзыве (есть у РБК) указывает на «излишне карательный характер» новых наказаний за административные правонарушения — ликвидации юридического лица и лишения лицензии. Кроме того, нефтяная компания отмечает, что некорректно включать в КоАП исправительные работы, так как они уже являются одним из видов уголовного наказания (как крайняя мера воздействия, а принудительный труд в России запрещен).

Дойдем до президента

Пресс-секретарь «Сургутнефтегаза» не смог оперативно прокомментировать причины обращения в Госдуму. Представители ЛУКОЙЛа и «Газпрома» отказались от комментариев.

Источник РБК в «Газпроме» сообщил, что компания не заинтересована в том, чтобы история с поп​равками в КоАП вышла за пределы профильного комитета Госдумы, и надеется, что письма крупных компаний с замечаниями по законопроекту побудят депутатов профильного комитета учесть их при составлении окончательного текста поправок в законопроект.

По словам источника РБК в одной из компаний, направивших письмо в Госдуму, в период кризиса в нефтегазовой отрасли и в российской экономике в целом необходимо снижать, а не увеличивать административные барьеры для участников рынка. «Предложенные поправки в КоАП усугубляют проблемы для работы бизнеса в стране. Мы ранее писали письма на имя президента и главы правительства с просьбой приостановить действие ряда законов и подзаконных актов, которые содержат подобные барьеры в других областях: от ужесточения экологических штрафов до необходимости сбора огромного количества бумаг для получения лицензий, — говорит источник. — Все наказания за неуплату налогов сейчас регламентированы в соответствующих законах: от Налогового кодекса до Уголовного кодекса, так что эти нормы, по сути, являются карательным элементом для бизнеса. Если депутаты не прислушаются к мнению крупных компаний нефтегазовой отрасли, то мы пойдем дальше: используем все законные методы донесения информации — от судебных до писем в правительство и в адрес президента страны».

Партнер юридической фирмы «​Юст» Александр Боломатов считает, что компании во многом драматизируют ситуацию с новым КоАП. «Есть здравый смысл, разумность суда и госорганов, которые принимают соответствующее решение. Нужно смотреть на практику правоприменения — существует же норма, что любого человека можно задержать на 48 часов для установления личности, но никто не задерживает людей поголовно», — объяснил Боломатов. Он добавил, что применение бизнес-оценки нормативно-правовых актов активно обсуждалось и при президенте Дмитрии Медведеве, и в этом смысле бизнес работает эффективно: «Естественно, их мнение интересно и важно законодателю. К тому же крупные компании имеют возможность заниматься аналитикой».

Новый КоАП подготовлен депутатами Госдумы в январе. В пояснительной записке говорится, что после введения действующего КоАП (от 30 декабря 2001 года) было принято свыше 350 федеральных законов, которые внесли более 2500 изменений. «Кодекс в значительной мере утратил единство правового регулирования, многие нормы кодекса стали трудными для восприятия», — отмечают законодатели. Потребность в новом кодексе в пояснительной записке также объясняется тем, что после принятия действующего КоАП были проведены судебная реформа, реформа структуры и системы федеральных органов исполнительной власти, реформа законодательства об осуществлении государственного контроля (надзора), о государственной контрактной системе и о закупке товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Магазин исследований: аналитика по теме "Газ"