Из-за роста цен на стройматериалы госконтракты подорожают на ₽300 млрд
Стоимость госконтрактов на строительство, ремонт и реконструкцию в 2022–2024 годах может вырасти на 301,5 млрд руб. Это следует из проекта распределения бюджетных ассигнований и межбюджетных трансфертов из резервного фонда правительства, который опубликовал Telegram-канал «Майский указ».
В пресс-службе Минстроя уточнили РБК, что министерство направило в Минфин предложения по увеличению стоимости госконтрактов из-за роста стоимости стройматериалов на основании запросов федеральных органов власти. Этот вариант документа в ведомстве назвали неактуальным, но не уточнили сумму, на которую могут вырасти контракты. Источник, близкий к правительству, говорит, что предложения Минстроя были на 2–3 млрд руб. выше, чем в проекте, опубликованном в Telegram-канале. РБК направил запрос в пресс-службу Минфина.
Общая сумма контрактов в документе не указывается. Но более 45% подорожания госконтрактов придется на строительство скоростной автомобильной дороги М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань. За три года предлагается увеличить ее стоимость на 137,5 млрд руб. — по 45,8 млрд руб. в год.
Дорогу планируется завершить в 2024 году, сейчас ее стоимость составляет 623 млрд руб., но конце 2021 года вице-премьер Марат Хуснуллин говорил, что стоимость трассы может вырасти на 200 млрд руб. из-за подорожания материалов и роста зарплат рабочих. Среди подрядчиков строительства М-12 «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко и «Трансстроймеханизация» Аркадия Ротенберга, а также компании ВАД, «Автобан» и «дочка» китайской CRCC.
Кроме того, на реконструкцию и строительство различных участков М-4 «Дон» от Москвы до Новороссийска предусмотрен рост стоимости контрактов в целом на 18 млрд руб., на строительство и реконструкцию дороги М-5 «Урал» — 16 млрд руб. На контракт по строительству, содержанию и ремонту московской Центральной кольцевой автомобильной дороги предусмотрено увеличение расходов на 4 млрд руб. Президент Crocus Group Араз Агаларов в интервью РБК осенью 2021 года оценивал подорожание этого контакта в 3,5 млрд руб.
Еще 9,3 млрд руб. могут дополнительно выделить на реконструкцию и строительство аэропортов в России, больше всего на строительство аэропорта в городе Мирный в Якутии (почти 1,7 млрд руб.) и развитие аэропорта Домодедово (почти 1,3 млрд руб.).
Среди других контрактов, стоимость которых предлагается повысить в ближайшие три года из-за роста цен на стройматериалы, — строительство Научно-образовательного комплекса ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова», на которое могут дополнительно выделить 2,7 млрд руб., реставрация Средних торговых рядов на Красной площади, которая подорожает на 1,2 млрд руб., и другие проекты.
Стройматериалы за 2021 год, по данным Росстата, подорожали на 23,8%. Резкий рост начался осенью 2020 года со скачка цен на металл. Цены на арматуру и металлопрокат за год выросли в цене более чем в два раза. Также подрожали пиломатериалы, кирпич, бетон, утеплители, битумы, песок, гравий и в целом практически все материалы которые используются в строительстве.
Из-за роста цен правительство разрешило пересматривать условия госконтрактов, заключенных до 1 октября 2021 года, стоимость контрактов можно поднимать в пределах 30%. Сначала этот механизм затрагивал только длительные контракты, а с 2020 года распространился и на контракты длительностью менее одного года. В прошлом году в Минстрое оценивали объем, необходимый для компенсации роста цен на стройматериалы в 100 млрд руб.