Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Посол США обвинил Китай в «искусственном» создании кризиса из-за Пелоси Политика, 09:35
От этих акций избавились Саймонс, Маркс и другие миллиардеры: обзор Pro, 09:31
В ВОЗ заявили об ускорении передачи штамма «омикрона» в Восточной Европе Общество, 09:25
Власти ЕАО вернули масочный режим Общество, 09:16
Как ограничить курение: сингапурский подход Партнерский проект, 09:15
Шлеменко назвал любого российского боксера серьезным соперником для Усика Спорт, 09:15
Военная операция на Украине. Главное Политика, 09:10
«Убей или будь убитым». За счет чего Джошуа может победить Усика Спорт, 09:00
РБК Comfort
Получайте рассылку с новостями, которые влияют на качество вашей жизни.
Подписаться за 99 ₽ в месяц
Доллар по ₽65 или ₽55: прогнозы аналитиков на сентябрь 2022 года Инвестиции, 09:00
Рабочая группа при правительстве выступила за отмену маркировки пива Бизнес, 09:00
Эти 5 фактов сломают ваше восприятие истории Социальная экономика, 09:00
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 08:53
Губернатор сообщил, что штаб Черноморского флота атаковал беспилотник Политика, 08:49
Сортировка как обязанность: как избавиться от свалок в России Партнерский проект, 08:31
Бизнес ,  
0 

Заработал на РЖД: в чем секрет быстрого роста «ТМХ-Сервиса»

Отставка Владимира Якунина не должна помешать «ТМХ-Сервису»: у компании есть гарантированный заработок на ближайшие 40 лет, до 2054 года — на такой срок заключены контракты с РЖД
Отставка Владимира Якунина не должна помешать «ТМХ-Сервису»: у компании есть гарантированный заработок на ближайшие 40 лет, до 2054 года — на такой срок заключены контракты с РЖД (Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

Опубликовано в журнале РБК №12 за 2015 год

В 2010 году железнодорожная монополия РЖД в рамках программы по избавлению от непрофильных активов решила передать внешним подрядчикам сервисное обслуживание своих локомотивов. На тот момент инвентарный парк РЖД составлял 19 987 локомотивов (65,5% всего российского парка).

Тогдашний глава РЖД Владимир Якунин неоднократно говорил, что обслуживать подвижной состав должен тот, кто его произвел. «Трансмашхолдинг» — крупнейший поставщик подвижного состава для РЖД, акционерами ТМХС являются структуры Искандера Махмудова и Андрея Бокарева (50% минус две акции), французская Alstom (25% акций) и РЖД (25% плюс две акции). В июне 2010-го была создана связанная с «Трансмашхолдингом» компания «ТМХ-Сервис» (№1 в рейтинге быстрорастущих компаний РБК 50), которая и стала новым главным внешним подрядчиком РЖД.

Рейтинг РБК: 50 самых быстрорастущих компаний России

Выручка «ТМХ-Сервиса» росла скачкообразно: в 2010 году РЖД поручили ей ремонт всего 180 локомотивов, на чем компания заработала 214 млн руб. Но в 2011-м она обслужила уже более 1,2 тыс. локомотивов и получила 2 млрд руб. выручки, через год — более 5 тыс. и 10,1 млрд руб. Конкуренцию ей пыталась составить только компания «СТМ-Сервис», входящая в группу «Синара» миллиардера Дмитрия Пумпянского. Но ее успехи были значительно скромнее: в 2013 году, например, «СТМ-Сервис» обслужил всего 242 локомотива РЖД.

В 2014 году в РЖД признали эксперимент по аутсорсингу успешным и выставили на торги обслуживание всех 20,6 тыс. своих локомотивов. Было проведено шесть торгов, в результате 14 799 локомотивов получил в обслуживание «ТМХ-Сервис», около 5,8 тыс. — «СТМ-Сервис» (более точные данные в компании не смогли предоставить). Они же получили в эксплуатацию бывшие ремонтные мощности РЖД: первой отошли 90 депо по ремонту локомотивов, второй — 23.

Контракты начали исполнять летом 2014-го, и выручка обеих компаний существенно выросла: у «ТМХ-Сервиса» — с 13,4 млрд до 37 млрд руб., у «СТМ-Сервиса» — с 1 млрд до 8,99 млрд руб. Теперь у компаний есть гарантированный заработок на ближайшие 40 лет, до 2054 года: на такой срок заключены контракты с РЖД. Минимальная гарантированная выручка «ТМХ-Сервиса» от ремонта, согласно аукционной документации, — 48,9 млрд руб. в год, «СТМ-Сервиса» — около 12 млрд руб.

Pro
Фото: Владислав Шатило / РБК Что ждет рубль в ближайший месяц и стоит ли покупать юань
Pro
Фото: Cameron Spencer / Getty Images Мыслями на море, телом в офисе: как вернуться в строй после отпуска
Pro
Фото: Clive Mason / Getty Images В российском менеджменте царит «культура приказа». К чему это приводит
Pro
Фото: Matthew Lloyd / Getty Images Насколько сильно санкции ударили по рынку товаров 18+
Pro x The Economist
Фото: Feng Li - Pool / Getty Images Вместо Alibaba: какие компании теперь процветают в Китае — The Economist
Pro
Импортозамещение «из-под палки»: чем грозит отсутствие конкуренции в ИТ
Pro
Сколько платить айтишнику и из каких специалистов собрать базовую команду
Pro
Фото: Matt Cardy / Getty Images Утечка мозгов в ИТ-сфере может обернуться серьезной проблемой для России

8,9 млрд руб. в год — гарантированная выручка «ТМХ-Сервиса» от обслуживания локомотивов ОАО «РЖД» до 2054 года

7,915 млрд руб. заплатил «ТМХ-Сервис» за 75% минус две акции «Желдорреммаша», выручка которого в 2014 году составила 30,8 млрд руб.

14 799 локомотивов РЖД из 20,6 тыс. получил в обслуживание «ТМХ-Сервис»

Источник: РЖД, «Трансмашхолдинг»

Каждый следующий год эта сумма должна увеличиваться за счет индексации и методики расчета: стоимость ремонта зависит от пробега. За первое полугодие 2015-го «ТМХ-Сервис» уже получил около 27,7 млрд руб. выручки, сообщил РБК представитель компании Алексей Бабков. Если бы не кризис и сокращение объема перевозок, выручка выросла бы еще более существенно, уточняет он.

«ТМХ-Сервис» также зарабатывает на капитальном ремонте локомотивов. В конце 2012 года компания купила у РЖД контрольный пакет «Желдорреммаша» (10 ремонтных заводов), обойдя подававшего заявку «СМТ-Сервис». Теперь даже локомотивы, сделанные группой «Синара», ремонтируются в «ТМХ-Сервисе».

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"