Перейти к основному контенту
Война санкций⁠,
0
Эксклюзив

Перевозчики сообщили об ужесточении досмотров на границе с Казахстаном

Перевозчики зафиксировали увеличение времени проверок фур на казахстанской границе вследствие усиления правил досмотра и дефицита инфраструктуры на погранпереходах
Фото: Владимир Третьяков / Shutterstock
Фото: Владимир Третьяков / Shutterstock

Время пересечения фурами пунктов пропуска между Россией и Казахстаном в середине июня увеличилось до трех суток, сообщили РБК участники рынка. 99% грузов, следующих в Россию, теперь досматривают на пунктах пропуска, из-за чего эта процедура, обычно занимающая примерно десять минут, растягивается на 72 часа при перевозке сборных отправлений (когда в одном составе следуют грузы разных компаний). Так таможня Казахстана отслеживает соблюдение требований к обязательному оформлению сопроводительных накладных на товары и ограничения на перевозку отдельных товарных групп без специальных разрешений — справок от Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР), описывает ситуацию директор ПЭК: GLOBAL Сергей Денисов.

Увеличение времени проведения досмотров также связано с дефицитом инфраструктуры на погранпереходах и сбоями в работе электронных очередей. В результате сроки доставки на направлении в январе—апреле выросли на 32% (например, среднее время перевозки из Алма-Аты в Москву возросло до 11–14 дней), а стоимость — до 25% из-за дополнительных затрат на хранение и обработку. Компании сталкиваются с убытками из-за простоя транспорта и необходимости срочного оформления дополнительных документов, говорят в «Скиф-Карго».

Аналогичная ситуация на казахстанской границе наблюдалась год назад — тогда таможня задерживала российские фуры с грузами из ЕС. Казахстан рассматривал возможность обложить налогами ввоз таких товаров. За несколько дней в июле таможенники задержали около 20 автопоездов.

Сейчас заторы фиксируются на пунктах пропуска Петухово — Жана Жол, Бугристое — Кайрак и Веселоярск — Ауыл, отмечает Михаил Коптев, коммерческий директор «Скиф-Карго». По данным ПЭК, на погранпереходе Бугристое — Кайрак регулярно возникают сбои в работе электронной очереди с казахстанской стороны: система теряет или искажает данные при их обработке и передаче. В результате, например, компания, которая за неделю забронировала место в электронной очереди, может оказаться в конце списка. А в некоторых случаях это и вовсе не отображается, что вынуждает перевозчиков повторно проходить процедуру регистрации, поясняют в компании.

Казахстан вновь начал задерживать фуры российских грузоперевозчиков
Бизнес
Фото:Евгений Епанчинцев / РИА Новости

Пропускную способность, недостаточность которой выступает немаловажным фактором простоев, ограничивает дефицит необходимого количества полос и подъездных путей. Помимо сборных грузов таможенники особо тщательно проверяют продукты питания, медицинские препараты и товары, требующие специальных разрешений или сертификации, — это промышленные грузы, техника и химическая продукция. «Возможно, ужесточившиеся досмотры связаны с усилением экспортного контроля и необходимостью соблюдения новых нормативных требований», — полагает Коптев и отмечает, что ранее надзор был «выборочным» из-за небольшого объема перевозок и «менее строгих регуляций».

В целом изменения в «интенсивности контроля» оценить перевозчикам затруднительно — категории досмотра и применяемые методы контроля определяет таможенная служба Казахстана, добавляет Вадим Филатов, президент ассоциации «АвтоГрузЭкс».

РБК направил запрос в Таможенный комитет Казахстана.

Требования к обязательному оформлению сопроводительных накладных были усилены таможней Казахстана в начале года в связи с изменениями в законодательстве и ужесточением контроля за качеством и легальностью перевозимых товаров, а также с противодействием контрабанде и фальсификациям, поясняет Коптев. Необходимость этих мер объясняется стремлением повысить прозрачность товарооборота и защитить внутренний рынок. Сейчас экспортный контроль проходят все грузы, которые следуют через территорию Казахстана, — и для юридических, и для физических лиц.

«Кроме того, разработан перечень товарных групп, для экспорта которых требуются специальные разрешения от МИИР или комитета государственных доходов Минфина Казахастана, так называемые справки МИИР, — рассказывает Филатов. — За полтора года этот список увеличился на 25%, до 145 кодов».

День простоя обходится перевозчикам в среднем в 20–25 тыс. руб. в зависимости от типа транспорта и груза, в «АвтоГрузЭкс» такие потери называют значительными. «Дополнительные расходы возникают из-за штрафов за просрочку доставки, особенно при работе с ретейлерами, где такие компенсации часто прописаны в договорах. Эти факторы в совокупности снижают рентабельность перевозок и создают дополнительную нагрузку на транспортные компании», — заключает Филатов.

По оценке ПЭК и сообщества Центрально-Азиатского транспортно-логистического партнерства, решить проблему помогут ускоренная модернизация погранпереходов, синхронизация данных таможенных служб и информации в электронной очереди, а также запуск системы единого окна (этот механизм позволяет участникам торговых и транспортных операций предоставлять информацию и документы через единую точку входа для выполнения всех требований, которые связаны с импортом, экспортом и транзитом) для обмена данными с госорганами.

«Ускорить пересечение границы позволят автоматизация весового контроля и запуск инспекционно-досмотровых комплексов на всех пунктах пропуска между Россией и Казахстаном», — считает председатель Центрально-Азиатского транспортно-логистического партнерства Лариса Кислякова. По ее оценкам, эта мера поможет сократить логистические издержки до 30%.

Дополнительно необходимо синхронизировать данные таможенных служб России и Казахстана с системами электронных очередей для усиления контроля за соблюдением очередности и снизить число сбоев. Упростить обмен документами между компаниями и государственными органами поможет их перевод в электронную форму, подчеркнула Кислякова. Особенно актуально это решение для экспорта сельхозпродукции, где сроки доставки имеют «критическое значение». Среди конкретных мер — создание зеленого коридора для скоропортящихся грузов и передача полномочий одному уполномоченному органу на КПП, предлагает она.

Читайте РБК в Telegram.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 23 декабря
EUR ЦБ: 92,86 (-1,65)
Инвестиции, 18:05
Курс доллара на 23 декабря
USD ЦБ: 79,31 (-1,41)
Инвестиции, 18:05
Как импортозамещение влияет на облачную стратегию финансового сектора Отрасли, 19:29
Власти Москвы исключили возможность дефицита на рынке жилья Экономика, 19:21
Как устроен полный цикл производства шин РБК и Ikon Tyres, 19:20
Трое пострадали при столкновении Mercedes и скорой помощи в Москве Общество, 19:13
Road to Hell и And You My Love. Какими песнями прославился Крис Ри Общество, 19:10
Тарасова фразой «это норма» оценила падение Петросян на чемпионате России Спорт, 19:10
В Думе ответили на идею запретить соцсети для детей Общество, 19:05
Определите свой тип лидерства
Это займет всего 5 минут
Пройти тест
Эксперты допустили падение биткоина вплоть до $56 тыс. Откуда такой вывод Крипто, 19:02
В России разрешили производить аналоги Оземпика Общество, 19:01
Начните с малого: подборка акций до 1000₽ #всенабиржу!, 19:00
Басманный суд отказался перевести экс-мэра Красноярска под домашний арест Политика, 18:58
Рябков заявил, что Калининградскую область защищает вся мощь России Политика, 18:47
Символические похороны одноцентовой монеты прошли в США. Видео Финансы, 18:44
Уволенный из «Спартака» Станкович возглавил «Црвену Звезду» Спорт, 18:44