Перейти к основному контенту
Эксклюзивы РБК⁠,
0
Эксклюзив

Контейнерный импорт из Китая подешевел до постпандемийного минимума

Как это сказывается на работе перевозчиков
Ставки на перевозку крупнотоннажных контейнеров из Китая в Россию снизились в первой половине апреля — этому способствует дефицит грузов и улучшение скорости обработки поездов. Условия «ценового дна» благоприятны для импортеров
Фото: Cheng Xin / Getty Images
Фото: Cheng Xin / Getty Images

Контейнерный импорт из Китая в Россию подешевел в апреле 2025 года, обновив «постпандемийный минимум», зафиксировали в Центре ценовых индексов (ЦЦИ; соответствующий обзор есть в распоряжении РБК). Стоимость отправки крупнотоннажного 40-футового контейнера ускоренными поездами в среднем в начале месяца к аналогичному периоду марта сократилась на $250–400, до уровня ниже $4,4 тыс. на маршрутах с основных припортовых станций и ниже $3,9 тыс. из «внутреннего» Китая.

Кроме того, в конце марта — начале апреля участники рынка отмечали задержку выходов поездов из Китая из-за слабого спроса со стороны импортеров и недостатка грузовой базы. На ставки также оказал давление рост провозных мощностей для импортных отправок вследствие падения объемов перевозок в направлении Европы, а также увеличение скорости обработки поездов на погранпереходах, поясняется в обзоре.

Участники рынка, опрошенные РБК, подтвердили приведенный аналитиками уровень ставок и повлиявшие на это факторы. По данным Николая Ольшанского, гендиректора ModernWay, стоимость перевозки грузов через порты Дальнего Востока упала более чем на $1 тыс. по сравнению с концом 2024 года, и такая тенденция сохраняется. Нехватка грузовой базы, поясняет Анна Федорова, руководитель по маркетингу Optimalog, приводит к возникновению дисбаланса, при котором порожние контейнеры накапливаются в Китае, а спрос на импортные перевозки не покрывает провозные мощности. Улучшение логистических процессов (ускорение обработки составов на границе), например на переходе Забайкальск, сократило простои и позволило увеличить пропускную способность.

Как менялись ставки на фоне пандемии

В первой половине 2020 года — во времена минимального спроса на перевозки — ставки на поезда из Китая были в диапазоне $2–3 тыс. за контейнер. В последующем они неоднократно менялись в зависимости от макроэкономической ситуации и состояния транспортно-логистического рынка: в 2021 году в среднем стоимость доставки грузов из Китая в Россию железнодорожным транспортом доходила до $10 тыс., в 2023 году она составляла примерно $5 тыс., в конце 2024 года — $8–9 тыс., по данным источника РБК на транспортном рынке.

Структура контейнерного грузопотока весной 2025 года традиционно представлена электроникой и комплектующими, в том числе товарами для IT-сектора из-за ухода западных брендов и роста локализации сборки, промышленным и строительным оборудованием в связи с замещением европейских поставок, автозапчастями и компонентами для автомобилей на фоне роста производства в России, бытовой техникой и товарами повседневного спроса, перечисляет Федорова. «Из новых трендов мы отмечаем рост поставок товаров для параллельного импорта (например, запчастей для европейской техники), упаковочных материалов и сырья для производства», — добавляет она.

Рост спроса на импорт товаров из Китая поддерживает ослабление курса юаня к рублю, а также «привлекательные цены» на транспортировку грузов, отмечают в ЦЦИ. В результате этого на некоторых небольших станциях в КНР начали формироваться очереди на отправку, а ставки на перевозку остановили падение.

Как эти условия оценивает бизнес

За первый квартал 2025 года перевозки импортных контейнеров из Китая снизились на 8,8%, до 355,7 тыс. 20-футовых контейнеров (на 10,5% упали перевозки химикатов, на 18,1% — автомобилей, на 19,3% — сборных грузов, на 7,5% — товаров народного потребления) после рекордных показателей годом ранее, следует из статистики РЖД. По словам представителя компании, сокращение поставок отмечается и через порты, и сухопутные погранпереходы, в том числе транзитом через Казахстан. «Тенденция сохраняется и в апреле. Основные причины снижения объемов предъявления к перевозке контейнеров с импортными грузами из Китая заключаются в уменьшении спроса из-за затаривания складов на территории России», — указывают в РЖД. При этом технологические возможности железнодорожного транспорта не выступают «сдерживающим фактором» — при восстановлении объемов перевозчик готов обеспечить их транспортировку.

На фоне дисбаланса экспорта и импорта выросла цена фрахта контейнеров
Бизнес
Фото:Екатерина Кузьмина / РБК

По мнению аналитиков ЦЦИ, сейчас «лучшие возможности для импорта»: в апреле достигнуто «ценовое дно», но в последующем ожидается несущественный рост ставок. Изменение тарифов оказывает влияние и на перераспределение грузопотока с одного вида транспорта на другой. Так, по данным Дмитрия Суховерши, директора направления мультимодальных перевозок FM Logistic, доля перевозок в прямом железнодорожном сообщении увеличилась и превысила 50% в общем объеме контейнерных транспортировок компании из Китая в Россию. С учетом роста тарифов на автоперевозки из Китая в последний месяц часть клиентов предпочли переключить свои отправки с автомобильного транспорта на железнодорожный контейнерный сервис. К тому же сроки прохождения грузов через железнодорожные погранпереходы сократились в среднем на 7–14 дней по сравнению с новогодним периодом — сейчас транзитное время железнодорожных и автомобильных доставок из Китая сопоставимо, говорит он.

В ModernWay наблюдают, наоборот, снижение объема импортных перевозок, вследствие чего обостряется конкуренция на рынке экспедиторских услуг. «В результате уменьшается не только уровень ставок, но и маржи экспедитора», — заключает Ольшанский.

Какие прогнозы

ЦЦИ ожидает, что уже во второй половине апреля ставки на прямые контейнерные поезда из Китая могут перейти к сдержанному росту — на $500 за 40-футовый контейнер. Этому будет способствовать увеличение импортного грузопотока на фоне благоприятного для импортеров курса юаня, стоимости перевозки, а также транзитных сроков доставки контейнеров, полагает Роман Шагалов, старший аналитик ЦЦИ. «Кроме того, китайские фабрики и импортеры будут стараться завершить отгрузки до начала майских праздников в КНР. При этом ускоренные контейнерные поезда — самый дешевый способ доставки контейнеров из Китая на сегодня», — заявляет эксперт. Ставки на мультимодальные же маршруты могут продолжить падение «до достижения паритета» со стоимостью сухопутных маршрутов.

Ольшанский придерживается более прагматичного прогноза: «Существенное увеличение объема импортных грузов и, соответственно, рост ставок будет не раньше второй половины этого года». В Optimalog рассчитывают умеренное снижение или «стабилизацию» ставок в обозримой перспективе. На уровень цен будет оказывать давление сезонный фактор — летом снижается активность в строительном секторе и сегменте товаров народного потребления, избыток логистических мощностей на фоне дисбаланса экспорта и импорта, курс юаня и экономическая ситуация — при росте китайских поставок в России возможно наибольшее повышение спроса и коррекция цен.

«Ключевые риски при этом — ужесточение санкций в виде потенциальных вторичных ограничений для китайских перевозчиков и резкое увеличение спроса на определенные товары — например, электронику перед сезоном распродаж», — заключает Федорова. По ее мнению, импортерам «стоит воспользоваться текущими условиями», но быть готовыми к возможным изменениям цен летом. Основные драйверы спроса — промышленные товары и замещающий импорт, а не традиционный потребительский сектор, считают в Optimalog.

Читайте РБК в Telegram.

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 93,56 (+0,62)
Инвестиции, 21:32
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 79,73 (+0,39)
Инвестиции, 21:32
Почему Египет импортирует продукты питания РБК и РЭЦ, 22:23
В аэропорту Геленджика приостановили полеты Политика, 22:17
Развожаев сообщил об отражении атаки ВСУ на Севастополь Политика, 22:15
Истина в стекле: как выбрать винные бокалы РБК и СберПервый, 22:05
Зеленский анонсировал встречу с США и оценил шансы на мир Политика, 21:57
В аэропорту Краснодара ограничили полеты Политика, 21:48
Силовики провели рейд на вечеринке в честь 10-летия альманаха moloko plus Общество, 21:46
Подведите итоги года правильно
с интенсивом от РБК
Пройти интенсив
Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне РБК и Ozon Travel, 21:46
Три истории из 2027 года: чем удивит многозадачный курорт на берегу реки РБК и Dream Riva, 21:40
Российская конькобежка Коржова отобралась на Олимпиаду Спорт, 21:36
Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму РБК и ВТБ, 21:23
Почему Лукашенко освободил политиков, осужденных после выборов 2020 года Политика, 21:21
Мерц заявил о конце эпохи Pax Americana для Европы Политика, 21:12
Кремль ответил на данные о просьбах «видных россиян» к Путину об Урганте Политика, 21:02