Перейти к основному контенту

Внешнеторговый форум РБК,
29 апреля, Центр событий РБК

Новая логистика

Валюты расчетов

Безопасность поставок

IT решения для ВЭД

Выход на новые рынки

18+

Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

У РЖД вырос экспорт грузов на восток на фоне отмены угольных квот

После отмены с 2025 года обязательств по перевозке угля экспорт остальных грузов в восточном направлении у РЖД вырос более чем на 14%. Частично объемы экспортного угля перераспределяются на другие направления
Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

Экспорт неугольных грузов по железной дороге в восточном направлении увеличился по итогам января 2025-го на 14,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 4 млн т. В частности, за счет нефтепродуктов (их перевозки выросли на 13,1% к аналогичному периоду прошлого года), черных металлов (+51,3%), контейнерных грузов (+16,7%) и руд (+26,8%), сообщили РБК в пресс-службе РЖД.

Январь стал первым месяцем, когда начали действовать новые принципы перевозки угля. С 2025 года экспортные поставки топлива осуществляются в соответствии с Правилами недискриминационного доступа (ПНД): теперь уголь транспортируется в 11-й очереди, в то время как до этого стоял в третьей. Такой приоритет обеспечивали соглашения между РЖД и угледобывающими регионами на доставку продукции на экспорт на восток. В 2024 году их объем был максимальным и составил около 100 млн т, квоты распространялись на Кузбасс, Якутию, Бурятию, Хакасию, Иркутскую область и Туву.

Правительство приняло решение с этого года не сохранять преференции, обязательное соглашение заключили только с Кемеровской областью (в объеме 54,1 млн т). Дискуссия относительно непродления квот началась после письма гендиректора — председателя правления РЖД Олега Белозерова президенту России Владимиру Путину, в котором он попросил рассмотреть такую возможность. В качестве аргументов топ-менеджер приводил риски невыполнения национальной цели по несырьевому неэнергетическому экспорту к 2030 году, потери доходов холдинга в размере 25 млрд руб. и потенциальное снижение его инвестпрограммы (в итоге сократилась более чем на 40% в 2025 году), что повлекло бы за собой сокращение сотрудников, задействованных в реализации инфраструктурных проектов.

Эксперты оценили потери РЖД из-за угольных квот
Бизнес
Фото:Денис Петров / РИА Новости

Позднее Институт экономики развития транспорта, близкий к РЖД, оценил финансовые потери перевозчика от действия угольных соглашений в 206 млрд руб. В частности, это объяснялось невывозом порядка 15 млн т высокотехнологичных грузов, к которым относятся товары в контейнерах, химикаты и пр., черные металлы, удобрения, зерно и нефтепродукты.

Как сейчас перевозится уголь

В основе действующих правил заложен принцип сбалансированного и равно доступного распределения пропускных способностей между грузоотправителями с учетом государственных интересов, а также исходя из вклада перевозимых грузов в экономику, пояснил представитель РЖД. «Такое распределение будет способствовать выполнению майского указа 2024 года в части увеличения доли экспорта несырьевых неэнергетических товаров к 2030 году не менее чем на две трети к уровню 2023 года», — добавил он.

По данным заместителя гендиректора Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, общая погрузка в направлении Дальнего Востока в январе увеличилась на 5,1%, 64% роста пришлось на уголь, без которого существенный рост перевозок «трудно достижим». Он отмечает, что этот показатель связан с низкой грузовой базой относительно января 2024 года.

Крупнейший морской угольный терминал предупредил о рисках недозагрузки
Бизнес
Фото:Юрий Смитюк / ТАСС

«Соответственно, пока замещения угля высокодоходными грузами не происходит, так как размеры грузовой базы, альтернативной углю, не позволяют наращивать погрузку в целом на сети (в январе она сократилась на 1,8%, до 93,1 млн т, что объяснили в РЖД в том числе большим объемом перевозок высокодоходных, но легковесных грузов. — РБК)», — говорит эксперт. За 2024 год общая погрузка снизилась на 4,1%, транспортировка высокодоходных грузов сократилась на 3,6%, среднедоходных — на 3,3%, низкодоходных — на 6%.

В первый месяц 2025 года экспорт угля на восток из всех регионов вырос на 5,5%, до 9,5 млн т, прежде всего на фоне увеличения поставок из Новосибирской области (+0,7 млн т, в январе 2024 года перевозки не осуществлялись) и Кузбасса (отправлено 4,6 млн т, +2,4%), следует из статистики РЖД.

Переориентация на другие направления

Частично объемы экспортного угля перераспределяются на другие направления, а также идут потребителям внутри страны, указывают в РЖД. Например, перевозки в порты юга выросли на 69%, до 2,8 млн т. Объем вывоза из Хакасии на экспорт в январе увеличился на 13,4% и составил 1,04 млн т. «Снижение поставок в восточном направлении на 7,9% там компенсировалось ростом поставок на запад на 24,2%», — пояснили в пресс-службе перевозчика.

ОТЭКО начал восстанавливать перевалку угля в Тамани после снижения ставок
Бизнес
Фото:Виталий Тимкив / РИА Новости

«Предварительно можно сказать, что восстанавливаются потоки в направлении портов Азово-Черноморского бассейна, особенно по сравнению с началом прошлого года, когда был конфликт между операторами и владельцем терминала ОТЭКО в Тамани (тогда угольщики объявили стивидору бойкот из-за высоких ставок на перевалку: источники РБК в угольной отрасли сообщали о ставке на уровне $38 за 1 т в январе 2024 года при ценах в среднем $11–15 в других портах юга, к апрелю она снизилась до $18. — РБК)», — рассуждает директор по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры Игорь Смирнов.

По информации источника РБК в угольной отрасли, базовая ставка на перевалку угля на терминале ОТЭКО в марте 2025 года составляет $15,30 за 1 т. Кроме того, при отгрузках от 50 тыс. т стивидор предоставляет скидку, а при поставках от 275 тыс. т ежемесячно — до 30%. Таким образом, поставщики смогут получать скидку на уровне $4,59, что означает конечную стоимость $10,71 за 1 т переваленного угля. Решение о предоставлении преференций было принято в результате соответствующей просьбы Минэнерго, добавил собеседник.

По словам Смирнова, потоки из Западной Сибири (Кемеровская и Новосибирская области) могут переключаться на юг, в частности для отправки угля на индийский и турецкий рынки — ныне соответственно второй и третий по значимости для российского экспорта угля (после Китая). Но пока значительного падения перевозок угля в восточном направлении «ожидать не стоит». Так, пока оно остается самым рентабельным, Кузбасс имеет гарантированные объемы вывоза уровне прошлого года, а более восточные регионы, особенно расположенные в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), — меньшие транспортные затраты при поставках продукции на внешние рынки, что позволяет им сохранять рентабельность при текущей конъюнктуре, перечисляет Смирнов.

«В целом в нашем представлении наличие гарантированных объемов вывоза для одного из видов продукции на лимитирующей транспортной инфраструктуре является, по сути, дискриминацией для других грузоотправителей и снижает экспортные возможности для грузоотправителей товаров с более высокой добавленной стоимостью», — добавляет эксперт. По его оценке, квоты для угольщиков могут нести негативный эффект для всей экономики России, хотя и очень важны для угледобывающих компаний.

В феврале 2025 года глава госсовета по направлению «Энергетика» Айсен Николаев сообщил, что по итогам первого полугодия будет оценено влияние ПНД на угольную отрасль и при негативных выводах возможен вариант возобновления действия соглашений между РЖД и регионами. Кроме того, в качестве поддержки угольщиков Минтранс предложил субсидировать перевозки экспортного угля в западном направлении по аналогии с механизмом, используемым при поставках по железной дороге моторного топлива в ДФО.

РБК направил запрос в пресс-службу Минэнерго, а также в правительства угледобывающих регионов.

Читайте РБК в Telegram.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"

Внешнеторговый форум РБК,
29 апреля, Центр событий РБК

Новая логистика

Валюты расчетов

Безопасность поставок

IT решения для ВЭД

Выход на новые рынки

18+

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 24 апреля
EUR ЦБ: 94,57 (+0,53)
Инвестиции, 23 апр, 17:30
Курс доллара на 24 апреля
USD ЦБ: 82,36 (+0,9)
Инвестиции, 23 апр, 17:30
Мужчина получил более 7,5 лет колонии строгого режима за кражу 140 яицОбщество, 13:11
Всегда на связи: зачем бизнесу трансформировать контакт-центрТренды, 13:10
Срок генералу Попову и дела на других служащих Минобороны. ИнфографикаПолитика, 13:10
Шадаев заявил об ужесточении работы с мессенджерамиТехнологии и медиа, 13:09
Кремль сообщил, что «ничего не укроет» о встрече Путина с УиткоффомПолитика, 13:08
Военная операция на Украине. ОнлайнПолитика, 13:04
Кремль счел преждевременным обсуждение выхода США из переговоровПолитика, 12:58
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Эксперты предупредили о возросшем риске войны Индии и ПакистанаПолитика, 12:58
Суд оставил в силе требование к Райффайзенбанку выплатить €2 млрдФинансы, 12:54
С рудника «Норникеля» в Норильске вывели более 600 горняков из-за дымаОбщество, 12:49
Иван Попов перестал быть генералом после решения судаПолитика, 12:47
Кто такие Бомбардиро Крокодило и Тралалеро Тралала. Как они стали трендомLife, 12:41
Россиянина удалили до конца матча НХЛ за удар соотечественника клюшкойСпорт, 12:41
Токаев заявил о попытках навязать казахстанцам языкПолитика, 12:39